Человек не терпит насилия!

Сацюк, Обиход, «вымогалово»… — 2

15677

…Началось все с того, что в январе-феврале 2004 года, как раз накануне старта предвыборной президентской гонки в Украине, сотрудники «Примата» почувствовали за собой слежку! Небольшая справка: предприятие это занимается туристической деятельностью. 10 лет назад фирме удалось организовать чартерный рейс из Украины в Италию. Возили, в основном, представителей малого бизнеса. И вот сначала кто-то стал  прослушивать их телефоны, снимать информацию с электронной почты. Затем в Криворожском аэропорту, откуда самолет, арендованный «Приматом», регулярно вылетал в Анкону, за их погрузкой-разгрузкой стало следить несколько авто с киевскими номерами. Причем, ищейки даже мало-мальски не утруждали себя конспирацией. Там же, где стояли, оставили после себя довольно много мусора (в хорошем смысле этого слова).
Позже «прессованные» ими фирмачи укажут горе-сыщикам на эти вещественные доказательства, и те признают, да, мол, прокололись… И тут же эсбэушники напрямик спросят: «А что ж вы, когда заметили слежку, не прекратили свое дело, хотя бы на время? Тогда бы, глядишь, и нынешних проблем себе не нажили…» На что «приматовцы» вполне резонно отвечали: «А почему мы должны скукоживаться от одного вашего вида, если мы – честные бизнесмены?»
Действительно, платежи в бюджет клиентов фирмы «Примат» настолько солидны, что таможенный пост «Аэропорт Кривой Рог» уже несколько лет занимает первые места по Днепропетровской региональной таможне. А, в её состав входят такие международные аэропорты, как Днепропетровск и Запорожье.
Развязка первого акта этой трагедии абсурда наступила 20 марта прошлого года. В практике авиаперевозок нередко случается, что те или иные грузы доставляются не по адресу. Вот и у фирмы «Примат» такого добра, в буквальном смысле свалившегося на них с неба, скопилось предостаточно. По требованию поставщиков клиентов «Примата» руководство фирмы решило ближайшим рейсом отправить их обратно в Италию. В Кривой Рог вещи привезли на арендованном грузовике MAN (гос. номер 528-28 АА). Однако в тот момент в аэропорту как раз проводила проверку налоговая милиция, и работа всех складских помещений была заблокирована. Вещи оставались в кузове грузовика, опломбированные. И тут неожиданно они были захвачены сотрудниками СБУ…
Руководивший «изъятием» сотрудник главного управления «К» СБУ, майор Владимир Б. вел себя по-хамски. Водителю по поводу задержания груза ничего не объяснил, лишь рассмеялся в лицо да ткнул в нос какую-то бумажку за подписью генерала Валерия Пидболячного. Никаких объяснений от представителя «Примат» принимать не стал, так и заявив тому: «Не хочу!»
Владимир Б. и его начальник Александр М., руководивший операцией из Киева по телефону, позже признались днепропетровцам, что «по-человечески» они как специалисты подразделения, ведущего борьбу с контрабандой, ее – контрабанды – здесь не видели, но… «Отцы» их послали, «отцам» нужны деньги.
…Фирма «Примат» двое суток обзванивала все знакомые криворожские, днепропетровские и киевские телефоны, пытаясь узнать, куда подевался ее злосчастный багаж. Как никак, его стоимость – около 300 тысяч евро. О возможной судьбе своего имущества бизнесмены узнали из телеграммы, отправленной силовиками. Руководство фирмы получило ее, кстати, только через два дня – в 10.00. Депеша гласила, что хозяева багажа должны были явиться в Кривой Рог (расположенный от Днепропетровска за 150 км) на 8.30 этого же дня!
Ясно, что когда взволнованные бизнесмены примчались в Кривой Рог, заехали в тихий дворик городского СБУ, от их грузовика уже и след простыл! Оказалось, что киевские чекисты, взломав замок зажигания, угнали груженый автомобиль к себе в столицу. Причем, при этом не составлялось никаких актов или протоколов, как это положено по закону.

Как впихнуть невпихаемое

И здесь начинается второй акт трагедии абсурда. Хозяева захваченного эсбэушниками багажа пишут письма и жалобы во все возможные инстанции. Добиваясь справедливости, стучатся во многие кабинеты, наматывают километры коридорами власти.
Упрямство жертвы СБУ, которая не только «не заткнулась», но еще и обжаловала действия оперативников в Генеральной прокуратуре Украины (ГПУ), вначале даже было как-то вознаграждено. ГПУ признала, что действия сотрудников СБУ в тот роковой день – 20 марта – были незаконными. Однако в конце марта 2004 года правоохранителями было заведено уголовное дело по факту контрабанды. Вслед за этим в одно прекрасное утро на пороге фирмы «Примат» появился некий «посредник» (естественно, тоже сотрудник СБУ). «С вас 500 тысяч баксов – и ваш вопрос улажен,» — предложил гонец. Платить бизнесмены, которых безосновательно обвиняли «в провозе контрабанды», естественно, не пожелали. Да если б и захотели, то не смогли – нет у них таких сумм (работали-то всегда по-честному, то есть больших прибылей при режиме Кучмы иметь не могли по определению).
В процессе следствия сотрудники управления «К» СБУ предлагали днепропетровцам свою «крышу». Это бы стоило фирме по 8000 долларов за один авиарейс. Но и на это предприниматели не пошли. (Стоит ли удивляться, что в Украину не идут инвестиции, что нашу страну, расположенную в самом центре Европы, иностранцы с транзитными грузами стараются объехать, проплыть, обойти стороной?).
Когда гонец уехал в Киев ни с чем, в мае прошлого года из столицы в Днепропетровск пожаловала целая следственная группа под руководством заместителя начальника 4-го отдела следственного управления СБУ, подполковника юстиции Вячеслава Вергелеса.
Александр Юрченко (участник ООО «Примат») пытался ему объяснить, что задержанный в автомобиле груз никак не мог быть багажом, прилетевшим из Италии. Не мог он быть «с самолета» просто физически. Самолет может вместить грузов объемом всего до 12 кубических метров, а в задержанной машине его было более 30-ти!
Александр Юрченко в ходе следствия обращался к следователю и руководству СБУ с требованием провести следственный эксперимент. Действительно, стоит еще раз погрузить в машину арестованный груз – и сразу станет ясно, что он не «с самолета». Бизнесмену пообещали, что «это будет сделано, но позже». Однако шло время, но на письма днепропетровцев приходили одинаковые ответы – ждите.
…Оставшееся лето-2004 прошло в бесполезной эпистолярщине. Все жалобы днепропетровцев прокуратура аккуратно пересылала все в то же… СБУ! (позже мы расскажем, как и почему). А те, естественно, замарать честь собственного мундира не допускали даже в мыслях! Отписки от них приходили на удивление циничными и пустыми.

Как Обиход «вопрос» решал

Наконец, третий акт нашей трагедии абсурда – пожалуй, самый драматический. 17 сентября прошлого года против несговорчивого участника фирмы «Примат» Александра Юрченко возбудили уголовное дело. Контроль за ходом этого дела взял на себя уже другой заместитель СБУ Николай Обиход, курировавший следственное управление. В Днепропетровск из Киева примчались орлы из спецподразделения «Альфа» и все той же группы «К», все те же офицеры, участвовавшие в воровстве груза. Они «препроводили» Александра Владимировича (пока еще как свидетеля) в Киев. Кстати, опять с грубыми процессуальными нарушениями…
В столице Юрченко на трое суток (максимально возможный срок по закону) засадили в ИВС (изолятор временного содержания). И в «лучших» традициях ЧК и НКВД стали «свидетеля» обрабатывать. При этом следователи настойчиво повторяли упертому бизнесмену: «Признайте вину – и этим вы облегчите свою дальнейшую судьбу. Иначе задержитесь на нашем «курорте» на пару месяцев».
Следователь Вергелес, чтобы сломить волю Юрченко, иногда делился эпизодами своей «трудовой» биографии. Мол, покоритесь судьбе, Александр Владимирович, у меня за всю карьеру в таких делах была всего одна осечка. Чуть-чуть не хватило, чтоб засадить известного оппозиционного деятеля Андрея Шкиля – в последний момент он таки успел стать народным депутатом…
…Когда 72 мучительных часа истекло, ни в чем не покаявшегося Юрченко нужно было выпускать. Но тут следователи СБУ надавили на судью «придворного СБУшного» суда (как уже прозвали его в народе) – Шевченковского районного г. Киева.  Служителю Фемиды Н. П. Бузак пригрозили: «Не дашь санкцию на задержание Юрченко, выпишут на тебя!» Подействовало: живо выписали нужный Игорю Протасову (новому следователю по данному делу ) ордер.
Кстати, во время «прессования» правосудия сам Вячеслав Вергелес был рядом, страховал младшего коллегу Протасова. Чтобы не было сбоя, Вергелес время от времени заходил в комнату судьи поторопить с ответом.
Поэтому, естественно, никакие доводы днепропетровцев «обработанного» эсбэушниками судью не тронули. Хотя и ежу понятно, что бизнесмен, который сам инициировал во всех инстанциях рассмотрение данного конфликта, никуда убегать по логике вещей не должен. Тем более, человек, которого с рождения природа обделила здоровьем (у него одна почка), далеко убежать и не сумел бы. К тому же у Александра Владимировича на иждивении старушка-мать и несовершеннолетняя дочь. Увы, ничего этого судья не учел. Зато просто сразил своими абсурдными аргументами в пользу ареста. Один из них – то, что «Юрченко не имеет постоянного места жительства в г. Киев»! Получается, все граждане «не из столицы» — в Украине вне закона?!
Позже, когда Александр Юрченко еще сидел в зарешеченной «клетке» в зале суда, Протасов вышел в коридор, и даже не прикрыв за собой для приличия дверь, стал звонить по мобилке своему шефу Николаю Обиходу с докладом. В суде было отчетливо слышно, как он цинично заявил в трубку: «Все нормально, все получилось!»

Найти виновного любой ценой!

В итоге Александр Юрченко томился в кутузке три месяца. Один из них – без всякой санкции суда…
Находясь на нарах, бизнесмен продолжал настаивать на проведении следственного эксперимента. И ему опять отказали. И тут совершенно случайно фирме «Примат» стало известно, что арестованный багаж, оказывается, был продан еще за два месяца до ареста Александра Юрченко!!! И это при том, что следствие по факту контрабанды еще не успело даже предъявить кому бы то ни было обвинения! При том, что проданные товары (одежда, обувь и аксессуары) были вещдоками и не являлись «скоропортящимися» (только такие из изъятых согласно закону подлежат скорейшей продаже)!
А еще следует отметить весьма подозрительную межведомственную инструкцию, которой руководствовались сотрудники СБУ при реализации ворованного многострадального багажа. Как отмечают юристы, документ этот, датированный 13 мая 2004 года, хоть под ним и стоят подписи руководителей Генпрокуратуры, МВД, СБУ, Верховного суда, налоговой, таможни и т. д., является неправомочным, так как не зарегистрирован в Минюсте. Хотя для межведомственных нормативных актов такая регистрация обязательна. Показательно, что даже послушное кучмовскому режиму министерство юстиции на то время так и не рискнуло узаконить это «творение». Авторы (сплошь силовики да фискалы) сварганили ее явно под себя, чтобы хоть как-то прикрыть такие незаконные экспроприации.
…Оказалось, что арестованные вещи днепропетровской фирмы переданы ООО «Свитязь и К» для реализации. Контора эта была создана в 1999 году и тогда еще называлась просто ЧП «Свитязь». Затем в апреле 2004 года ее срочно перерегистрировали уже под нынешним названием и «наградили» правами продавать ворованные СБУ товары (сил «Росичей» на этот период беззакония уже было не достаточно). Но самое главное, в ее учредителях – физические лица и Фонд поддержки национальной безопасности Украины(!). В уставе организации записано, что занимается она «благотворительностью» и содержится на «членские взносы».
Тогда-то днепропетровским бизнесменам сразу стал понятен весь преступный механизм. Вещи днепропетровцев стоили около 300 тысяч евро. А «Свитязь и К» продали их за примерно такую же сумму, но в гривнях! Догадаться, в чьих карманах осела разница, не так уж и сложно…
Интересно, что из всех трех месяцев нахождения Александра Юрченко в СИЗО, следственные действия (допросы, беседы, ознакомления с постановлениями и т. п.) с ним были проведены всего за… 6 часов!
…Кстати, и в тот период не обошлось без поборов. Буквально накануне того, как Юрченко «повязали», Вергелес сам предложил некоего адвоката. По словам следователя, этот малый запросто «мог решить с руководством СБУ все вопросы». Сумма «премиальных» была все та же, баснословная – дороже самого багажа.
А после еще появился один подозрительный тип – Сергей Побережный (начальник службы безопасности одного из киевских банков) обещал организовать за определенное вознаграждение «звоночек» к Обиходу (поскольку он его лучший друг). После «звоночка» на следующее же утро Юрченко смотрел на свободу уже из-за решетки ИВС…

И все это действительно было бы очень похоже на 1937 год, если б не одно «но». НКВД делало это ради того, чтоб уничтожить человека, а нынешние их коллеги – чтобы на человеке заработать!
— М-да, — сокрушался на это мое замечание знакомый из «Мосфильма», — для сценария это малость не годится. Даже отрицательный герой должен быть хоть с каким-то оттенком благородства, идейным. А эти ваши совсем уж какие-то мелкие деляги получаются. Придется в сценарии их приукрасить…

Новая власть, пришедшая к власти на лозунгах «Бандитам – тюрьмы», постепенно освобождается от коррумпированных элементов в правоохранительных органах. К сожалению, чистка пока идет только в верхах. А исполнители их преступных решений, рангами пониже, пока сидят на своих местах. И уходить, бежать пока что явно не собираются. Наоборот! Чтобы обезопасить и упрочить свое положение в кабинетах, наделенных законом такими полномочиями, делают все, чтоб скрыть свои прежние грехи.
С января 2005 года в Криворожском городском суде идет разбирательство по сути дела «Примат» против СБУ». Игорь Протасов и Вячеслав Вергелес (под руководством заместителя начальника следственного управления СБУ Николая Герасименко), а также их коллеги из отдела «К» Александр Грабовский (постоянно названивающий криворожским судьям), – лезут из кожи вон, чтобы все-таки любым способом заставить судью принять нужное им решение. Тогда все их незаконные действия обретут статус «законных».
Причем, со стороны СБУ продолжается не только давление на суд. Вот еще одна любопытная деталь: как выяснилось, все жалобы Александра Юрченко в ГПУ на действия СБУ попадали к прокурору по фамилии Мухин. К тому самому, что был на суде обвинителем Александра Юрченко! А ведь согласно законодательству он уже не имел права разбираться с жалобами этого человека. Тем не менее, пока начальство Мухина не обращало на этот вопиющий факт внимания, он аккуратно переправлял жалобы днепропетровца на СБУ в… само же СБУ!
Вот потому-то Юрченко и его коллега по бизнесу многого у прокуратуры сейчас и не просят. Во всем пусть разбирается суд, говорят они. Но ГПУ обязана не допустить влияния на судей сотрудников СБУ, причастных к фабрикации этого разваливающегося дела.
«Фальсифiкацiям – нi!»
В «Примате» просто удивляются изобретательности и изворотливости эсбэушников. Так, на запрос СБУ авиакомпания дала письменный ответ, что, как мы уже говорили выше, объем отсеков под багаж составляет 11,4 м куб. Но вместо настоящего письма от авиаторов (только такие признает наш суд) эсбэушники положили в дело… факсовую копию, в которой вместо первой единички стояла уже четверка – в результате этой подмены у них получилось уже не 11,4, а 41, 4! Право же, Вергелес и Протасов, следователи такого уважаемого ведомства, словно те школяры, подтирающие «колы» в своих дневниках…
Кроме того, исправляли эти «волшебники» и протоколы допросов свидетелей! А еще увидав, что днепропетровская фирма сдаваться не собирается и пишет письма первым лицам государства (Ющенко, Тимошенко и т. д.) деньги (около 400 тысяч гривен) задним числом опять вернули на счета СБУ.
Затем месяц назад 8 (!) сотрудников Главного управления СБУ написали жалобу в прокуратуру на компаньона Юрченко по бизнесу Александра Гладких, который требует от силовиков вернуть сейчас хотя бы замок зажигания поломанный год назад машины. В жалобе говорится, якобы Гладких угрожал им (один – восьмерым тренированным и вооруженным мужикам ! – авт.) «утопить в ванной с серной кислотой»! (Это сколько ж ее надо на целое отделение?! И какая «Джакузя» вместит их всех сразу? – опять, значится, нестыковочка!)
Возможно, предполагают в «Примате», это был ответный ход  зарвавшихся силовиков на депутатский запрос Леонида Сергиенко (датированный 3 февраля 2005 года). Нардеп обратился к  генеральному прокурору Украины Святославу Пискуну с вопросом о проведении служебного расследования действий сотрудников СБУ относительно их фирмы.
Кстати, нарушила закон и сама прокуратура. Обязанная давать ответ депутатам Украины в 10-дневный срок, она сподобилась на отписку (ответ по существу обещали попозже!) только по прошествии 20 дней. Ответа же по существу нет и по сей день!
Хотя в их деле еще не поставлена точка и не восстановлена справедливость, пострадавшие предприниматели понимают, насколько тяжело Виктору Ющенко и Александру Турчинову найти новые, «чистые» кадры. Осознают бизнесмены и то, что при Кучме работала мощнейшая многоуровневая система выкачки денег у честных предпринимателей, и они явно не единичные ее жертвы. Тем не менее, прощать своих обидчиков днепропетровцы тоже не собираются.
Илья Кутепов, специально для «ОРД»

Оцените материал:
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Ирина Долозина -- чемпион по "скруткам". При всех начальниках
НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Последние российские новости впечатляют. Бывший журналист «Новой газеты» Сергей Канев пишет, что под Питером была обнаружена частная тюрьма с крематорием.…
Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

  Почему крупные дистрибьюторы лекарств и торговцы «самопальными» медпрепаратами попали в одно уголовное дело. Весной этого года, 25 марта, федеральный суд…
НОВОСТИ