Человек не терпит насилия!

Сломанные руки свободы слова…

stremousov 15 6 9

Сложно сказать сильно ли отличается Херсон от других городов Украины в плане свободного волеизъявления граждан или же кризис оказал свое влияние, но последние несколько месяцев количество происшествий не может не удивлять. В феврале рабочие Херсонского машиностроительного завода захватили административное здание предприятия с требованием его национализировать. В июле депутатов горсовета обвиняют в краже компьютера с базой данных региональных активистов «Партии регионов». Но сейчас речь пойдет о событии, которое уже месяц как не может получить ни логического завершения, ни соответствующей оценки со стороны правоохранительных органов.

Немного истории. 14 июня 2009 г. в Херсоне директору информагентства «Таврия News» Кириллу Стремоусову во время выполнения редакционного задания  по расследованию ДТП на Николаевском шоссе, неподалеку от автовокзала, участником которого стал автомобиль ГАЗ-3110 («Волга») частного херсонского охранного агентства «Крис». Автомобиль перелетел через разделительную клумбу и оказался на противоположной стороне дороги.

Охранники пытались откатить ее с проезжей части, так как она мешала проезду. За ними молча наблюдали сотрудники ГАИ. Кирилл  достал мобильный телефон и начал снимать происходящее на видео. К нему тут же подбежали три охранника, одетые в камуфляжную форму и вооруженные автоматами Калашникова. Продемонстрированное им журналистское удостоверение никакого эффекта на нападающих не оказало. Стремоусова схватили  за руки и начали оттаскивать в сторону, при этом один из нападавших сломал журналисту руку. Сотрудники охранного агентства «Крис» стерли с «мобильника» все файлы и вернули телефон владельцу.

Журналист обратился в больницу, где ему наложили гипс. Судмедэкспертиза признала нанесение телесных повреждений средней тяжести. Стремоусов написал в Суворовский райотдел милиции Херсона официальное заявление, в котором попросил возбудить уголовное дело против напавших на него людей.

На первый взгляд казалось бы, что все предельно ясно и уголовное дело будет возбуждено по факту препятствования журналисту исполнению своих обязанностей и нападению на журналиста при исполнении служебных обязанностей.  Такое действие квалифицируется в украинском криминально-процессуальном кодексе практически также как и нападения на сотрудника милиции «при исполнении». Однако не все так просто. Буквально на следующий же день после происшествия с Кириллом Стремоусовым начались всяческие чудеса.

Чудеса справедливости

В Суворовском райотделе города Херсона не хотели принимать заявление журналиста о нападении. Мотивировки были разные: начиная от «вы де молодой человек пьяны были и руку сами поломали» до «у вас все в порядке, руки-ноги целы, видимых повреждений нет, вы абсолютно здоровы». Тем не менее, после обращения журналиста в прокуратуру и обещание довести информацию лично до министра внутренних дел Юрия Луценко заявление в милиции от директора информагентства «Таврия News» было принято. Это можно легко проверить, ознакомившись с ниже приведенным документом (см. Документ №1) или перезвонив по телефону 8-0552-223302, где вам наверняка подтвердят факт принятия заявления от гражданина Стремоусова.

Документ №1

 herson

Как видно из документа, уголовное дело возбуждено по ч.1 ст.122 УК Украины. Что само по себе является весьма интересным фактом.

Во-первых, открытие производства дела по этой статье сразу переквалифицирует нападение на журналиста в рядовую драку с нанесением телесных повреждений средней степени тяжести. А значит, событие из резонансного «легким движением руки» превращается во вполне заурядное и не стоящее пристального внимания ни следствия, ни общественности. Все вроде бы и так предельно ясно — потерпевший есть, нападавшие на него вроде бы определены, свидетели (сотрудники ГАИ) как бы тоже на месте. Однако если все так просто, то почему по прошествии месяца с момента возбуждения дела нет никаких видимых результатов? Непонятно.

Во-вторых,  нападение на журналиста произошло в ночь с 13 на 14 июня во время исполнения редакционного задания, факт наличия у него служебного удостоверения и путевого листа вроде бы никто и не отрицал. Тогда почему это никак не отражено в вышеприведенном постановлении? Тумана все больше.

В-третьих, ст. 122 ч.1 УК Украины предусматривает прекращение уголовного дела по причине примирения сторон. В случае же препятствования журналисту в исполнению действий в рамках служебных  полномочий или  нападения на журналиста при выполнении последним профессиональной деятельности  такого прекращения уголовного дела не возможно в принципе, согласно действующих правовых норм.  Поэтому тот, кто возбудил дело по ст. 122 ч.1 УК Украины, явно действует с солидной перестраховкой. В случае если потерпевшая сторона и нападавшие “порешают” вопрос, то потерпевшие напишут заявление и дело будет прекращено по их просьбе, а вот не “порешают” то тогда возможен переход и на другие, более тяжкие статьи. Тут очень многое зависит именно от квалифицированно проведенного следствия.

Но это скорее всего, в данном случае возбуждение дела по такой статье, может быть и просто закамуфлированным желанием со стороны правоохранительных органов не сильно вдаваться в подробности дела и оставить принципиальную и легальную возможность урегулировать вопрос «полюбовно», без применения наказания по отношению к нападавшим.  Также следует напомнить, что даже в случае доведения дела до суда, наказание может быть весьма различным. Это могут быть исправительные работы сроком до двух лет, ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы сроком до трех лет. Решение принимает суд на основании результатов следствия. Когда он будет? К сожалению это вопрос почти риторический.

Читателю на заметку: портал “Скачать бесплатные программы” (skachatbesplatnyeprogrammy.ru) дает возможность каждому желающему скачать бесплатные программы: редакторы; браузеры; антивирусы; антишпионы; драйвера; архиваторы; конвертеры и многие другие.

Миф о «журналистском братстве»

К тому факту, что избиение журналистов постепенно становится воистину рядовым событие повседневной жизни и не сильно волнует «рядовых граждан» еще можно отнестись с пониманием, мол своих проблем хватает. Однако, практически полное игнорирование этого, из ряда вон выходящего, случая коллегами Кирилла в Херсонской области не может не вызвать недоумения, а то и резкого отвращения у любого нормального человека.

За прошедший месяц публикации о нападении на директора информагентства «Таврия News» появились во многих всеукраинских Интернет и печатных СМИ. В некоторых, например на страницах «Украины криминальной», «Фразы», «Завтра», «Хвили» было опубликовано интервью со Стремоусовым о произошедшем. При этом, в местных СМИ не только практически не обратили внимания на сам факт избиения, но и были попытки оправдать действия нападавших, из числа сотрудников охранного агентства «Крис» и обвинить Кирилла в том, что он сам спровоцировал нападавших. В этом бы ни было ничего удивительного, если бы «Крис» издавал собственные СМИ или хотя бы был держателем значительной доли или контрольного пакета акций в какой-либо газете или электронном бюллетене. Но на своего коллегу-журналиста нападали со страниц печатных изданий отнюдь не обязанные чем-то материальным этому агентству граждане…

Журналистская солидарность, о которой так часто  можно услышать на различных круглых столах, конференциях или страницах популярных изданий — в реальной жизни зачастую оказывается мифом. И невинно пострадавшему, по сути, не на кого надеяться. Ведь если даже коллеги бояться или не желают поддержать «своего» то, что же будет если на месте журналиста, который все ж имеет некоторые шансы добиться если не справедливого суда, то хоть привлечения внимания к фактам несправедливости, коррупции, нарушения закона, окажется обыватель? Кто будет тогда защищать его?

Моя милиция меня бережет…?

Буквально с первых же часов после избиения по словам Кирилла за ним была установлена слежка. Когда он приехал в больницу, чтобы оформить снятие побоев и зафиксировать факт перелома руки то туда подъехали две машины сразу. Уже в течение месяца журналиста ни разу не вызывали на очную ставку с теми, кто сломал ему руку. С материалами дела до сих пор не может ознакомиться ни он, ни его адвокат. На все запросы они получают стандартный ответ — идет следствие, в положенном порядке через два месяца вы все получите и со всем сможете ознакомится.

По словам директора информагентства «Таврия News» Кирилла Стремоусова, все его пояснения в отделении, устные или запротоколированные  — в течение очень короткого промежутка времени становились известны противоположной стороне конфликта, что выражалось в попытках по телефону (его контакты можно свободно найти в интернете или узнать в информагентстве, так как «мобильник» — это рабочий инструмент,  а не роскошь) повлиять на изменение показаний или решить вопрос «полюбовно». Напомним, дело возбужденное по ч.1 ст.122 УК Украины может быть прекращено по заявлению потерпевшего в связи с примирением между сторонами конфликта.

Относительного самого факта нападения на журналиста — идут активные попытки что со стороны милиции, что со стороны прокуратуры представить дело в виде типичной «бытовухи», а следовательно дела простого, не требующего ни обстоятельного расследования ни обсуждения в СМИ ни далеко идущих выводов о нарушении свободы слова или сознательном и грубом препятствовании выполнению журналистом его служебных обязанностей со стороны охранной фирмы «Крис».

Бег по замкнутому кругу

К счастью,   Украина не является самой небезопасной для работы журналиста страной. Однако при этом, фактически ни одно резонансное убийство журналиста за годы независимости Украины лет так и не раскрыто или дело находится на доследовании. Прошло фактически 9 лет после смерти Георгия Гонгадзе, но точка в следствии по его делу так и не поставлена, до сих пор невыяснены причины гибели в автокатастрофе в апреле 2003 года Сашка Кривенко, по сей день ищут заказчика убийства главного редактора газеты «Вечерняя Одесса» Бориса Деревянко, хотя прошло почти 12 лет с момента его гибели. Таких примеров можно привести достаточно. Создается впечатление, что общество постепенно начинает привыкать к убийствам, ограблениям, изнасилованиям. В какой-то степени в этом виноваты и сами СМИ. “Жареный” факт, трагический случай, кровавое преступление — часто привлекают внимание читателей и телезрителей способствуют сиюминутному росту рейтинга программы или издания. Но когда такой информации становится много, она превращается в обыденность и перестает задевать за живое. А постоянная политическая свистопляска лишь добавляет агрессии: побили или убили журналиста? так ему и надо — будет знать как работать на «оранжевых»/«голубых»/«зеленых»/«красных» и т.д. Следует помнить, что когда начинают бить журналистов, то заканчивают обычно всеми остальными. Но писать про это будет уже некому…

Антон Овсиенко для «ОРД»

Оцените материал:
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

4 ответа

  1. к подзаголовку “моя милиция меня бережет” автор забыл добавить смайлик :))))

  2. Я скажу так, пусть вообще скажет спасибо что возбудили дело,а то что долго так у следователя не одно дело только….

  3. А в нашем УК нету отдельной статьи “нанесение телесных повреждений средней тяжести журналисту (доктору, учителю, шахтуру и т.д.) при выполнении…”
    Извиняйте, но на каждого статей не напасешся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

МВД нашло нарушения в части, где служил убийца Рябчук. Енин...

Комиссия МВД обнаружила в воинской части в Днепре, где нацгвардеец Артемий Рябчук устроил стрельбу, нарушения порядка и организации службы, что…

МВД проведет учения по защите административных зданий от захвата

Министерстве внутренних дел (МВД) Украины планируют проведение учений на востоке и центральных областях Украины. Также будут проведены отработки с Вооруженными…

Начальнику сервисного центра МВД в Одесской области подарили две квартиры...

Начальник сервисного центра МВД в Одесской области Михаил Козловский в прошлом году получил две большие квартиры, указав их стоимость значительно…
НОВОСТИ