Пресвятая Покрова. Церковные колокола отзвонили за великий праздник. А будень с исторической экстраполяцией опять, как это к сожалению, у нас водится, поставил перед многими украинцами (не по «чистой» этнике, а по гражданству, в конце концов) обидный вопрос: мы где? То есть, используя народную поговорку, мы дома или, пардон, замужем, причем в суровых условиях?
Вопрос непраздный. Например, к празднику Покровы, явлющимся одновременно Днем украинского казачества и годовщиной создания Украинской повстанческой армии в Одессе местный лидер коммунистов, некий товарищ Царьков заявил журналистам: «У нас в городе уже все привыкли к тому, что националистов в этот день не просто отлавливают, но и причиняют им физический урон. Так будет и в этом году». И вот представьте себе, отправилась бы я по делам в «жемчужину у моря», а кто знает, как распоясавшиеся наследнички красных палачей-энкаведистов выщупывают этих самых «националистов»? Вдруг по форме носа? По наглости говорить на улице на государственном языке? Или — по сочетанию в одежде чего-нибудь сине-желтого?
Да что там, рассказываю безо всякого саркастического преувеличения. Два года назад Покрова пришлась на выходной, и я вместе со знакомыми «националистами» (патриотами?) отправилась на Майдан Независимости в Киеве оказать уважение буквально «полутора» старичкам-уповцам. По случаю праздника был на мне легенький шарфик. Сине-желтый. А потом, я как водиться у журналистов, решила постоять с краешку митинга коммунистов и витренковцев (если кто помнит, они в тот год как раз устроили «показательное выступление», переворачивали металлические заграждения и подагрическими ногами били ни в чем не повинных ребят, призванных по долгу службы охранять правопорядок). Так вот, серьезный и усталый милиционер, несший службу у металлического заграждения, меня на «красный» митинг вежливо не пустил: «Вы же символику снять не захотите? А там видите, что творится. Порвут Вас на сувениры, а мне — отвечать». Нет, конечно же, по репортерски можно было бы прикинуться большевичкой с красным бантищем. Но как-то стало обидно в праздник средь бела дня в столице независимого государства «ховать» за пазуху небольшой кусочек ткани цветов флага этого государства.
Служивого я, кстати, поняла без обид. А вот родное государство — нет.
Покрова-2009 закончилась. Но кажется — есть о чем говорить, тема шире. Ну, вот, хотя бы начнем с иностранных дел.
Этой осенью в Литве парламент одобрил поправки к уголовному кодексу своей страны. В частности, за публично высказанное «одобрение агрессии нацистской Германии или СССР против Литвы, отрицание или умаление этого факта» предусматривается немалый штраф, а в некоторых случаях, и лишение свободы до 2 лет. На очереди — одобрение уголовной ответственности «за клевету на участников литовского сопротивления».
Да не подумается, что я — сторонник введения тюремных нар за, скажем так, инакомыслие. Просто в данном случае на государственном уровне заявлено: мы объективно принимаем свою историю и готовы защитить правду.
История вообще — штука «неудобная». Она, и, что касается нас, в кровавом 20 веке, выглядит так, что победа одних, это непременно горькое поражение других. Соответственно и воспринимаются даты и фамилии. Но в Украине, кажется мне, горше всего несимметричность, перекосы отношения на государственном уровне. Ну, вот, на Покрову-2009 мэр Харькова Добкин судился с крошечными национал-демократическими организациями, чтобы запретить им провести в парке («в кустах», так сказать) мероприятие памяти УПА. И окружной административнй суд запретил: «может привести к беспорядкам или преступлениям, нарушению прав и свобод других людей». А вот я, убежденный антикоммунист, считаю: если на годовщину октябрьского «перевертона» некая красная организация, испросив законного разрешения, и, естественно, не призывая к изменению конституционного строя силовыми методами, соберется и проведет свое мероприятие — это не нарушит мои «права и свободы». Да что я, собственно, за красных беспокоюсь? Им позволят. Не позволят нам — тем, кто считает себя этническим ли, политическим ли украинцем. Политкорректность государства зашкалило? Кстати, о ложно понятой политкорректности. Как-то в США мне рассказали: если в муниципальной школе афроамериканский подросток, положив ноги на парту, крикнет (извините за транскрипцию) «тичер, фак ю!», а «тичер», будучи волею судеб белокожим резко выставит его из класса, то именно несчастного учителя обвинят. Ни много, ни мало — в расизме. Абсурд? А в своей стране бояться правды своей истории, чтобы «кого-то» не раздражать, не абсурд?!
А, кстати, кого раздражать? Вот — интересная цифра из социологического исследования, проведенного в эти дни в России. Молодых респондентов РФ спросили как раз о нашей УПА. Так вот, несмотря на, скажем так, своеобразную и жесткую национальную идею нынешнего Кремля, 40% считает, что «каждый народ может иметь своих героев, чьи действия могут казаться неправильными гражданам других стран».
Давайте ближе к себе. Что знает Украина в массе своей об УПА? О том, что в 42-м на Волыни люди, раздраженные действиями именно нацистских захватчиков сумели выгнать фашистов с достаточно больших территорий, и именно так родилась эта уникальная партизанская армия? Потом воевали и с Советами? Да. А кто по-настоящему знаком со зверствами, чинимыми энкаведешниками на территориях, захваченных Сталиным купно с Гитлером в 39-м и потом отбитых, будем говорить прямо, более удачливым негодяем у менее удачливого в 44-м?
Говорят, теперь чуть ли не через 20 лет независимости действует какая-то президентская инициатива по рассекречиванию подобных документов, и даже выставка, организованная СБУ, тихо-о-нько ездила по стране. Мне как журналисту порядочный историк вынес посмотреть любопытный документ из Львовского архива еще в конце 80-х. Датирован документ 45-м, и это не «бандеровская пропаганда», а напротив, закрытое письмо местной соввласти в ЦК о «некоторых перегибах». Ну, в частности советские карательные отряды посчитав, что муж у молодицы — в рядах повстанцев, заколотили хату, и живьем сожгли семью с младенцем и стариками.. А муж-то оказывается был забрит «освободителями» в Красную армию. А-ашибочка вышла. И еще куча подобных перегибчиков в документе.
Прочитав документ, я почувствовала себя буквально больной. После такого фактажа безальтернативно вколоченные пропагандистские постулаты приходилось сдирать вместе с кожей. Так что, выходит, я хочу, чтобы больными почувствовали себя и другие? А, может, ну его, это знание дней минувших? Не совсем так… Прививка, знаете ли, тоже внесение болезнетворного…но дабы не заболеть всерьез. Германия, которая уже устами тех, кто и не родился в те горькие годы, признает сложный и позорный кусок своей истории, думает не о прошлом, а о настоящем и будущем.
Позвольте краткий ответ на контраргумент, который непременно поступит. УПА огульно обвиняют в сотрудничестве с нацистами. Так вот (не говоря уже о том, что отряды УПА воевали и против немецких оккупантов), давайте разберемся с тем, как сталинский Советский Союз выучил немецких летчиков-ассов, позже выяснилось, и на свою голову, сколько стали поставил Гитлеру, как вместе с фашистами в 39-м развязал Вторую мировую с целью раздела мира на двоих. Как после растерзания Польши в Бресте состоялся совместный красноармейско-нацистский парад. Так что, встретив в праздник старика — советского ветерана, который честно воевал с оккупантами своей земли, я начну ему пенять этой грязной политикой?
Да нет, попробовал бы кто-нибудь. И Президент в центре столицы 9 мая символически откушает кашки в кругу не только честных фронтовиков, но и заградотрядовцев, и красных карателей. А кстати, где был Президент Ющенко на Покрову? На его официальном сайте (который мало кто читает) появилось такое прочувствованное поздравление ветеранам УПА, что просто обнять и плакать. А сам он с рабочей поездкой — на Волынь. Оно и к истокам повстанческой армии ближе, и…не так заметно, чтобы «ничьих» потенциальных голосов не потерять. Кажется, из этого же прагматического принципа исходили все более-менее значимые политики. В Киеве чуть попрыгала «Свобода» Тягныбока, причем перенеся акцент исключительно на Бандеру и, конечно же, на себя, любимых. Да и вообще, разве в полноценной стране наисложнейшие вопросы истории принято отдавать исключительно на откуп маргинальным «ультрикам», сомнительно-провокативным?
Они еще живы. Остатки тех, кто героически, без поддержки извне, боролся против двух тоталитарных режимов за страну, в которой мы, вроде бы, сейчас живем. У них нет льгот, признания на государственном уровне. И кажется, если бы президентом стал совершенно нетрусливый лидер нации, знающий, что его обязанность, в том числе, принимать трудные и острые решения, картина бы выглядела вот как. Глава государства вместе с этими ветеранами прошел бы на Покрову (единственный, от казачества, естественный День украинского воинства) по Крещатику. И пусть бы кто-то, пардон, гавкнул. А у объективных, патриотически настроенных граждан, исчезла бы зависть к небольшой, но действительно гордой Литве.
Виктория Андреева, специально для «ОРД»
121 ответ
Слава России! Смерть врагам!