Человек не терпит насилия!

«Управленец» в СБУ (продолжение)


 



 


 


Особое место в СБУ занимают «управленцы» райотделов.


Среди таких «управленцев»  различаются два вида: «представительные» и «работяги».


Первые – это чьи-то люди («Я – человек самого…», и т.д.), преданные своим боссам, и во всём поддерживающие их. За что и имеют перспективу продвижения.


Но кто-то же должен двигать дело. Поэтому реально функционирование  механизма обеспечивают вторые, «рабочие лошадки», тянущие основной груз. В основном –это замы начрайотделов.


Чаще, при постановке задач, «представительные» лишь бездумно щёлкают каблуками. Чего им думать-то? Всё равно спихнут  задание кому-нибудь вниз, вбок или вверх;  Чаще задание спихивается  заму или грамотному оперу и пусть те уж сами разбираются, чего и как надо сделать….


В райотделе, как правило, «работяги» — это замы. Они тянут всю организационно – оперативную работу.  Правят документы, готовят докладные, расписывают почту…Ведут учеты работы личного состава. Работают с подчиненными.


Начальник райотдела – это «представитель» от органов в районных структурах, «решатель» вопросов. Начиная от решения коммунальных вопросов вышестоящих начальников облуправления (если райотдел в городе) до «выбивания» средств на нужды Управления через райгосадминистрации или «олигархов». Начальникам областных райотделов  отведена роль решения  вопросов сельхозхарактера. Раньше это была доставка продуктов питания, организация досуга, сейчас участие в получении участков земли.


Для решения этих вопросов начальники  устанавливают неформальные отношения с соответствующими руководителями районных структур, как правило, в неформальной обстановке — «через печень».


Допустим  возникла нужда отремонтировать служебную машину. Управление денег не дает. И вынужден начальник  идти на поклон к «олигарху» с просьбой — проведи ремонт служебной машины райотдела, как вроде бы своей. «Олигарх» может и отказать.. Но чаще соглашается…. Потом у другого «олигарха» просят профинансировать ремонт помещений райотдела… у третьего- купить подарок для поздравления чиновника…


А что делать? Где брать средства для этих нужд? Не будешь же тратить зарплату.


Вот так и решаются  вопросы…


 


Особое место в организации досуга Управления занимает так называемый председатель офицерского собрания – это «на кшталт» — секретарь партийной организации во времена партийной жизни в спецслужбах, только с урезанными функциями дисциплинарного влияния.


Председателю «доставалось» организовывать презентации Управления  на праздничные дни или юбилеи руководства. Для этого он, как правило,  «выдавал наряды» территориальным подразделениям. Такому-то райотделу  достать мясо. Такому-то – рыбу, а такой — то райотдел —  достает самое ответственное – водку…


После этого, всё это выпивается и съедается, а председатель ставит «галочку» о проведенном мероприятии по «…укреплению дисциплины и сплочению коллектива…».


Так и  не видна перспектива другого направления использования  председателя офицерского собрания . 


 


Иногда в Управлении проявляется начальник отдела  или зам начальника Управления, который всё-таки метит в кресло зама или начальника Управления. Бегает как заводной, рвёт и мечет, активничает бурно, бурлит морем энтузиазма: «Мы – должны!», «Мы – обязаны!», «Надо болеть душою за общее дело!» и всё такое… Строчит массу каких-то докладных, рисует бесконечные планы, на любом совещании спешит высказатьсобственное мнение…


Как то один из замов, «вышедший» из такой категории, чтобы  позиционировать себя на совещании, где присутствовали журналисты, заявил, что мол  де  Управлением фиксируется деятельность одной из спецслужб иностранного государства, посольство которой находится в Киеве. Журналисты обнародовали это заявление. На завтра поступила нота из посольства — мол де поясните  — что вы имели ввиду?… Потом этот зам долго давал объяснения и извинялся… Этого зама потом «задвинули» …


 


Проходят месяцы.  «Управленец» убеждается, что  никто не собирается его выдвигать! Будь ты хоть семи пядей во лбу, но без мощной поддержки наверху…Пусть у твоего коллеги из соседнего кабинета лоб шириной с иголье ушко, но его «тянут» за уши к заветной должности и будь уверен — он её и займёт. Таков уж закон аппаратной жизни…


И как доходит до такого прозрения прежний «управленец-активист», так сразу и успокаивается. Забрасывает свои планы куда подальше, перестаёт дёргаться с докладными, на совещаниях – равнодушно помалкивает или выдает банальные лозунги «Нам надо работать лучше…глубже…и быстрее…». А по вечерам, закрывшись в кабинете, тихонечко пьет водку, в лучшем случае коньяк или виски…


 


Теоретически у каждого есть возможность, не утрачивая веру в некие общественные идеалы и стратегически значимые для общества цели, выбиться «в люди», пробиться во власть. И, заняв в ней достаточно влиятельное положение, попытаться как-то изменить реально существующую систему вещей. Но реально – и веры ни у кого на уровне управленца уж давно нет, и выбиться обычный клерк ни во что не сможет, ибо не обеспечил себе искомое место в незримо-существующей Пирамиде Власти…


 


А Пирамида Власти – это  Президент (или Премьер – не суть важно), который назначает «своих» людей на руководящие должности будь то председатель СБУ или министр. Каждый из чиновников  назначает «своих» людей во главе областных подразделений своих ведомств, начальники облуправлений — расставляют «своих» людей в города и районы, каждый из тех людишек, в свою очередь, стремится тоже окружить себя «свояками»…


 


Отмечено, что практический срок службы чиновника на должности начальника управления не более двух лет ( а бывает и того меньше). После этого его повышают, переводят на другую должность или отправляют в отставку (выводят за штат). 


При такой «круговерти» какая уж тут работа… Лишь бы успеть, до получения приказа о переводе или выведении за штат, решить свои вопросы…


«Выведение за штат» — это новое явление в «жизни» спецслужб. Выведенный за штат начальник,  как бы еще сотрудник СБУ- получает зарплату,  только не работает по должности, заданий не выполняет. На его должности  другой «управленец». В  таком состоянии сотрудник может пребывать и  год, а то и два. Ранее, выведение за штат,  воспринималось как «… крах,… конец карьеры…, …а то и  жизни…». Был случай, когда один из заместителей начальника Управления упал в обморок, увидев в  текущей почте, уложенной в  папку с его логотипом, приказ о выведении его за штат. Это было им воспринято,  как личная трагедия, после чего — обморок… Он больше всего  сокрушался  от того,  что с ним никто не поговорил. Не поблагодарил за верную службу, а так «… в суете…» уволили….


Сейчас это уже обыденно…никто не сокрушается…


 


Громадный  минус такой системы:  некомпетентность.  Реально, чтобы  стать компетентным, войти в должность понять движущие силы, необходимо не менее года интенсивно  вникать в обстановку. Это при условии, что «управленец» опытный и разумный человек.  Сейчас «управленцы» мало на что способны. При любой разумной организации дела таких ни к чему не пристроишь.


 


Вот потому разумного человека  сетующего за государственные интересы среди «управленца» — очень сложно найти!


 


У высокопоставленных клерков где-то к подполковничьим или полковничьим звёздочкам на погонах обычно формируются лица хитрованов — это как выработанная годами защитная реакция организма на окружающие условия.


Хитровато-непробиваемое выражение физиономий в соединении с чиновничьим шиком в одежде и служебном автомобиле — производит впечатление на нижестоящих  о некоей значимости. Дескать: «Наш начальник отдела (или зам нач. управления) – хоть и сволочь, каких поискать, но ведет себя как хитрый лис!».


Это началось после «миграции» в центральный аппарат «…не бедных начальников…» из провинциальных управлений. В частности, всегда вызывало  «… восхищение и зависть…» в Центральном аппарате СБУ приезд  в командировку руководства управления СБУ одного из северо-восточных регионов Украины. Эта категория начальников на порядок отличалась в одежде и манерах от местных руководителей, даже Центра.  Как правило они не суетились, селились в лучших гостиницах города, где номер в сутки стоил от 500 у.е. Эти начальники  угощали местных в лучших ресторанах, что еще более укрепляло «… уважительное отношение». Эта категория привнесла  особый шик и значимость в работе органов. У многих руководителей лицо светилось завистью к таким «управленцам». Вспоминались старые времена, когда  Украину проведывали «управленцы» центрального аппарата из Москвы…


 


Особая  категория «управленцев» СБУ «процветает» в инспекторских подразделениях. Эти чиновники проверяют и контролируют состояние оперативно-розыскной деятельности. Сами инспектора оперативной работы не ведут, поэтому оперативно-розыскную деятельность представляют  виртуально.  В своем сознании они как бы формируют модель деятельности сотрудника и представляют схему получения «необходимого результата». На этой основе строят алгоритм проверки и соответственно делают выводы.


Виртуальное представление о построении деятельности «отрывает» от  реалий жизни эту категорию «управленцев» и формирует отчасти неправильное представление процесса и мотивов оперативного сотрудничества работника и негласного помощника, процесса получения результата и вообще процесса управления.


К сожалению, виртуальное представление накладывает отпечаток на «управленцев» в плане того, что эта категория  считает себя знатоками всех (если не абсолютно всех) вопросов.


Они  пытаются в процессе проверок  делать  оценки и давать рекомендации, обязательного к исполнению характера, начиная от контрразведывательной защиты кредитно — финансовой сферы, нефте -газового комплекса до вопросов защиты от проявлений экстремизма и сепаратизма. При этом, зачастую, эти сотрудники  не знают глубоко  этих вопросов, специфики не понимают. Однако их выводы принимаются, как абсолютная истина. Инспектора  доводят (через документы по результатам проверок) до руководства «свое видение» состояния дел. Типа «… мы выявили полную неуправляемость оперативного процесса… неспособность руководителя (или оперативного работника) нацелиться на конкретный результат…».


Инспекция  используется как инструмент  решения кадровых вопросов. Когда надо, по мнению вышестоящего руководства, снять с должности какого то руководителя,  то для обоснования этого «засылается  инспекция». Она составляет по результатам инспектирования необходимую справку и «…дело сделано…».


 


Раньше у «управленцев» была хоть возможность свято верить во что-нибудь политическое. Типа: «Пусть жизнь плохая,  но зато уже нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» Эта мысль в соединении с ежевечерним выпиванием водки в запертом изнутри кабинете помогала сносить тяготы бытия, и как-то «добраться»  до пенсии. Сейчас эту веру разрушили, не дав ничего взамен. Какое-то время «управленцы» ждали, что вот-вот марксизм-ленинизм полноценно заменит какая-либо другая идея: демократическая, либеральная, национальная или религиозная… Но потом поняли, что в ближайшие годы никому вообще нет дела ни до каких идей. После чего количество «щовечора» выпиваемого алкоголя удвоилось, и бытиё «управленца» стало ещё более мрачным и беспросветным.


Однако наступили другие времена.  Появились в СБУ новые люди…. Думающие «прогрессивно»…


-Можно зарабатывать на решении различного рода вопросов….


-Можно прикрывать собственный бизнес…а то и реализовывать не совсем «чистые» финансовые схемы…


Есть факты розыска высокопоставленных сотрудников СБУ по криминальным мотивам.


Но это уже аспект деятельности ВБ СБУ, о которой написано много…


 


Самый главный вопрос  для СБУ ее будущее – молодой офицерский корпус.


 


В Управление СБУ лейтенант, как правило, попадает после Академии СБУ, куда он поступает после окончания средней школы. Такой лейтенант практически не имеет минимального жизненного опыта, опыта общения с людьми, минимальных знаний, позволяющих ему убедить собеседника в целесообразности контактов с ним.В тоже время ему вручается  «мощное оружие» —  оперативные полномочия – приобретение от имени органов негласных помощников. И тут наступает кризис. Лейтенант не умеет и не знает  как на практике  осуществлять эти полномочия. Больше того, у большей части лейтенантов, отсутствует желание овладеть ремеслом.


Лейтенанты не знают о чем говорить с негласным помощником, который,  по большей части, в  работе и жизни разбирается лучше. Лейтенант в мучительном затруднении, что же такое сказать негласному помощнику, чтобы он помогал…? Чем заинтересовать? Как его заставить помогать, если помощник уклоняется от этого?


Если оперативный работник «слабый», то  появляется порочная мысль слиповать о результатах работы с помощником…. Дальше хуже… Липа клеится к липе. Создается липовое дело на негласного помощника, который якобы дал согласие на сотрудничество. Пишутся липовые справки о встречах с таким помощником. Мало того, по якобы его информации, заводятся оперативно — розыскные дела. Информация для заведения дел оперативному работнику поступает «со стороны», чаще от заинтересованных лиц, которые «борются» с конкурентами. К такой информации «цепляются контрразведывательные я..ца» и создается иллюзия угрозы государственным интересам, что формирует «значимость дела».


Однако есть опасения, что начальник, а хуже того, инспектор запросит контрольную встречу именно с этим помощником. Как выкрутиться? Сложная ситуация, казалось бы безнадежная….


Однако можно…


Приглашается «друг», который  по договоренности или за некоторую сумму денег, выступает в роли такого негласного помощника…. Он тренируется для встречи… Если встреча удалась, то…  «Пронесло…».


Если выявили обман…?. Однако таких случаев не было. Никому скандалов не надо… Тем более, если в этом замешан лейтенант или старший лейтенант, у которого папа из высокопоставленного истеблишмента.


Сейчас такими лейтенантами и старшими лейтенантами – областные управления  «забиты» по завязку. Их достаточно много в Центральном аппарате СБУ. Бывают комичные случаи, когда такие лейтенанты, как работники Центра,  дают не совсем продуманные указания в областные управления опытным начальникам отделов. При этом со стороны лейтенанта  выдается  указание, не сопоставимое с законодательством и требованиями приказов, ну явная глупость. Однако — это диктуется как приказ. «Приказная глупость» становится известна начальнику лейтенанта, который за это его «ругает». Намаявшись на такой работе,  лейтенант ищет, как стать начальником, чтобы самому не работать, а давать указание и  «ругать» подчиненных. Если родственники лейтенанта «имеют силу», то,  по известному «закону своих людей», минуя «рабочие» должности, такие лейтенанты  назначаются на руководящие «посады» и попадают в кагорту  «управленцев».


Хорошо, если вышестоящий начальник, как «истинный» руководитель сможет в процессе работы, « на ходу», учить  скороспелого руководителя. Но это чаще не происходит, чем происходит…. Зачем опытному командиру учить  молодого амбициозного паренька, который тем более не желает «впитывать» мудрость управления?.


Вот и получается, что молодые начальники варятся сами в себе.


 


Изложенные проблемы управленческой деятельности СБУ должны найти свое разрешение в предстоящем реформировании спецслужбы.


 Есть надежды…. Но будет ли…


 


Сотрудник СБУ, Иван Правдивый, специально для “ОРД”


 


 


 

Оцените материал:
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Ирина Долозина -- чемпион по "скруткам". При всех начальниках
НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Последние российские новости впечатляют. Бывший журналист «Новой газеты» Сергей Канев пишет, что под Питером была обнаружена частная тюрьма с крематорием.…
Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

  Почему крупные дистрибьюторы лекарств и торговцы «самопальными» медпрепаратами попали в одно уголовное дело. Весной этого года, 25 марта, федеральный суд…
НОВОСТИ