Среди множества статей о предприятиях группы СКМ и СМАРТ упоминаются различные ТОП-менеджеры. Дается анализ того, что сделали, что сказали. Но практически нигде не упоминается Купянский Н.Г. — человек, который занимается организацией безопасности бизнеса предприятий группы. Причем, делает он это несколько своеобразно, о чем речь пойдет ниже.
Насколько он справляется с поставленными перед ним задачами сказать сложно. Судя по отзывам людей из его окружения, которые рассказывали о реакции акционеров на его деятельность, не очень.
Показателен, например, случай, когда группа людей во главе с Кохановским Н. совершила нападение на офис СКМ в Киеве, когда были разбиты стекла и поломаны двери офиса. Купянский тогда показал полную беспомощность в организации защиты здания, находящихся в нем людей и имущества, а после разбора инцендента пытался переложить ответственность на кого-либо. Во время последующих акций под руководством того же Кохановского охрана здания уже была на уровне. Но, как утверждают представители силовых структур, эти акции были организованы людьми Купянского, чтобы потом их «предотвратить», показав тем самым свою «высокую эффективность» и незаменимость, впрочем как и во время некоторых «наездов» правоохранительных структур с проверками и обысками.
По рассказам бывших коллег Купянского по милиции для достижения высоких должностей и положения он также своеобразно показывал свою эффективность, убирая по дороге конкурентов, не брезгуя никакими методами.
Те же методы, похоже, он перенес и на работу в СКМ. Из рассказов коллег Купянского следует, что он втирался в доверие к ТОП-менеджерам, которые играли ведущие роли в компании и влияли на экономику, стратегию, кадровые вопросы. Постепенно он стал устранять тех, кто не шел ему на встречу, например, когда он лоббировал интересы подконтрольных ему бизнес-структур или предъявлял претензии к работе, созданного им «Охранного холдинга», или не видел смысла в реорганизации службы безопасности. Причем все старался делать чужими руками, чтобы нигде даже не упоминалась его фамилия. Также он действует и до сих пор. Если, например, проверки внутреннего аудита выявляют нарушения у менеджеров, которые являются родственниками или кумовьями ТОП-менеджероБ, с которыми у него сложились определенные отношения, то результат сводится чуть ли не к нулю и серьезное нарушение трактуется как невинная ошибка. И наоборот, в отношении тех, кто ему не угоден, даже незначительное нарушение возводится в n-ю степень и такой менеджер объявляется чуть ли не виновником всех экономических потерь со всеми вытекающими последствиями — увольнением, смещением с должности либо становится ведомым.
Как рассказывают люди из окружения Купянского, в отношении тех людей, которые ему мешают, он дает указание на сбор любой негативной информации. Желательно — выявление коррупционных или мошеннических действий в отношении группы. При этом информация черпается из соцсетей, из банков о наличии счетов как проверяемого так и его родных и близких, входящих и исходящих платежах по ним, от операторов мобильной связи о входящих и исходящих звонках и СМС-сообщениях. Для более полного контроля за объектом применяется аудио и видео-запись, прослушивание телефонных разговоров и слежка. К слову, большую часть всех этих действий, по закону, имеют право проводить только правоохранительные структуры с разрешения суда и то не все. А в отношении отдельных лиц применяются угрозы, шантаж, повреждение личного имущества и даже физическое насилие. То есть на лицо нарушение Конституции и законов в части нарушения прав и свобод граждан.
Что касается непосредственно экономики, то, как утверждают авторитетные источники из окружения Купянского, вышеупомянутый «Охранный холдинг» создан им за счет средств акционеров группы СКМ и СМАРТ для контроля за производством, менеджментом и зарабатыванием денег. При этом услуги охраны стоят дороже, чем на рынке этих услуг, а качество намного хуже. На некоторые ведущие должности в службе безопасности им были назначены люди из его милицейского окружения, которые призваны были лоббировать его интересы, а от других он начал постепенно избавляться под разными предлогами и снова не своими руками. Контроль за производством и менеджментом не в полной мере оправдывал ожидания Купянского и он решил реорганизовать службу безопасности якобы для централизации управления и независимости ее от генеральных директоров. Последние, в свою очередь, возражали против этого так как догадывались об истинных целях и справедливо считали, что безопасность должна помогать бизнесу, а не участвовать в бизнес-процессах. В отношении несогласных были применены вышеупомянутые меры воздействия и они оказались либо смещены со своих должностей, либо уволены, либо подчинились.
При этом, как утверждают те же очевидцы, Купянский ввел в заблуждение руководство группы, сообщив, что самых весомых результатов добился чуть ли не он один и, поэтому, службу безопасности необходимо реорганизовать. И тогда было создано предприятие, которое должно оказывать услуги по безопасности БСГ. Большая часть работников из старой структуры должны были перейти в новую, но, как это часто бывает при реорганизации, от большинства неугодных удалось избавиться, в том числе и от тех кому он перестал доверять. В итоге на самом деле ничего не изменилось — из тех кого оставили почти все остались на своих рабочих местах, поменялись только название предприятия и должности. Структуры, которые остались в составе компаний, стали «заказывать» услуги у БСГ. Но это все формально, все делают все как и раньше. Для создания видимости увеличился документооборот — договора, масса не нужной отчетности, изучив которую внимательно, можно прийти к выводу, что результат ничтожный. А на комбинате Ильича в Мариуполе так вообще один и тот же человек одновременно руководит службой безопасности комбината и подразделением БСГ, которое оказывает ему услуги. Предыдущие руководители СБ комбината долго на своих должностях не задержались, потому что, скорее всего, привыкли раскрывать, а не совершать преступления.
Как рассказывают коммерсанты и сотрудники компаний, незадолго до основания БСГ постепенно, а после активнее, отдельными сотрудниками безопасности и БСГ началась обработка поставщиков и подрядчиков предприятий группы СКМ и СМАРТ на предмет уплаты ими «откатов». Работу тех, кто отказался платить или не согласился с суммой, стали блокировать. Начались проверки взаимоотношений таких предприятий с компаниями группы, естественно, что во время любой проверки всегда можно найти нарушения. Начали блокировать платежи этим предприятиям за поставленные ранее товары или услуги и устанавливать запрет на работу с ними. На менеджеров различных уровней и даже на отдельных рабочих оказывалось и оказывается давление с целью не замечать беспредел безопасности. Те. кто не поддался давлению, либо уволены под разными предлогами либо переведены на другие участки работы, где они «не мешают». В результате на предприятия группы стали поступать некачественные сырье, товары и услуги по завышенным ценам, а в некоторых случаях ворованное оборудование и запчасти с одних предприятий группы поставляются на другие. Примечателен случай, который произошел не так давно в Мариуполе. На комбинате Ильича были похищены валки на сумму около десяти миллионов гривен и поставлены на комбинат Азовсталь как металлолом. По этому факту было открыто уголовное дело и в процессе расследования оказалось, что эту операцию «курировали» сотрудники службы безопасности и БСГ Черников, Дворядкин, Цвигун, Голота, Перожок и другие. Благодаря старым связям дело удалось «замять». Указанные работники являются бывшими сотрудниками различных правоохранительных структур и, как утверждают их бывшие коллеги и коммерсанты, занимались там тем же. В службу безопасности и в БСГ они привлекли большей частью таких же сотрудников, в том числе родственников коммерсантов, которые работают с предприятиями группы, кумовьев. Немалая часть всех этих сотрудников ранее была уволена из органов официально по собственному желанию, а по сути по негативу, причем некоторые из них даже проходили по уголовным делам.
Что касается металлолома, то он давно поставляется на металлургические предприятия группы с большим количеством мусора, естественно за «откат». Работники комбината Азовсталь рассказывали, что после неоднократных жалоб руководству группы компаний, в этом году на их предприятии была проведена инвентаризация металлолома и установлена недостача более девяти тысяч тонн. Но и этот факт как-то «замяли».
По свидетельству тех же коммерсантов и сотрудников охраны и безопасности аналогичная ситуация происходит и на других предприятиях группы, на складах, в портах и т.д. и не только с металлоломом, оборудованием или запчастями. Тут и ГСМ, и уголь, и готовая продукция, работы, услуги и не только на территории государства, но и за его пределами.
Очень похоже на организованную преступную группу с четко распределенными ролями и иерархией. Правда необходимо отметить, что благодаря неравнодушным людям сбои в организации бывают. То вагоны с металлоломом и мусором «кто-то» случайно переадресует не на тот завод, где их ждут. После чего их бракуют и возвращают поставщику, который подпадает под разного рода санкции и, соответственно, меньшую сумму «отката» платит. То охрана «протупит» и что не надо пропустит или наоборот — задержит. Но это, как говорится, капля в море.
В результате, как следствие, страдает производство — выходит из строя оборудование, простаивают производственные участки, увеличивается количество брака, ухудшается экология, учащаются случаи аварий, в том числе со смертельным исходом, акционеры несут убытки, подрывается их имидж.
По понятным причинам авторы не указывают своих имен и имен тех, кто является очевидцами вышеописанного и имеют документальное подтверждение всему сказанному. Все изложенное выше, при желании, без большого труда можно проверить. По остальным фактам, если они не потеряют актуальность, позднее будут публиковаться подробные схемы работы, с указанием фамилий, движения товаров и денежных средств, копии документов.
С.П.