За четверть века существования Главное разведывательное управление МО Украины, как и вся армия, только недавно почувствовало внимание со стороны руководства государства, да и народа, к своим проблемам. А проблемы непростые — в условиях реальной войны со второй по мощи армией мира из Рфии. Фактически на ходу приходится восстанавливать боевой потенциал всех видов разведки. Спасибо “папередникам” за это!
А помнится, в начале 90-х, во время формирования энтузиастами абсолютно новой для Украины службы военной разведки, в том числе и стратегических компонентов, открывались значительные перспективы развития. Потому что за дело формирования брались профессионалы и патриоты, использовалась внушительная постсоветская материально-техническая база и главное, энергия людей, которые стремились реализовать свои идеи в новых условиях.
Но наверное, все-таки и государство, и народ, и военная разведка независимой Украины объективно нуждались в испытаниях прочности, как в экзамене на зрелость, для того чтобы отделить показушное, парадное и примазавшееся, от истинного и ценного. Именно российская агрессия стала этим самым большим экзаменом на профпригодность сотрудников ГУРа. Эта невероятно подлая, гибридно-террористическая война российских вождей определила степень пригодности каждого. Те кто ушел, сдрейфил, оцепенел в ожидании развязки или захотел просто спрятаться в своем маленьком отдельном мирке по принципу моя хата с краю, не являлись разведчиками с самого начала, это были ловцы чинов, привилегий и хорошо оплачиваемые воентуристы.
Практически, предвоенный период стал своего рода лишь попыткой ГУРа стать реальной военной разведкой. Да, многие гуровцы имели реальный опыт миротворчества, участия в урегулировании конфликтов на дальних землях под крышей ООН и НАТО. В Африке и на Ближнем Востоке, в бывшей Югославии и Ираке с Афганистаном. Но, одно но, это были кровоточащие, ужасные раны далеких стран, которые как бы говорили, не делайте этого, берегите мир и спокойствие своих народов и домов любой ценой и не жалейте для этого ни усилий, ни средств. И как оказалось, этот мир реально суров, не прощает разгильдяйства, инфантильности и наплевательского отношения к силовикам, важнейшая функция которых — защита своего государства, дома, семьи от дальних врагов и от ближних “братьев”. Нельзя сказать, что ничего не делалось в этом розовом тумане всемирного братания и демилитаризации с конверсией. Развивались различные разведструктуры и спецслужбы. Можно сказать даже разбухали, главным образом за счет подразделений официального представительства, обеспечения деятельности и администрирования. Особенно представительства за границей, что давало не только престиж и хорошие связи на будущее, но и приличный, по сравнению с Украиной, заработок.
С другой стороны, офицеры, которые получили опыт военных конфликтов за границей, начиная с Афганистана и Югославии и заканчивая Ираком с Африкой, часто оказывались не у дел по возвращению домой. Было ли это намеренной политикой пятой колонны или просто объективной логикой развития карьеры в государстве, где военные считались бездельниками, предстоит еще выяснить историкам. Однако, как говорил известный персонаж, к началу испытаний войной, мы имели то, что имели: разведку очень-очень мирного времени, усохшую вследствие морального и возрастного старения авиационную, радио- и радиотехническую разведку, про джеймсов бондов в штабах РФии можно даже не распространяться.
А после внезапного российского нападения, к этому добавились утраченные возможности в украинском Крыму, захваченные россиянами оборонные предприятия в Донецке, где выпускали такую необходимую технику радиоэлектронной разведки.
Про внешнюю агентурную разведку следует поговорить особенно. В борьбе сторонников концепции военной разведки как наблюдателей в бинокль из окопа и представителей теории воендипломатов победила дружба, каждый получил по департаменту и ресурсам. Однако, реально успехи, особенно в разведке, приносит не наличие эффектно-красивых по названию военных и даже дипломатических структур, не дипломатические балы и не показушные учения. А повседневный, тяжелый, часто непубличный и опасный труд, можно сказать ремесло разведки. Для начала, наверное, стоит открыть учебники и истлевшие инструкции со времен Второй мировой, украинцы были талантливыми разведчиками. Затем, не изобретая велосипед, пройтись по тексту “Искусства разведки” Аллена Даллеса. А затем, творчески интерпретируя уже собственный опыт украино-российской войны, взяться за работу, понимая, что других шансов не будет. А союзники, они посмотрят на что мы способны, возможно и помогут в чем-то. Но надо понимать, что успешные государства и разведки всегда имели ВОЛЮ К ПОБЕДЕ! И военные разведчики Украины имеют ее! Сотрудники ГУРа профессионально выполняют боевые задачи в районе проведения антитеррористической операции на Донбассе, в других конфликтных зонах, при этом гибнут от рук российских спецслужб не только в зоне проведения АТО и в тылу противника, но и в глубоком тылу, вспомним генерал-майора Максима Шаповала, который прошел через огонь и воду адского аэропорта в Донецке, а погиб от подлого теракта в Киеве, других геройских разведчиков.
Про других разведчиков. ГУР это военная разведка, это военно-политические вопросы, обеспечение военной безопасности и прочие особенности. Однако, внешняя разведка не может быть успешной при фрагментарном подходе, разорванная на части, на информационные и оперативные сегменты по направлениям. В этом контексте важен профессионализм Службы внешней разведки, которая была в разы «элитнее» в потребительско-мещанском понимании и, честно скажем, страдала определенным снобизмом. Потому что во фраке, с бокалом шампанского и за границей. Однако, с началом войны 2014 года, ее роль оказалась практически незаметна. Можно конечно сказать что это признак профессионализма, однако и примет успехов не видать. Прежде всего, хотелось бы все-таки увидеть крепкого и штатного профессионала во главе Службы, уверенных в своем будущем сотрудников и ЧЕТКИХ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ, которые почему-то не оглашаются. Для военных, профессиональное благополучие Службы стало бы многократным усилителем возможностей по внешней разведке, а также интерфейсом, площадкой взаимодействия во внешних операциях, равно как и школой в тех сферах, где опыт Службы внешней разведки неоспорим.
В целом, в масштабах государства Украина, разведка не может быть эффективной в принципе, хоть залей ее всю деньгами, патриотами и другими ресурсами без всеобъемлющей, непрерывной и высокопрофессиональной КООРДИНАЦИИ НАВЕРХУ. Это может быть комитет по разведке, это может быть объединенный штаб, либо даже ситуационно-управляющий распределенный территориально Центр. Однако есть НЕПРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ его деятельности — компетентность и ответственность его представителей, которые имеют прямую связь с высшим руководством государства.
Теперь о людях. Разведчики оказывается тоже люди, со своими житейскими и прочими проблемами, некоторые из которых очень-очень специфические. Эти проблемы требуют внимания на высшем уровне. А именно, устаревший довоенный закон про разведывательные органы, который должен помимо задач подумать и о сотрудниках — живых и погибших, это война. И об их осиротевших семьях, детях, родителях. Для живых — социальная и даже физическая, в случае необходимости, защита. Для пленных — забота и процедура освобождения. Потому что люди, особенно рискующие всем во благо Родины, это НЕ РАСХОДНЫЙ РЕСУРС. В конце концов, наловлено достаточно российских шпионов и просто коллаборационистских государственных преступников, их надо использовать по образцу обмененных скопом заблудившихся российских десантников и приблудных диверсантов.
При этом, когда на повестке стоит ежедневно стоит вопрос жизни и смерти, бытовая неустроенность большинства разведчиков и улучшение материального благополучия их семей как всегда уходят на второй план. Становится очень обидно и не понятно, когда структуры военной и внешней разведки финансируются хуже, чем Национальная Гвардия и МВС Украины.
В заключение отметим, что в соответствии с Законом Украины “О разведывательных органах Украины” ГУР в свои молодые 25 лет уже достаточно успешно осуществляет разведывательную деятельность в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической, информационной и экологической сферах. Это заслуга, тяжелая и титаническая работа большого слаженного коллектива ГУРа, который сегодня ДОСТОЙНО ПРОТИВОСТОИТ НЕ ТОЛЬКО “ГИБРИДНОЙ” ВООРУЖЕННОЙ АГРЕССИИ РФ, НО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ РЕАЛИЗАЦИЮ И ЗАЩИТУ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УКРАИНЫ ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ ЧАСТЯХ СВЕТА, РЕАЛЬНУЮ ПРАВДУ ПРО ЧТО МЫ ВОЗМОЖНО УЗНАЕМ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ МНОГО ЛЕТ.
«N» специально для «ОРД»