Человек не терпит насилия!

Загадка смерти «Вавилона»

51693

Еще не утратили актуальности страсти, разгоревшиеся вокруг обстоятельств убийства российского перебежчика Александра Литвиненко, как в Англии вновь гибнет шпион. На этот раз – неизвестно чей. 27 июня под окнами своей роскошной лондонской  квартиры был найден мертвым египетский миллиардер Ашраф Марван. Его смерть сейчас расследует Скотланд-Ярд. Служанка Марвана утверждает, что во время инцидента в доме никого, кроме нее и погибшего, не было, и что она не видела момента падения Марвана из окна: о случившемся ей сообщили прохожие. В то же время близкие друзья миллиардера, в том числе несостоявшийся тесть принцессы Дианы  Мухаммед аль-Файед, склоняются к мысли, что Ашраф Марван погиб не случайно. С тех пор, как израильтяне разгласили информацию, что Марван был их агентом (или, точнее, двойным агентом), он ждал смерти…


 


Над вопросом, кем же на самом деле был доктор Марван – муж Моны Насер, младшей дочери бывшего президента Египта, Героя Советского Союза Гамаля Абдель Насера,  сейчас ломают головы многие историки, аналитики и журналисты.  Интерес к его личности появился четыре года назад, когда репортер Гарольд Блум выпустил книгу Канун разрушения (Eve of Destruction), в которой который утверждал, что Марван был завербован разведслужбой Израиля и активно поставлял секретные военные сведения. Правда, однозначного мнения, в чью же пользу шпионил Марван, нет.



Израильский историк Аарон Брегман убежден, что погибший миллиардер, в 70-е годы являлся агентом израильской разведки «Моссад». В интервью египетской газете «Саут аль-Умма» Брегман сказал, что именно Марван  предупредил в 1973 году руководство еврейского государства о приближающейся «войне Судного дня», чуть было не завершившейся поражением Израиля от арабов. В то время он был советником президента Египта Анвара Садата.


 


Однако в самом Израиле, не говоря уже о Египте, есть те, кто оспаривает точку зрения историка. Бывший глава израильской военной разведки Эли Цейра убежден, что  Марван  был двойным агентом, сумевшим ввести Израиль в заблуждение относительно действительных военных планов Египта. В пользу этой версии говорит, например, то, что в случае с зятем Насера «Моссад» почему-то отступил от фундаментального постулата шпионской науки, обнародовав имя «особо ценного агента».


 


В этой связи вспоминают историю «египетского Штирлица» — кадрового офицера «мухабарата» (египетской разведки) Рифаата аль-Хаггана, переигравшего в свое время израильских «рыцарей плаща и кинжала» по всем статьям. Он добывал развединформацию для страны пирамид в самом сердце еврейского государства, более 20 лет живя и работая в Тель-Авиве, под самым носом израильских спецслужб под именем Давида Чарли Биттона. Признавая колоссальный ущерб, который нанес им аль-Хагган в 60-е годы, израильтяне не преминули подбросить ложку дегтя в бочку меда. Они заявили,  что «чудо-шпион» был двойным агентом «мухабарата» и «Моссада».


 


Двойным агентом называют и Марвана. Впрочем, некоторые его биографы склоняются к еще более сенсационному заключению: будто погибший на самом деле был агентом Ми-6 и торговал оружием под ее бдительным контролем. В таком случае его гибель может быть подобна таинственной смерти доктора Дэвида Келли: эксперта Минобороны, который был источником сведений Би-Би-Си о подтасовках в иракском досье. Обе трагедии спланированы так, чтобы легко сойти за самоубийство. Если в этом будет нужда.


 


А нужда, по всей видимости, есть. Устав от сплетен и домыслов вокруг своей личности, Ашраф Марван, все годы после разоблачения отрицавший свою связь со спецслужбами, возможно, захотел, наконец,  что-то рассказать. Почти все арабские газеты публикуют слова друзей Ашрафа о том, что в течение последних двух лет Марван работал над книгой под названием “Октябрь 1973 года: как это было”. Рукопись книги после его смерти найдена не была.


 


 


Надо заметить, что агентурная принадлежность Ашрафа Марвана стала вопросом чести для всех упомянутых в книге Блума спецслужб. На кого все-таки работал агент «Вавилон»? Эта дилемма будоражила высшие круги израильских и арабских разведорганов до сегодняшнего дня. Было создано несколько комиссий, тщательно проверявших каждый шаг Марвана с тем, чтобы доказать: он был двойным агентом или напротив – только агентом «Моссада». Понятно, что это сильно не нравилось Ми-6. У них сейчас и так трудные времена: смена правительства, возможная смена руководства, гибель Литвиненко. Не хватало лишь литературного творчества таинственного египетского шпиона. А смерть скандального миллиардера, как в свое время доктора Келли, позволит поставить, наконец, точку в этом споре.


 


Не жаждали появления книги и египетские недруги покойного. В последнее время в каирской печати была развернута травля Ашрафа, инициированная, по всей видимости, все еще влиятельными родственниками его жены. Не исключено, что он хотел рассказать о просоветской ориентации кое-кого из родни и в частности о связях своего шурина с КГБ.


 


Поэтому одна из версий его смерти – это отзвуки семейного конфликта. Ашраф Марван и его жена давно не находят общего языка с сестрой и ее мужем. Внутренние противоречия в египетской диаспоре вообще и в семьях Насера и Садата в частности слишком серьезные, чтобы не принимать их во внимание. 


 


Гамаль Абдель Насер и Анвар Садат были друзьями юности. Они вместе основали антимонархическое движение «Молодые офицеры», которое привело к власти в Египте сначала Насера, затем Садата. Жили в одной казарме в гарнизоне города Манкабад, вместе учились в разведшколе, потом много лет не виделись, и сошлись вновь во время революции. Несмотря на то, что Садат прошел более тяжелый путь, чем его друг, побывал в тюрьме, был разжалован в рядовые, чудом избежал смерти, желаемых высоких постов он не получил. Лишь после поражения Египта в Шестидневной войне с Израилем в 1967 году, он стал вице-президентом, уговорив друга остаться президентом. Правда, президентом Насер остался ненадолго: вскоре он умер, не выдержав переживаний.


 


После его смерти остались вдова Тахия, дочери Худа и Мона, сыновья Халид, Абдель Хамид и Абдель Хаким. Муж старшей сестры Худы, редактор газеты “Аль-Ахрам” Хатим Садек, по некоторым сведениям, был агентом КГБ и гнул просоветскую линию. Второй зять Ашраф Марван был его полной противоположностью. Он родился в богатой египетской семье, получил хорошее образование в Англии, а женитьбой на дочери Насера лишь упрочил положение в обществе.


 


 1966


 


Свадебное фото Марвана: Насер пожимает  руку любимому зятю


 


Придя к власти, Садат не выполнил данное своему бывшему патрону обещание, изменил внешнеполитические ориентиры, и Садек вступил с ним в непримиримый конфликт. В то же время  Марван между родственником жены и президентом Египта выбрал последнего. И стал его советником.


 


Отношения в семье окончательно расстроились, когда Советский Союз обнаружил главную виновницу предательства Садата – его вторую жену Джихан. Полуангличанка с Кипра, она привила небогатому уроженцу нильской долины тягу к роскоши, настраивала его против СССР и ратовала за контакты с Западом. Но самое главное – именно она была тем «выдающимся политическим тактиком», каковым в египетском руководстве числился Садат, поскольку, только посоветовавшись с ней, он принимал любое важное решение. Советской разведке удалось настроить против президента его дочерей от первого брака, которые вроде бы находятся в родстве с братьями Насерами.  


 


Вражда между детьми Насера и детьми Садата продолжается до сих пор. В Египте в прошлом году начался суд между дочерьми двух бывших президентов страны:  Руккая Садат  обвинила Худу Насер  в том, что она оскорбила ее мать Джихан в одном из интервью. Истица требует выплаты пяти миллионов фунтов (900 тысяч долларов) в качестве возмещения морального ущерба.


 


Кроме того,  сейчас ведется расследование уголовного дела, возбужденного в отношении Джихан. Три дочери Садата от его первого брака требуют раздела имущества отца.  Четверо детей Джихан пытаются этого не допустить. После убийства Садата в 1981 году Джихан получила от правительства Египта особняк на берегу Нила в Каире, ей выплачивается пенсия в размере 600 долларов в месяц, но она практически целый год живет в США и лишь изредка приезжает на родину. Якобы ее компаньонкой является… Мона – жена, а теперь уже вдова Ашрафа Марвана. Нельзя отбрасывать версию, что именно Джихан подтолкнула молодого советника своего мужа на шпионскую тропу для реализации своих стратегических замыслов, в которых Садат быль лишь рядовым исполнителем.


 


Версия вторая: бизнес. О том, как зять Насера стал миллиардером, нет достоверных сведений. Самое распространенное мнение: деньги Марвана были пущены в оборот через арабскую диаспору в Британии, и за много лет обеспечили миллиардеру колоссальный дополнительный доход. Он, в частности, некогда владел 3% акций футбольного клуба “Челси”, обзавелся дорогой недвижимостью по всему миру, элитным отелем на Майорке, но жить предпочитал в Лондоне. Однако более приземленные исследователи предполагают, что капитал покойного рос как на дрожжах благодаря общим делам со своим влиятельным соотечественником Мухаммедом аль-Файедом. Вместе они торговали оружием.


 


Напомню, что загадка появления миллионов Мухаммеда аль-Файеда заинтересовала британскую прессу, когда никому неизвестный менеджер компании Lonrho обскакал на аукционе своего хозяина Роуленда и приобрел компанию House of Fraser, включавшую сеть универмагов Harrods. Роуленд организовал кампанию травли и


дискредитации своего противника через Observer. И вскоре выяснилось, что аль-Файед  родился вовсе не в богатой семье египетских судовладельцев, как утверждал, а в бедной. Таким образом, версия о стартовом капитале в виде  унаследованных от отца миллионов рухнула. А вопрос о происхождении этих самых миллионов приобрел особую привлекательность для репортеров.


 


Проверка документов показала, что деньги были заработаны не совсем по-джентельменски: аль-Файед  оказывал некоторые услуги гаитянскому диктатору Дювалье, за что был щедро вознагражден. Оказалось также, что  он  долгие годы был подставным лицом в сделках султана Брунея. Но, главное – это его совместный прибыльный бизнес с Марваном: поставки британского оружия всем желающим. Понятно, что проходить они могли только под патронатом Ми-6.


 


Версия третья: шпионаж. Ни перечисленные выше семейные ссоры, ни оружейные страсти, скорее всего, не являются причиной гибели зятя Насера. Наиболее расхожее мнение о причинах смерти Ашрафа Марвана – это его связь с «Моссадом». Автор скандальной книги «Канун разрушения», испортившей ему последние годы жизни,  Гарольд Блум уже заявил в прессе о том, что не исключает версию убийства героя своего исследования. Впрочем, даже краткое изучение книги наводит на мысль, что убийство могло быть и самоубийством. Уже очень много неприятных эмоций принесли описанные в ней детали доктору Марвану.


 


Фрагмент из книги:


 


«Примерно за четыре года до войны Судного Дня в израильское посольство в Лондоне вошел внушительный господин, по которому было заметно, что он очень следит за своим внешним видом, и попросил побеседовать с представителем Моссада. После долгих препирательств беседа состоялась. К большому изумлению господина, офицер Моссада никак не отреагировал, когда он назвал свое имя. “Я хочу с вами работать”, сказал он. “Передавать вам информацию, которую вы не мечтали получить. Я хочу денег за информацию. Много денег. Поверьте мне, вы будете рады заплатить”. Представитель Моссада вежливо попросил его покинуть помещение. “Вы только передайте мое имя в Израиль. Я снова приду на следующей неделе”, сказал господин и вышел.


 


Представитель Моссада передал имя в Израиль. В штабе Моссада в доме “Адар-Дафна” в Тель-Авиве не поверили. История была слишком хорошей, чтобы быть правдой. После встречи в Европе и вербовки куратором дорогостоящего источника, впоследствии именуемого “Вавилон”, был назначен Д., опытный работник Моссада. Как и предсказывал “Вавилон”, Израиль был рад заплатить за поставляемую им информацию. Он получал много денег за свою работу: от 150 до 200 тысяч долларов за встречу, в ценах начала 70-ых. В общем ему было заплачено около трех миллионов долларов. Для сравнения, русские заплатили Олдриджу Эймсу, своему самому высокопоставленному агенту в ЦРУ, меньшую сумму, и они всё еще должны ему деньги.


 


На самом деле “Вавилон” никогда не был кодовым наименованием источника, это прозвище прозвища, придуманное одним из авторов этой книги для газетной статьи, и использующееся с тех пор даже в кругах разведки. Настоящие кодовые обозначения самого высокопоставленного агента, задействованного Израилем в египетской верхушке, военная цензура запрещает разглашать даже сегодня.


 


Но настоящее имя источника, если верить иностранным публикациям, очевидно уже стало достоянием общественности: доктор Ашраф Марван, зять  президента Египта Гамаля Абдель  Насера, и один из ближайших советников сменившего его президента, Ануара Садата. Марван, 1934-го года рождения, отпрыск уважаемой в Египте семьи, доктор экономических наук, получивший образование в Британии. В 60-ых женился на третьей, самой любимой дочери Гамаля Абдель Насера – Моне. Эта женитьба ввела Ашрафа в самый близкий круг покойного египетского президента. Он получил статус “странствующего посла” и выезжал с деликатными дипломатическими заданиями в разные страны мира…».


 http://nakanune.org/categ_1/article_30.html

Оцените материал:
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Ирина Долозина -- чемпион по "скруткам". При всех начальниках
НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Последние российские новости впечатляют. Бывший журналист «Новой газеты» Сергей Канев пишет, что под Питером была обнаружена частная тюрьма с крематорием.…
Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

  Почему крупные дистрибьюторы лекарств и торговцы «самопальными» медпрепаратами попали в одно уголовное дело. Весной этого года, 25 марта, федеральный суд…
НОВОСТИ