Человек не терпит насилия!

Охота на ученого

13146

 


“Мы делили апельсин, много нас, а он один”, — эти слова из детской песенки как нельзя лучше описывают последние 10-15 лет жизни нашей многострадальной державы. Времена массовой бумажно-денежной “прихватизации” плавно сменились борьбой за собственность. Только сегодня на кону уже стоит имущество не общенародное (читай — ничье), а имеющее вполне конкретных владельцев. И горе, если эти самые владельцы не слишком хорошо ориентируются в бурных водах рыночной экономики. Их участи не позавидуешь.
Наглядный пример тому — ситуация, сложившаяся вокруг киевского НИИ аналитического приборостроения, преобразованного еще в далеком 1994 г. в ОАО “Украналит”. Это уникальное предприятие, внесенное специальным постановлением Кабмина в список стратегически значимых для экономики, сегодня парализовано. Неким “предпринимателям” удалось не только обобрать неискушенных в юриспруденции ученых, но и убедить доблестную прокуратуру столицы в своей правоте. “Комсомолка” не смогла остаться в стороне от происходящих событий и провела свое независимое расследование.


 


 


Дело Шарикова
Люди науки — народ специфический. Как гласит древняя арабская притча, рассматривая небо над головой, они вполне могут не заметить глубокий колодец под ногами. Именно к этой категории исследователей-бессеребренников относится Александр Дашковский — председатель правления ОАО “Украналит” и одновременно директор отраслевого НИИ, занимающегося созданием различной мудреной техники. В активе института приборы для оценки уровня загрязнения воздуха, контроля вредных выбросов автотранспорта, датчики и системы пожаротушения для самолетов, устройства для экономии топлива (газа, мазута и т.п.), газоанализаторы и прочие подобные устройства для нужд армии. Особая гордость “Украналита” — переносной анализатор промышленных выбросов, который может работать 10 лет без замены комплектующих и умещается в обычном кейсе. А для рядовых граждан придуман прибор, измеряющий долю ультрафиолета, которую человек получает вместе с загаром. Сам Дашковский с 1988 г. возглавляет НИИ аналитического приборостроения и в смутные 90-е не только не дал коллективу разбежаться, но и сохранил научный потенциал института. Однако при этом Дашковский далек от коммерции. В то время, когда директора других приватизированных НИИ в буквальном смысле слова выдавливали из своих подчиненных доставшиеся им по праву акции, Александр Анастасьевич действовал по справедливости. За что, впрочем, и поплатился.
Ведь, как правило, на каждого профессора Преображенского находится свой Шариков, которому безразлично звездное небо, но который всегда готов выкопать ближнему своему яму поглубже. В случае с Дашковским роль палачей (в буквальном смысле слова, поскольку сегодня академик находится в предынфарктном состоянии в кардиологии) сыграли предприниматели-беспредельщики, которые под видом помощи оказавшемуся в сложном положении “Украналиту” фактически предприняли попытку уничтожить институт.
Заморский гамбит
Все началось в 2000 г. Тогда, 5 лет назад ОАО “Украналит” захлестнула волна исков мелких акционеров, которые не являлись членами трудового коллектива. Далеко не все они стали собственниками своих акций непосредственно в ходе приватизации: ценные бумаги с 1994 г. находились в свободном плавании и переходили из рук в руки. Однако именно в 2000 г., словно по мановению волшебной палочки (или, как можно с высокой вероятностью предположить, повинуясь чьим-то указаниям), совладельцы НИИ, ранее не проявлявшие к нему особого интереса, начали в полном смысле слова терроризировать институт. И на этом фоне была разыграна комбинация, которую можно с полным правом назвать “заморским гамбитом”. Чтобы выяснить все подробности, журналист “КП” встретился с Александром Дашковским. — На контакт со мной вышел некто Гриншпон (его гражданство для меня до сих пор — большой секрет) — владелец скромных четырех процентов уставного фонда “Украналита”, — рассказал Александр Анастасьевич. — Комбинация, которую мне предложил новоявленный “благодетель”, подкупала своей простотой и элегантностью. Пан Михаил как физическое лицо и якобы принадлежащая ему фирма покупают 36 процентов акций недовольных акционеров, а я и “Украналит” навсегда забываем дорогу в суд.
Единственная заковыка, — продолжал Дашковский, — деньжат у Гриншпона на весь пакет акций не хватило, и на горизонте возник еще один фигурант Бандим Сигаль. В определенных кругах этот человек пользуется известностью как причастный к одной крупной банковской структуре. Честно говоря, для меня аргумент близости одного из партнеров к вроде бы солидной организации оказался решающим. Несколько смутила, конечно, странная привычка Сигаля каждый четверг отправляться в Москву и возвращаться в Киев не раньше вторника-среды следующей недели. Но вопреки интуитивным опасениям я поддался его уговорам. Оказалось, зря: красивый скаковой конь оказался троянским. Под внешним благородством намерений Гриншпона (сыгравшего в действительности роль сводника) и Сигаля скрывалось желание взять под свой контроль весь “Украналит”. И конечно, не ради исследовательских лабораторий и 200 сотрудников (из них 120 ученых), а ради расположенного в центре города здания по адресу ул. Тверская, 6, которое можно весьма выгодно продать или сдать в аренду. Следующим шагом к этой цели стала охота за пакетом акций самого Дашковского. Неизвестно, мытьем или катаньем, но уважаемого академика уговорили внести и его долю в уставный фонд ООО “Международное кадровое агентство “Пальмира”.
Все наши попытки дозвониться к его руководству по указанным в реквизитах фирмы телефонам не увенчались успехом. Мы решили съездить прямо к ним в офис, но по его юридическому адресу в Киеве находится… общежитие. После того как мы ввели название компании в интернет-поисковик, нам стало известно, что его основным учредителем является оффшорная фирма Vescap Holding Limited, зарегистированная на Кипре. Есть о чем задуматься, не правда ли? Но о самом интересном ниже…
Без меня меня женили
Собрав прямо или косвенно (через “Пальмиру”) у себя в руках 60 процентов акций, Гриншпон перешел в наступление и показал свое истинное нутро. (Отметим, что сей господин, как и его компаньон Сигаль — личности очень и очень колоритные. Их жизнеописание требует отдельного исследования, которое мы постараемся провести в ближайшем будущем.
Для начала Дашковскому навязали арендатора, который весьма прытко сдал здание института по частям в субаренду. А активная фаза боевых действий вокруг здания на Тверской началась с попытки отстранения Александра Анастасьевича от управления “Украналитом”. Для этого был применен весь арсенал приемов, запрещенных действующим “акционерным” законодательством. Со слов Дашковского, господин Гриншпон сотоварищи собрали команду из лиц, не входящих в реестр акционеров — грубо говоря, людей с улицы. В результате плодотворной работы этих лиц свет увидел “липовый” протокол непроводившегося собрания акционеров, в котором речь шла о смене руководства НИИ.
Единственное, чего они не учли — это того, что еще в 2001 г. здание института было внесено в уставный фонд дочернего предприятия “Украналит-Авто”. Оно было создано одновременно с “Украналит-Газат”, чтобы разграничить два направления хозяйственной деятельности: автотранспортное и газовое. Позже “Украналит-Авто” решили ликвидировать при очередной реорганизации. После атаки команды Сигаля этот процесс был приостановлен, и “Украналит-Авто” осталось “в живых”. Но сути дела это уже не меняло: спорное здание было надежно защищено от враждебных посягательств и не имело никакого отношения к атакуемому ОАО “Украналит”. Такая ситуация в корне не устраивала горе-захватчиков, и они начали действовать.
— Сигаль мне сказал буквально следующее: “У меня денег на суды больше, я вас задавлю”, — поделился с корреспондентом “КП” директор института.
И, надо отдать должное, приложил немало сил для выполнения этой угрозы. Для начала у Дашковского практически украли вложенные им под чужим влиянием в “Пальмиру” акции. Сразу же после того, как академик обратился в суд с требованием их вернуть, одна из близких Сигалю банковских структур разрешила продать долю ученого в “пальмировском” уставном фонде. Спрашивается — а как же закон? Но после этого в ход пошла тяжелая артиллерия…
“Великие” прокураторы
Считать, что “помаранчевые” события навсегда очистили наши доблестные правоохранительные органы от скверны, было бы наивно. В рядах блюстителей закона всегда найдется “пятая колонна”, готовая небезвозмездно порадеть родному человеку. Со слов директора НИИ, в разговорах с ним Гриншпон нередко упоминал о наличии у него в органах правопорядка добрых друзей, которые на бартерной основе выполнят свои “обязанности” с превеликим усердием. Для “Украналита” этот намек материализовался ясно, грубо и зримо. За период с 3 февраля по 3 марта этого года Дашковский передал прокуратуре Киева более 200 страниц различных документов. А 3 марта у академика появился повод удивиться превратностям бытия. Дашковского вызывал на допрос следователь прокуратуры Григорив и сообщил о том, что по заявлению одного из акционеров ОАО “Украналит” — все того же Гриншпона — в интересах самого же ОАО “Украналит” возбуждено уголовное дело.
На допросе академику задавали вопросы, касающиеся событий, которые совершенно не имели отношения к работе НИИ. К примеру, Григорив не совсем вежливо интересовался, почему Дашковского не устраивают его партнеры по “Пальмире” и за что он хочет их “кинуть”. Два часа “откровенного” разговора со следователем довели пожилого ученого практически до предынфарктного состояния, и уже третью неделю он борется за жизнь в одной из киевских больниц. Возникает закономерный вопрос: неужели “Сигаль и Ко” не могли справиться с ученым без помощи прокуратуры?
А тем временем в НИИ разыгрывался сюжет, более известный как “маски-шоу”. Господин Григорив в сопровождении милиции, а затем и сотрудников спецподразделения “Сокол” Управления по борьбе с организованной (это в научном-то учреждении) преступностью, дважды, 5 и 18 марта, врывались в здание института. Второй “заход”, 18 марта, был особо удачен для “правоохранителей”. Без предъявления постановления, в помещении рабочего кабинета Дашковского был проведен 10-часовый обыск. Сначала выломали дверь, затем вытолкали на улицу всех сотрудников и в конце концов изъяли всю документацию вплоть до трудовых книжек и хозяйственных договоров. Это фактически парализовало работу “Украналита”, и 200 человек оказались под угрозой остаться без средств к существованию.
“Шапка на воре”
Но и на старуху бывает проруха. На беду горе-захватчиков, первый шаг был сделан раньше второго: обещание “задавить” прозвучало еще за полтора месяца до лжесобрания акционеров. А кто предупрежден — тот вооружен. И Дашковский успел предпринять ответные действия до того, как потерял возможность активно защищать родной институт. Ему удалось отследить и с помощью юридической фирмы “Правозахисник” (согласитесь, название очень символичное) добиться отмены судебных решений, которые начали со скоростью пулеметной очереди плодить его оппоненты.
Технология продолжающейся атаки проста: на основании “липового” протокола в провинции (если все законно — то почему не по месту нахождения института?) судьи принимают решение об удовлетворении иска дельцов. То есть о том, что место директора должен занять ставленник Сигаля и Гриншпона. Кстати, кандидаты на это горячее место все время меняются — дважды ввязаться в эту грязную игру никто не решается. Конечно, “Правозахисник” не менее оперативно восстанавливает справедливость, но факт остается фактом.
Действия, направленные на силовой захват ОАО “Украналит”, продолжились при активной поддержке “честных” правоохранителей, которые отстаивают интересы отнюдь не украинской науки, а лиц весьма сомнительной репутации (тот же Гриншпон в каждом новом иске указывает новое место жительства: вплоть до села Подгорное на Тернопольщине). Сегодня “Сигаль и Ко” явно паникуют. Они понимают, что ни заказные статьи, ни конвейер подложных протоколов о смене руководства НИИ не помогут. Им ничего не остается, как заметать следы. И отнюдь не без помощников. Правоохранительные органы продолжают выполнять заказ, фальшивые протоколы и судебные иски в регионах плодятся и множатся. Правда, в этом деле наметились и положительные сдвиги. Группе пикетчиков из числа сотрудников “Украналита” удалось добиться встречи с прокурором Киева господином Присяжнюком. Пробравшись в свой кабинет через черный ход, он все же нашел в себе мужество посмотреть в глаза жертвам мошенничества.
Каясь в излишней доверчивости и ссылаясь на непроверенные данные из газетных публикаций, прокурор пообещал наказать своих подчиненных и немедленно отдать незаконно изъятые документы. Сколько в этих словах было правды, сколько попытки успокоить общественность — покажет время. Показательно одно — общаясь с пикетчиками, прокурор держал в руках газетную статью недельной давности, тщательно проработанную кем-то с маркером в руке. Как она попала к чиновнику, остается только догадываться.
Вместо эпилога
Итак, подведем невеселые итоги: группа дельцов не оставляет надежду завладеть “Украналитом”, известный ученый на больничной койке, пикет сотрудников НИИ возле столичной прокураторы, высокопоставленный чиновник вынужден публично оправдываться. Не слишком ли высока цена некритичного отношения к предвзятым публикациям в СМИ? Ведь даже неумелый беспредел страшен в силу присущего ему особого цинизма.
ЛИКБЕЗ “КП”
Гамбит — (шахм.) жертва фигурой в начале игры для приобретения выгодного положения.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Александр Анастасьевич Дашковский — академик, основатель одной из кафедр Национального политехнического университета “КПИ”, член научно-технического совета Министерства промышленной политики, автор около 100 научных работ и 40 патентов на изобретения



Михаил КАЗНАЧЕЕВ
24 марта 2005 года


“Комсомольская правда в Украине”

Оцените материал:
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Ирина Долозина -- чемпион по "скруткам". При всех начальниках
НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Последние российские новости впечатляют. Бывший журналист «Новой газеты» Сергей Канев пишет, что под Питером была обнаружена частная тюрьма с крематорием.…
Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

  Почему крупные дистрибьюторы лекарств и торговцы «самопальными» медпрепаратами попали в одно уголовное дело. Весной этого года, 25 марта, федеральный суд…
НОВОСТИ