Вся государственная вертикаль Украины заражена вирусом коррупции. Под вывесками министерств и ведомств в едином порыве сплотились организованные преступные группировки. Они настолько связаны круговой порукой, что чувствуют абсолютную безнаказанность. Яркий пример — Министерство экологии и природных ресурсов, о кадровых и иных расценках в котором неоднократно писали журналисты.
Один из его действенных отрядов — Государственная инспекция экологического контроля, временно возглавляемая Игорем Яковлевым. Он всегда формально числился на вторых ролях (первый заместитель главы Херсонской ОГА, первый заместитель главы экоинспекции, кстати, еще во времена Януковича), но именно Яковлев сосредоточил в своих цепких руках реальную власть, дающую возможность обогащать и себя, и своих покровителей в высших эшелонах.
Его деятельность — назовем вещи настоящими именами — направлена на развал системы экологического контроля. Загрязненные реки, строительство частных домов в рекреационных зонах (в том числе, в Киеве), проблемы с полигонами для твердых бытовых отходов — результат преступного бездействия Яковлева. Но бездействие это оплачивается куда жирнее, чем действие.
Яковлев сохранен постмайданной властью и посажен в начальственное кресло для того, чтобы брать мзду за заведомо незаконные разрешения. Он создал, а теперь значительно усилил разветвленную коррупционную систему, охватывающую все регионы Украины.
Как в капле воды, принцип “крышевания” виден на примере города Шполы (Черкасская область). Группа бизнесменов занесла в областную экоинспекцию 12 тысяч долларов, чтобы та закрыла глаза на вырубку лесопосадки между селами, на землях государственного значения, не находящихся в пользовании. Уничтожено 100 гектаров леса. На “освобожденной” территории они начали снимать верхние слои почвы и открывать источники, чтобы наполнить незаконно выкопанные водоемы для личного пользования. В результате у селян из колодцев пропала вода.
Правоохранительные органы даже завели на преступников криминальные дела. Но люди Яковлева на местах сделали все, чтобы свернуть рассмотрение аферы.
Это Черкасщина, где и лесов-то немного. А то, что делается под прикрытием Яковлева в Карпатах — уму непостижимо. Эшелоны с отборным кругляком беспрерывно следуют через границу. На месте столетних лесов остаются километровые проплешины. По предварительным подсчетам, именно поставленный на широкую ногу международный “бизнес” только за три последних месяца пополнил карманы Игоря Яковлева на 2,5 миллиона долларов. Особенно доверительные отношения у него с немецкими партнерами из Баварии. При этом используются — внимание! — российские посредники (две фирмы “Росдревсбыт” и “Риаццо”). Координирует действия племянник Яковлева, гражданин России Николай Гарипов.
Конечно, утверждать, что Яковлев все забирает себе, было бы глупо. Он тоже лишь часть коррупционной цепи, и большую часть суммы отдает наверх. Но кое-что, сущая мелочишка, в карманах Яковлева, конечно, остается. Например, на то, чтобы отдыхать в экзотических краях, например, Индонезии или на Майорке, или собрать коллекцию автомобилей в количестве 7 штук, предусмотрительно “переписав” их на родственников.
При таком достатке (а он ежедневно приумножается) Яковлев наделен отличительным родимым пятном всех украинских чиновников — жлобством и местечковой мелочностью. На днях и.о. главы Государственной инспекции экологического контроля отбыл на служебном автомобиле во Львов — решать дела с повышением ставки откатов за разрешение размещать тамошний мусор в местах, для этого не предназначенных. Процент Яковлев повысил на 35%, и не по личной инициативе, а лишь передавая волю воротил из Кабмина. Да, в общем, и не в этих жалких сотнях тысяч дело.
Пробыл Яковлев во Львове шесть дней. Нет, переговоры заняли всего один день (здесь не место говорить о них подробно — ограбленный, но мстительный господин Садовой сделает это куда лучше). Остальное время Яковлев просто отдыхал за счет налогоплательщиков. Львов сейчас, конечно, не лучший город для отдыха, но на халяву и стрихнин сладок. Украинские миллионеры — а Яковлев настоящий долларовый миллионер — столь бережливы!
Яковлев и отходы — тема масштабная. Для ее освещения понадобится отдельный материал. Впрочем, ведь и судебные дела всегда многотомны…
Олег Лотарев, для «ОРД»