Человек не терпит насилия!

Война по-итальянски: хроника большого облома

big slide 47

80 лет назад – 10 июня 1940 года – Италия вступила во Вторую мировую войну. В то время на грозного Муссолини посматривали с опаской. Однако, вопреки ожиданиям, Италия оказалась бумажным тигром – страшным только на вид. Итальянцы в тех событиях оказались самым слабым звеном: обузой для союзника и мальчиком для битья у противника.

В ожидании момента

Осенью 1939-го Муссолини, несмотря на намеки из Берлина, уклонился от вступления в войну, не желая рисковать. И только увидев, как в мае 1940-го немцы разгромили голландцев, бельгийцев, французов и англичан (https://ord-ua.com/2010/02/16/najvluchnishij-udar-serpom-cherchillyu-po—paltsyah-stalinu-po-nervah/) – решил вмешаться. Но тут уже немцы не нуждались в союзнике, и Гитлер посоветовал не спешить.

С другой стороны, и будущие противники предложили решить вопросы мирным путем. Заняв пост британского премьера, Черчилль вскоре обратился к итальянскому коллеге с примирительным письмом. Кроме того, англичане и французы попросили о посредничестве американцев. По словам Черчилля, президента США уполномочили заявить, «что нам известны итальянские территориальные претензии в Средиземном море, что мы согласны немедленно рассмотреть любые обоснованные требования Италии, что союзники готовы допустить Италию на мирную конференцию на равных началах с любой воюющей стороной». Французы даже готовы были уступить итальянцам Тунис! Однако дуче, припомнив старые обиды, дал понять, что склонен не договариваться, а взять трофеи. Так, 10.06.1940 в 16.45 итальянский министр иностранных дел сообщил английскому и французскому послам, что Италия будет считать себя в состоянии войны с Великобританией и Францией с 13.00 следующего дня. Выступая по случаю объявления войны, Муссолини среди прочего заявил, что Италия должна получить свободный выход в океан. Надо понимать, речь шла о Суэцком канале и Гибралтаре.

https://www.youtube.com/watch?v=ci02ctkC88g

От поражения к поражению

Война сразу началась для итальянцев неудачно. Имея более чем двойное превосходство над французской армией, лучшие части которой были уже разбиты вермахтом, они добились весьма скромных успехов. Развернуть полномасштабное наступление сухопутных войск итальянцы смогли только 21 июня (!) за четыре дня до перемирия.

Дальше было хуже. Наступление на Египет началось в сентябре 1940-го. Имея подавляющее превосходство в силах (215 тысяч 200 танков, 300 самолетов против 36 тысяч, 65 танков, 48 самолетов у англичан) итальянцы продвинулись на 90 км и остановились, организовывая коммуникации и укрепленные лагеря. Три месяца (!) фронт стоял на месте, а затем британцы, получив незначительные подкрепления (в т.ч. новых 40 танков), разгромили итальянцев. К началу февраля 1941-го итальянцы потеряли половину Ливии и 115 тысяч пленными.

Италия имела значительные силы (около 250 тысяч, на 2/3 туземные, 190 танкеток и броневиков, 150 самолетов) в Восточной Африке: Эритрея, Эфиопия, Сомали. Поначалу им противостояло всего 18,5 тысяч британцев (тоже, в основном, колониальные части) при 85 самолетах. Однако, наступая в расходящихся направлениях – на юге в Кении и на севере в Судане – войска дуче не достигли больших успехов. Нарастив силы, британцы при поддержке эфиопских партизан контратаковали, и в ноябре 1941-го итальянцы капитулировали (хотя некоторые партизанили до осени 1943-го).

Тем временем, в октябре 1940-го Муссолини напал на Грецию. Однако и тут его постигла неудача. Греки, которых считали слабыми вояками, показали, что итальянцы вообще никудышные. «Если бы наступившая зима не остановила также и продвижение греческих армий, «итальянская авантюра» закончилась бы полным разгромом уже через полтора месяца», — комментировал ситуацию немецкий фельдмаршал Кейтель.

Напав на Грецию, Муссолини подложил большую свинью Гитлеру. Немецкая дипломатия приложила немало усилий, чтобы Балканы оставались нейтральными. Однако в результате греческой авантюры возмутилась Югославия, где в результате военного переворота к власти пришло антинемецкое правительство. Гитлер вынужден был вмешаться, однако разгромить югославскую и греческую армии было проще, чем потом контролировать захваченные территории.

В ноябре 1940-го англичане устроили «маленький Перл-Харбор» на базе ВМС в Таранто, в марте 1941-го разгромили итальянский флот в морском бою. О том, чтобы самостоятельно захватить стратегически важную Мальту, Муссолини и его военные даже не помышляли.

Летом 1941-го немцы хотели вежливо отказаться от участия итальянских войск в войне против СССР. «Каким образом сумеют противостоять русским эти «полусолдаты», если их разбили наголову убогие греческие пастухи? – язвил фельдмаршал Кейтель. – Союзная Италия обходилась нам очень дорого». На этом фоне полный разгром итальянской 8 армии на Дону зимой 1942-1943 гг. выглядит вполне закономерно.

Как заметил воевавший на Восточном фронте итальянский офицер Эудженио Корти, ему неоднократно хотелось забросить написание мемуаров: «Мне было стыдно и больно писать правду о нас, итальянцах, как о солдатах».

***

Вышеизложенное написано не для издевательских насмешек, а чтобы провести разбор полетов и понять: почему итальянцы воевали так плохо? Почему государство, бряцавшее оружием около десятка лет, оказалось совершенно не готовым к войне?

Испанская прелюдия

Гитлер и Муссолини приняли активное участие в испанской гражданской войне (1936-1939) на стороне генерала франко. При этом они показали совершенно разный подход к делу.

Немцы ограничились относительно небольшим (5.5 тысяч) легионом «Кондор»: прежде всего, авиация, а также танковые, противотанковые и ПВО. При этом благодаря частым ротациям через легион прошло около 20 тысяч человек. Для них Испания стала полигоном, где они обкатали на практике новые способы ведения войны.

В свою очередь, Итальянский экспедиционный корпус в Испании насчитывал более 50 тысяч человек (всего через него прошло около 80 тысяч). Кроме того, задействовали ВМС, помогали франкистам. Италии все это влетало в копеечку – 14-20% госбюджета. В 1937 г. в Риме утвердили программу модернизации и реорганизации армии, а средства для этого нашлись только в 1939-м!

Вступая во Вторую Мировую, Италия как бы имела 73 дивизии. Из них полностью боеготовыми были лишь 19, а еще 32 частично. В пропагандистском раже Муссолини неоднократно заявлял, что у итальянцев 8 миллионов штыков – на самом деле, их никогда не было больше 2,6 миллионов. Впрочем, численность тогда не играла решающей роли. Ведь в декабре-феврале 1940-1941 гг. в Северной Африке на одного британского солдата приходилось трое пленных итальянских.

Дмитро Шурхало, для «ОРД»

(окончание следует)

Оцените материал:
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Ирина Долозина -- чемпион по "скруткам". При всех начальниках
НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Последние российские новости впечатляют. Бывший журналист «Новой газеты» Сергей Канев пишет, что под Питером была обнаружена частная тюрьма с крематорием.…
Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

  Почему крупные дистрибьюторы лекарств и торговцы «самопальными» медпрепаратами попали в одно уголовное дело. Весной этого года, 25 марта, федеральный суд…
НОВОСТИ