Человек не терпит насилия!

Жизнь в камере смертника: «Раза три при мне вешались»

pg

Пожизненное заключение существует в Украине с 3 апреля 2000 года. За это время наша страна успела накопить почти 1900 «смертников», оказавшись европейским рекордсменом по их числу — незначительно, но все-таки опередив даже полицейскую РФ. Число пожизненников в Украине постоянно растет, так как выйти на свободу такие зэки могут не раньше, чем через 20 лет тюрьмы – да и то, если помилует Президент. А таких случаев у нас пока не было, хотя в Новгород-Северском (Черниговская область) есть осужденный, который сидит уже четверть века.

Закон говорит, что пожизненники должны содержаться в спецучреждениях, по 2 — 4 в камерах, стены, потолок и пол которых армированы особым образом, а двери и окна оснащены тревожной сигнализацией. На поверку таким характеристиками наделены не все тюрьмы, где содержатся ПЖ — а это примерно 20 следственных изоляторов и спецблоков в колониях максимального уровня безопасности.

Один из пожизненников Енакиевской 52-й колонии, который недавно добился перевода в Артемовское СИЗО (на территорию Украины), рассказал, как ему живется, сравнил условия с теми, которые были в «ДНР», в войну и в довоенное время. Напомним, 52-я «зона» несколько месяцев находилась на линии фронта, а примерно год назад оказалось под контролем террористической «ДНР».

По закону «смертнику» разрешается 15 минут в день говорить по телефону и эти драгоценные минуты наш собеседник несколько раз потратил на общение с «ОРД».

— За что сидите?

— За двойное убийство, которое совершил в 21 год. Первая судимость. Пацанячие разборки. Сижу 16-й год. А рядом в 52-ой, в открытой зоне были и такие осужденные, которые женщин убивали и сидели не в первый раз.

— Как выглядит камера пожизненника в Енакиево и в Артемовске?

— Везде одно и то же: бетонная ячейка — 2,5 на 5 метров и две двухъярусные нары. Туалет, умывальник, тумбочка, стол с 2 привинченными скамейками, окошко 1,2 на 1,2, а на нем аж три решетки. Когда у нас в 52-й порвало электричество, мы костры в камере разводили. Попалили все простыни, и все одеяла, и все книги с тетрадями сожгли. Сами варили себе есть. Все пошло в топку, кроме матрасов и фуфаек. Покупали бензин через шныря (зэк-уборщик), потом в трех самых блатных хатах скинулась на генератор. Все стены камер закопченные были из-за костров и сами были закопченные, как шахтеры.

— Каков ваш распорядок дня?

— В 6 подъем. Охранники стучат по камерам: «Подъем!». В полседьмого приезжает завтрак. В дверях — «кормушка» (окошко), через нее передают еду. До войны давали каши, хлеб, сахар. В полдесятого прогулка. Снова открывается дверца, подставляешь руки, надевают наручники и выводят. В камере нас 4 человека, гуляем все сразу, сопровождают 5 охранников. Через час обед — в 12. Потом — кого в спецчасть, а кому в комнату психологической разгрузки. Это такая же камера без окон и дверей, там Библия, иконы, книжки. До войны можно было после обеда еще и к психологу выйти, можно было к фельдшеру. Раз в неделю — тюремная баня. Раз в полгода — свидание с родными (разговор через стекло по спецтелефону). На 52-й была еще и работа: мы шили руковицы рабочие, спецодежду. Для ПЖ это по желанию, многие отказывались, так как пара перчаток стоила 3 копейки – так оценивался труд. Потом подняли до 10 копеек пара. Я лично работал, хотя от зарплаты нас заставляли отказываться – типа, в фонд зоны (типа — занимаемся благотворительностью), и было, что за месяц работы я получал 3 гривны. Ужин по распорядку в 17.00, потом смотрим телевизор, читаем, в 22.00 – отбой.

— Во время прогулки пожизненник видит живую зелень? Например – в этом дворике летом есть трава?

— Прогулочный дворик – это просто название. А по сути это такая же камера, только чуть больше по размеру и без крыши. Там 4 стены и небо в клетку, бетонный колодец. Никакой травы. Есть брусья и турник, а над головой – решетка из арматуры и пластин, по которой ходят охранники, наблюдая за нами. Отжимаемся и ходим взад-вперед, вот и вся прогулка.

— В наручниках?

— Выход из камеры обязательно в наручниках. Во дворик ведет дверь, где тоже есть «кормушка». Тебя завели в бетонный колодец, ты руки просунул в кормушку, сняли наручники и там уже, внутри колодца, ходишь без наручников.

— Распорядок при «ДНР» в 52-й изменился?

— «ДНРовцы» начали с того, что на продоле (в коридоре) в масках и с автоматами заставили охранников присягу приносить. Наша администрации под дулами автоматов целовали их флаг. Кто-то, может, и радовался, но большая часть – скрипя зубами.

Что касается распорядка – то он был тем же, но если администрации неохота, там могут на прогулку и не повести, и пожаловаться некому. А в Украине написал жалобу – исправились. Мне было очень обидно, что забрали длительное свидание, а я его так и не успел попробовать. Ёлки-палки! За полгода до войны разрешили пожизненным длительные свидания раз в 3 месяца, а краткие сделали каждый месяц. Мы обрадовались – за деньги родственников сделали в 52-й комнату длительных свиданий внутри одной из камер оборудовали плитку, кухонный гарнитур, уголок, кровать (ну на самом деле не совсем кровать, а такая двухместная нара), туалет с душевой, раковину… Официально такое длительное свидание стоило 330 гривен – типа, как аренда, платилось за свидание в контору. Из ПЖ всего пятеро успели сходить, и началась война – не стало ни длительных, ни кратких.

— А как выглядит краткое свидание?

— Две кабинки, между ними – стекло, а там где зэк – еще и решетка. А рядом охранники. Как и на прогулке: привели, сняли наручники, и в бокс (помещение метр на полметра с лавкой), а родня через стекло. На стекле трубка телефонная, но она, бывает, не работает, и мы орем друг другу о личном, а охранник слушает.

— Чем кормят на ПЖ?

— В самые тяжелые времена, когда 52-я была в серой зоне (прошлой зимой) нам давали вместо хлеба 2 серых оладика. С началом «ДНР» как-то даже гречку подкинули и тушенку, рис потом был чуть ли не с маслом и даже манка с рыбой, но прошло 4 месяца и пошла только перловка, ячка. Работа при «ДНР» возобновилась, на ПЖ стали робы шить для шахтеров. Тех, кто работал, кормили получше – консервами. А вот сахар на 52-ой был только во время Украины.

В Артемовске у нас появился борщ с мясом, ну а в остальном почти все то же самое, что было в Енакиево, только отношение администрации почеловечнее. А еще у нас в Енакиевской зоне крупы запретили передавать. Потому, что крупами на 52-й торгует местный барыга, который имеет крышу у начальника: у него никто не хотел брать крупы, пока их могла передавать родня.

— В самом начале, когда ввели ПЖ, я помню формы были у смертников оранжевые, а сейчас?

— И у меня была когда-то оранжевая, потом были синие формы, а сейчас «ДНРовцы» угрожают выдать полосатые робы и кандалы. В Украине зимой выдают ватники и ботинки.

— Что по ТВ смотрели в камере?

— В Енакиевской смотрели российскую шизу, потому что альтернативы не было. А у меня нервов не хватало на эти новости смотреть, и я больше читал.

— Что бывает, когда ПЖ заболевает?

— В Енакиевской у нас трое заразились гриппом, лечить их никто не собирался – просто перевели в отдельную камеру больных, а между собой их не развели – и они там как мыши в банке из бетона: выживут – молодцы, а подохнут — вывезут похоронить.

— За те 15 лет, что вы провели на ПЖ, часто ли заключенные кончали жизнь самоубийством?

— Раза три при мне вешались. Один потому, что жена бросила, второй был наркоманом, а третьему другие зэки сказали, что лучше ему уйти из жизни самому, а иначе повесят: потому что он был педофилом.

— Умершего пожизненника отдают родным или хоронят в зоне?

— Во время войны я не думаю, что хоронили – вывезли, да и выкинули. А до войны, может, и отдавали. Только те, кого я помню, из умерших пожизненников, их не отдавали, потому что некому было отдать: от них отказались родственники.

— Вы не раз обращались к украинскому омбудсмену с просьбой перевести вас на подконтрольную Украине территорию. В чем причина настойчивости?

— При «ДНР» забрали длительные и краткие свидания, с передачами была проблема – родные отдавали 1,5 тыс. грн. только чтобы нанять машину, которая привезет передачу. Когда от нас первых 20 человек с ПЖ перевели в Артемовск, для них это был праздник, им все завидовали: воронок забили людьми плотно. Всего подавали список на 84 человека, но я не в первый заход попал.

Моя камера в 52-й вся хотела перевестись в Украину, даже один российский гражданин был среди нас, который кричал: «Слава Украине!».

На момент начала войны на ПЖ в 52-й сидело 148 смертников, потом 20 перевели в Артемовск, а из Донецка с началом «ДНР» начали подбрасывать новеньких – человек 40 довезли. А некоторым (таких было человек 30) – наоборот, повезло: «ДНРовцы» заменили им ПЖ на 15 лет и перевели с крытки на открытый лагерь. Еще где-то 15 заключенных перед войной выехали на Херсон, лечить туберкулез, и после начала войны их в Енакиево не вернули.

«ДНРовцы» не скрывали, что зэк не человек и могут расстрелять – хорошо еще, что в Енакиево у нас оставалась старая администрация.

— Из сектора для ПЖ в Енакиево во время боевых действий был побег. Как это вышло?

— В самые страшные обстрелы нас на несколько месяцев в камерах позакрывали, принесли буржуйку на корпус, чтобы не окоченели. И за этой буржуйкой следил шнырь (уборщик из числа зэков, которому разрешили бегать по продолу – по коридору). Он раздавал по камерам кипяток, и один раз когда был особенно сильный обстрел, пооткрывал камеры. Все зэки могли разбежаться. Кстати, сигнализация не вырубилась, она орала ужасно, но тогда всем все было без разницы — у нас один мент на всю зону оставался. Все зэки по зоне перемещались. Весь корпус ПЖ мог уйти. А убежали всего-навсего шестеро. Из них сейчас трое сидят на СИЗО — поймали в Енакиево, там они после побега успели что-то совершить. Двоих беглецов застрелили, а один все-таки убежал. Еще был случай: приехала за своими знакомыми банда с Горловки и забрала двоих ПЖ: один там вроде писарчуком был, а второй воевал, и до капитана дослужился, но погорел на продаже оружия и его назад привезли. Теперь ему и на Украине хана – стрелял же в украинцев.

— Чем запомнилась война?

— Осколки и пыль проникала даже в наши камеры, куда обычно почти не проходит солнце. Наша колония как бы в яме, и крытка (крытая тюрьма для ПЖ) находится в самом центре зоны, а на открытой части окна повырывало с рамами. Под канонаду засыпали, как под колыбельную.

— Как вам удалось 15 лет просидеть и не сойти с ума?

— Сам поначалу думал, что это невозможно, но человек ко всему привыкает. Со мной один заключенный сидел на 52-й, с которым 11 лет провели в одной камере. Когда обстановка в камере накаляется, сокамерники говорят администрации, что хотят съехаться с кем-то и с кем-то разъехаться. У всех зэков там руки в крови, потому до драк не доходило — обычно если что не так, садимся и обсуждаем. Один заключенный у нас выучил английский язык, другой – немецкий. Я же, чтобы не сойти с ума, читал книги по сельскому хозяйству, которые привезла мама. Невесту себе нашел через «Одноклассники». Готова за меня замуж выйти.

— И часто свадьбы у «смертников» случаются?

— Свадьбы на ПЖ были даже когда не было длительного свидания: у нас за время, что я отсидел, женились раз 20. Я держусь за мечту — хочу добиться помилования, выйти и фермерством заняться, у меня вся семья в сельскохозяйственном бизнесе, а сам я голубей с детства держал.

— Предположим, это от вас зависит: вы бы всех ПЖ выпустили после 20 лет отсидки?

— Не всех, конечно. Но многие раскаялись после первых 10 лет. А я не маньяк, мог бы много пользы принести, так что жду реформу – обещают отпускать тех, кто 20 лет просидел.

*

Обывателей пугает даже теоретическая возможность выхода на волю «смертника», так как воображение рисует кровожадных монстров. Хотя серийный маньяк за всю историю независимой Украины на ПЖ был один – умерший в камере-одиночке Анатолий Оноприенко. Чаще всего украинский «смертник» — это тот, кто зарезал собутыльников на бытовой почве. А статья 348 УК Украины говорит о том, что схлопотать «вышку» можно даже за неоконченное покушение на жизнь работника правоохранительного органа. По особому сурово оценивает законодательство покушение на жизнь Президента Украины, Председателя ВР, жизнь нардепа, Генпрокурора, и тд. ПЖ в Украине не применяется к убийцам в возрасте до 18 лет и старше 65 лет. Не приговаривают к «вышке» беременных женщин. Но в соседних странах (включая и постсоветское пространство) такая мера наказания к женщинам не применяется вообще, а у нас на ПЖ сидит больше двух десятков женщин.
Александр Букалов, член совета правозащитной организации «Донецкий мемориал» обращает внимание, что в Украине есть уже более 10 человек, чей срок пребывания за решеткой перевалил за 20 лет.

«Люди за столь длительное нахождение могут сильно измениться — сами сравните себя сегодня и себя 20 лет назад, — говорит Букалов. — Нет гарантии, что человек станет другим и я не говорю, что освобождать стоит всех. Речь может идти только о тех, кто изменился достаточно. Я не раз был в камерах у ПЖ, и могу сказать, что условия у них достаточно сносные. Но отсутствие надежды на освобождение влияет отрицательно. Страхи о том, что если помиловать ПЖ, на волю хлынут серийные убийцы, по-моему напускаются правоохранителями, потому что для них: чем жестче содержат преступников, тем шире поле для коррупции. Я, например, знаю, что еще до такого как пожизненникам разрешили длительные свидания (это произошло в апреле 2014-го) у пожизненника родился ребенок (то есть, видимо, насчет длительного свидания он все-таки договорился).

Правозащитник обращает внимание и на другие нюансы, которые вызывают тревогу.

«В 52-й колонии в корпусе для ПЖ на каждом этаже собака. Европейский комитет против пыток настаивает на отмене таких, чрезмерных мер. Проблема в том, что с осужденными обращаются так, как будто они только что совершили преступления. А краеугольный камень европейской политики в индивидуальном подходе. А обычно у судей арифметика такая: двоих убил — получи ПЖ, и обстоятельства становятся второстепенными. Далеко не всегда на ПЖ держат людей законно».

Татьяна Заровная, «ОРД»

Оцените материал:
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

15 ответов

  1. Заровная, ты когда-нибудь угомонишься? Ну сколько можно хуйню писать. Половина правды, а в конце каждого абзаца твои пять копеек. Обратись за консультацией ко мне. Ты ж сука в газетенке криминал экспресс желала мне встретить 35 летие в тюрьме. Помнишь мразина? Уж мне то есть, что тебе рассказать!

  2. Заровная тянет на то ,что к пожизненным надо применять закон Савченко,т как
    они изменились как и их истлевшие жертвы.

  3. Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.

    Попробуйте, сразитесь с нами!

    Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,

    С раскосыми и жадными очами!

    А.Блок ”Скифы”

  4. Интересный психологический подход. Жаль пожизненного. А жертв не жаль? Они ведь
    тоже хотели жить,воспитывать детей и внуков…Родственников убиенных не жаль?
    Не жаль матерей потерявших дочерей и сыновей?Не жаль детей потерявших родителей?
    Не жаль людей испытавших от действий преступников не человеческие физические и моральные муки? Собака на этаже всех возмутила, т как своим лаем мешает спать и отдыхать садистам. Вы же еще и оплачиваете содержание душегубов в тюрме,а они жалуются на асортимент пищи,что нет системных встреч с родственниками,туалетная бумага не такая,на футбол не водят…Сауны нет,а вместо нее душ.Мыло не глицериновое….А ведь все преступления совершенные ими умышленные,заранее под
    готовленные,желаемые…Может сердобольным тоже человечены захотелось?

  5. не удачно…”тема террористической днр” как и тема сисек — не раскрыта” автором Заровной. ..а задача была. Повторить. Интересно было бы почитать о украинском настоящем маньяке -Оноприенко. 52 -е “звездочки”. ..но Заровной ровно это не важно. ДНР — глазами пожизненника хотелось

  6. Жили себе крымские татары в мире, приперлись какие-то ублюдки, запретили ТВ, прессу на языке, ежедневные обыски и аресты, а теперь и Меджлис.

  7. Актом про помилування може бути здійснена заміна засудженому призначеного судом покарання у виді довічного позбавлення волі на позбавлення волі на строк не менше двадцяти п’яти років. (ч.2 ст.87 Кримінального кодексу України)
    Клопотання про помилування особа, засуджена до довічного ув’язнення, вправі подавати тільки після 20 років відбутого строку.
    Так, не всі “довічники” заслуговують на таку кару. І в цьому винний наш “найгуманніший суд”.

  8. нормальная статья, есть над чем задуматься.
    ПЖ пожалуй единственные заключенные, которых система реально ломает и этот урок они запомнят на всю жизнь.
    выпускать или нет, тут дело каждого отдельного случая. 20 лет это большой строк, и зека мучается, живет как скот, и государство тратит деньги, которые разворовываются. Мне кажется гуманнее было как раз ПМ в затылок.

  9. Лишнее подтверждение того, что ни к какую гейропу нас не примут. Мораторий на слертную казнь и дальнейшее введение наказания в виде ПЛС был как раз связан с приведением законодательных норм в соответствие с требованиями РЕ, а это был далекий 1997 год …

  10. “…За это время наша страна успела накопить почти 1900 «смертников», оказавшись европейским рекордсменом по их числу — незначительно, но все-таки опередив даже полицейскую РФ”…Вообще-то в “полицейской РФ” народа в 5 раз больше, чем у нас. Это что же за рекорды у нас такие? Это мы такие, или судьи-уроды?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Ирина Долозина -- чемпион по "скруткам". При всех начальниках
НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Последние российские новости впечатляют. Бывший журналист «Новой газеты» Сергей Канев пишет, что под Питером была обнаружена частная тюрьма с крематорием.…
Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

  Почему крупные дистрибьюторы лекарств и торговцы «самопальными» медпрепаратами попали в одно уголовное дело. Весной этого года, 25 марта, федеральный суд…
НОВОСТИ