Человек не терпит насилия!

Запорожская «свалка» как символ Украины

50861

Запорожская «свалка» как символ Украины

Вчера Виктор Ющенко в очередной раз ненадолго проснулся и понял, что страна погрязла в коррупции и криминале. В связи с этим, президент Виктор Ющенко поручил министру внутренних дел Юрию Луценко взять под личный контроль отслеживание связей должностных лиц, в том числе депутатов всех уровней, с криминальными структурами.

Об этом в четверг сообщает пресс-служба главы государства.

Цитируем «Украинскую правду»: «Во время встречи с министром в Крыму Ющенко подчеркнул, что особое внимание МВД должно уделять борьбе с коррупцией. Президент высказал обеспокоенность тем, что в последнее время в СМИ участились сообщения о причастности депутатов местных советов к нарушениям закона. Также Ющенко назвал такие факты недопустимыми и подчеркнул, что их нужно тщательно отслеживать.» Не совсем понятно, что вызвало возмущение Ющенко. То что депутаты причастны к нарушениям закона или то, что об этом «участились сообщения в СМИ»? И кого в связи с этим нужно «отслеживать»? Надеемся все-же, что не журналистов. А насчет связей должностных лиц с криминалом… А что собственно отслеживать? Сажать давно пора, а не наблюдать и «отслеживать». Странно, неужели Ющенко так до сих пор и не понял, что вокруг практически любого «должностного лица» существует своего рода устойчивая «криминальная аура». Ведь нужен же человек, который, к примеру, будет брать деньги за депутатские запросы и искать на эти запросы «клиентов»? Нужен. Нужен человек, который будет брать деньги за решение вопросов, которые должностное лицо может решить? Нужен. Ведь не самому же ему деньги брать? Несолидно как-то. Нужен чиновнику человек, который будет деньги выводить в оффшоры и строить домики в Испании? Нужен. Нужен человек, который наворованные деньги заставить работать где-нибудь, скажем, на рынке? Нужен. Нужен человек, который за рынком будет надзирать? Тоже нужен. Нужен, наконец,  человек, который может в случае чего дать какому-нибудь неприятному типу трубой по голове? Тоже нужен. И это вряд ли будет тот же человек, который занимается выводом денег в оффшоры. Это мы так, очень вкратце наметили основные функции «криминальной ауры», которая как нимб святого окружает практически каждого представителя украинской «элиты». И потому как-то странно говорить о «связях должностных лиц, в том числе и депутатов всех уровней с криминальными структурами». Потому как высокое должностное лицо в нашей с вами реальности одновременно является лидером ОПГ, с четким разделением обязанностей и прав. Украина, Виктор Андреевич, очень быстро развивается. Между «бандитскими» девятностыми и нынешним днем – «дистанция огромного размера». Преступность развилась и самоусовершенствовалась. И не нужно искать «хомячков» в малиновых пиджаках и костюмах «Адидас». Оглянитесь, Виктор Андреевич – настоящая преступность, это те, кому вы каждый день пожимаете руку, это ваши соседи по дому, по даче, это люди с Банковой, Грушевского и так далее. У вас был шанс покончить с этой преступностью, но вы его упустили. Значит, ею займутся после вас. Но хватит лирики. В принципе, недавнее высказывание Ющенко о преступности явилось лишь поводом к тому, чтобы попробовать понять, что происходит сегодня с украинской организованной преступностью на показательном примере города Запорожья. А если точнее, известной запорожской «свалки».

Сом, Сокира, Ноздря, Меган, Стукальский и другие …

Украину иногда по уровню беззакония сравнивают с Колумбией. И зря. В Колумбии хоть коку выращивают, можно сказать сельским хозяйством занимаются. Украина же пока занята в основном проеданием своих ресурсов. Типа алкоголика, распродающего последнюю мебель, перед тем как «толкануть» и саму квартиру.

Цитируем «Зеркало недели»:

«Запорожский полигон отходов в Средней Балке — несомненно, самая известная свалка Украины. Причина крайне проста: десятилетиями свозившиеся на него отходы металлургических предприятий содержат огромное количество металла, который можно повторно использовать. Даже по минимальным оценкам, на каждом из двух с лишним квадратных километров полигона лежит не менее миллиона тонн металла.

Во времена застоя это мало кого волновало, но с наступлением рыночной экономики ситуация изменилась. По сообщению одной из газет, добычей металла занималась даже… областная филармония. Правда, очевидно, из-за отсутствия технических навыков музыканты занимались добычей не сами, а пригласили в подрядчики Запорожскую АЭС.

Естественно, ажиотаж фактически на территории крупнейших запорожских предприятий — “Днепроспецсталь”, “Запорожсталь”, “Запорожкокс” и Запорожского завода ферросплавов — не мог оставить равнодушным и их руководство. Особенно после прихода на предприятия новых собственников. Не говоря уж о том, что и сейчас металлурги и коксохимики продолжают вывоз на полигон отходов, пусть и не столь ценных.

Однако попытки предприятий упорядочить процесс наткнулись на противодействие.

К примеру, еще в 1997 году та же “Днепроспецсталь” (ДСС) разработала и ввела в эксплуатацию первую очередь цеха по переработке шлаков и стала работать над установкой углубленной шлакопереработки, позволяющей свести к минимуму потери металла. В 1998-м в Балке началась интенсивная переработка отходов. И так как всякая инициатива наказуема, то в итоге предприятие сразу увязло в судебных процессах. Дело дошло до Высшего арбитражного суда Украины, подтвердившего в апреле 2000 года право ДСС разрабатывать свою часть отходов в Балке Средней. Однако чтобы окончательно урегулировать вопрос, “Днепроспецсталь” и “Запорожсталь” приобрели участки Балки, фактически находившиеся в их пользовании.

Однако впоследствии покупка “Запорожстали” была оспорена. А ДСС для подтверждения права собственности на свою часть шлаковых отвалов потребовалось решение президиума Высшего арбитражного суда.

Пока предприятия судились, практически бесконтрольная разработка продолжалась. Тем более что неурегулированность правовых вопросов замедляла начало промышленной разработки находящегося в отвалах металла. В итоге свалка стала практически непрерывным генератором скандалов. Сейчас в разгаре один из них.

В конце января с.г. “Днепроспецсталь” заключила несколько договоров временного владения и пользования своей частью шлакоотвалов. Проще говоря, сдала их в аренду. Увы, решение металлургов оказалось не слишком продуманным, к тому же заключенным с нарушением процедуры. Арендаторы развили настолько бурную деятельность, что на заводе просто за голову схватились. Особую активность проявили ООО “Центр “Агроресурс” и ООО ”Алмекс”.

Судя по заявлениям “Днепроспецстали” в правоохранительные органы, арендаторы довольно быстро перестали ограничиваться выделенными им участками отвала и начали копаться немножечко “не там”. А еще точнее, стали подкапываться под находящуюся рядом железную дорогу, по которой ДСС вывозила отходы производства. Это, по мнению заявителей, создает аварийную ситуацию на полигоне, чреватую экологической катастрофой и даже человеческими жертвами.

Как заявляет руководство ДСС, за время работы ООО “Центр “Агроресурс” уничтожил 70 погонных метров железнодорожного тупика; в районе разработок нарушена охранная зона железнодорожного пути на протяжении 50 метров; произошло отслоение шлаковых масс от призмы железнодорожной насыпи. В результате этих отслоений стало возможным обрушение железнодорожного пути в сторону разрабатываемого карьера, что приведет к полной остановке нашего предприятия из-за невозможности приема текущих отходов на отвале”.

В конце мая на заводе была создана комиссия для проведения проверки работ на шлаковом отвале. По результатам ее деятельности было издано распоряжение директора ОАО “Днепроспецсталь” № 1175 “О прекращении работ на шлаковом отвале”, с которым ознакомили руководителей организаций-арендаторов. Однако работа по добыче металла прекращена не была. В результате чего обстановка на железнодорожных путях приблизилась к аварийной.

Дабы предотвратить техногенную катастрофу, 1 июля с.г. ОАО “Днепроспецсталь” расторгло договора аренды с фирмами “Центр “Агроресурс”, “Алмекс” и “УСС”. Соответствующие письма были направлены в областную администрацию, мэрию Запорожья, правоохранительные органы – прокуратуру и УМВД.

Однако предостережения заводчан остались без внимания. Более того, теперь сотрудники подразделения “Беркут” УМВД по Запорожской области… охраняют сотрудников ООО “Центр “Агроресурс”, подкапывающих железнодорожное полотно, по которому должны курсировать заводские составы.

Дело доходило едва ли не до перестрелок. Когда ДСС заключила договор на охрану шлаковых отвалов с конвойным батальоном внутренних войск, то, по заявлению представителей завода, военнослужащий в звании майора получил огнестрельное ранение.

В общем ситуация, согласно обращению ДСС в правохранительные органы, выглядит так. “16 июля этого года более 30 бойцов спецподразделений “Беркут”, “Сокол” и оперативных работников по борьбе с организованной преступностью убрали охрану с территории отвалов, выгнали фирмы, работавшие там по договорам с заводом, и силой принудили впустить на отвалы фирмы “Центр “Агроресурс” и “Алмекс”. Причем “пропуск на место разработки стали осуществлять сотрудники спецподразделений “Беркут”, ”Сокол”.

Арендаторы под их прикрытием похозяйничали. Они попросту разобрали полотно железной дороги. Надо думать, теперь спор о ее техническом состоянии стал беспредметным. Ну а руководители завода оценили подобные действия как “парализовавшие работу железнодорожного цеха”.

Справедливости ради отметим, что попыток постройки ДОТов на “оккупированной” территории пока не наблюдается…

После появления на отвале вооруженных людей история быстро стала напоминать Клондайк времен пика золотодобычи. Каждый вынутый кубометр шлаков — это примерно 150 килограммов металла, потерянного заводчанами. В целом похоже, что заводу по окончании нынешней разработки отвалов останутся лишь горы никому не нужного мусора. Тогда, очевидно, и охрану снимут.

Между прочим, все эти “раскопки” имеют отнюдь не локально-заводское значение. Желающих обогатиться в Балке предостаточно. При этом об экологических аспектах последствий речь не идет вовсе. И это понятно: зачем тратить средства на меры экологической защиты, если контролирующие органы в лучшем случае наблюдают за объектом, а суммы штрафов за вред, причиненный окружающей среде, смехотворны. Хотя, по мнению представителей облгосадминистрации, только внедрение государственного контроля над техногенным месторождением может обеспечить должное соблюдение экологических стандартов.

Мало кто вспоминает, что по территории полигона проходит еще и водовод, снабжающий около трети города (до 300 тыс. человек) питьевой водой. Пока что до его труб не докопались. Но если любой желающий, предусмотрительно обзаведясь охраной, начнет здесь проводить собственные изыскания, исход событий может оказаться самым печальным.»

Наиболее выгодными для разработки считаются отвалы завода «Днепроспецсталь» — «ДСС-1» и «ДСС-2». Связано это с большим количеством цветных металлов в недрах отвалов, практически «готовых к употреблению». Килограмм скрапа, добытого на «ДСС» принимается по цене 0,5-1 доллара США и выше (в зависимости от качества).

Следующим по «прибыльности» идет полигон Запорожского ферросплавного завода. Но работа на этом прииске осложняется необходимостью тщательной сортировки «откопанного». Поэтому даже сами ферросплавщики негласно поощряют работу старателей – как-никак бесплатно очищается место под новые отходы производства. Тем более, что собственником полигона «ЗФЗ» до сих пор остается государство – в отличие от отвалов «ДСС» и «Запорожстали», которые принадлежат соответствующим заводам. Цены на продукцию «ферросплавных» отвалов колеблются от 0,3 до 0,7 доллара США за килограмм.

И самой невыгодной считается разработка шлаков «Запорожстали». Чтобы много заработать на «черном» металле, нужно серьезно потрудиться. Ведь приемная цена добытого здесь скрапа равняется стоимости металлолома – от 30 до 60 копеек за килограмм.

«Политическое» начало

История промышленной разработки запорожских отвалов берет свое начало в 1998 году. Именно тогда известный бизнесмен Константин Григоришин через близкие структуры приобрел контрольный пакет акций ОАО «Днепроспецсталь». Впоследствии часть пакета (34%) перекочевала к Григорию Суркису. Примерно в то же время группа «эсдеки»-Григоришин получила контроль над Запорожским ферросплавным заводом.

Это было время бурного развития политической силы Суркиса-Медведчука – партии СДПУ(о). Для поднятия рейтинга эсдекам срочно нужны были деньги – и они были найдены на отвалах. Именно с конца ХХ века началось массовое освоение недр балки Средней.

Занимались разработкой промышленных полигонов структуры Суркиса. Отвалы ДСС, по слухам, курировал гражданин Германии Петр Португалов по кличке «Португал», отвалами ферросплавного занимался близкий соратник Суркиса и Медведчука Валентин Згурский. Впоследствии «паевиками» свалки стали такие известные правоохранители как Виктор Кудрявцев, Николай Обиход и другие.

Всего на этих «приисках» «засветилось» шесть фирм, контролирующих большую часть добычи скрапа. Это «МИГ-2000» и «Укрспецсталь» , «Центрагроресурсы» и «САГС»(связывают с Сергеем Мегедюком по кличке «Меган»), «Проммет» (связывают с Владимиром Гинкулом по кличке «Молдаван») и “Алмекс” (связывают с господином Тимофеевым по кличке «Прибалт»).

Эти фирмы заключили договор с «Днепроспецсталью» на «планирование отвалов». Но фактически начали добычу металла. Причем мало что могло остановить «старателей»: когда на пути экскаваторов встали железнодорожные рельсы, по которым «Днепроспецсталь» свозила свои шлаки, «копатели» просто построили новую «ветку», пустив старую под разработку.

Нескончаемая война

В середине 2001 года Григоришин и Суркис на почве предстоящих выборов «побили горшки» и между бизнесменами началась коммерческая война. На отвалы зачастили милиционеры и братки, а стрельба в районе «Черной горы» перестала быть редкостью.

После провала на парламентских выборах спонсируемого Григоришиным «Яблока», структуры Суркиса-Медведчука перешли в открытое наступление на бизнес своего бывшего партнера. Со временем в руках у близких к власти «эсдеков» оказалась большая часть бизнеса «оппозиционного» Григоришина – в том числе и контроль над промышленными отвалами.

 А в 2005 году, после отхода с властного “Олимпа” Медведчука, на отвалы началось новое наступление со строны Константина Григоришина. Полпредом Суркиса на «свалке» вместо «Португала» — Петра Портгулова стал зять Суркиса Стас Стукальский. Интересы Григоришина представляла группа лиц, среди которых был и недавно убиенный Юра «Грузин» — Георгий Сакварелидзе. В апреле этого года «Днепроспецсталь» фактически стала собственностью Виктора Пинчука. И начались проблемы на среднем уровне свалочного «менеджмента». Со стороны криминала «свалочные» процессы контролировали несколько бандформирований. Одно из них представляли господа «Сом» (Самусев), «Ноздря» (Ноздрин) и Сокира. В союзнических отношениях с этой группировкой находилась также банда бывшего сотрудника милиции Середина. Другое бандформирование представлял Сергей Мегедюк, «Меган», которому, проявив находчивость, удалось стать «менеджером» Игоря Суркиса. В ходе хитроумной интриги Суркису удалось отправить «Ноздрю» и «Сокиру» за решетку по подозрению в ряде убийств, в том числе и в убийстве Валерия Прыщика ( «Прыща»), контролировавшего Троещинский рынок в Киеве. Со временем подался в бега и «Сом», небезосновательно полагавший, что «закроют» и его. В итоге, на свалке остались Сакварелидзе и «Меган» с зятем Суркиса Стасом Стукальским.  К сегодняшнему дню «Меган» сделал блестящую бизнес-карьеру и потому стоит остановиться на этой фигуре более подробно.

Послужной список нынешнего «старшего менеджера» свалки Сергея Мегедюка – впечатляет.

01.01.1999 – в кафе «Фаст-Фуд»  в Запорожье между «Меганом» и ранее ему неизвестным гражданином Ковалевым возник конфликт. Причиной послужило замечание Ковалева Мегедюку по поводу громкой нецензурной брани последнего. Мегедюк предложил Ковалеву выйти на улицу для выяснения отношений, где нанес ему 10 ножевых ранений в область груди, от чего Ковалев скончался на месте. Очевидцы преступления, находившиеся вместе с Ковалевым в кафе, его друг и две их знакомые девушки, ранее дававшие показания, доказывающие виновность Мегедюка, впоследствии, под его давлением ,а также под давлением состоящих «на службе» у Мегедюка коррумпированных сотрудников милиции и прокуратуры отказались от своих показаний. В настоящее время уголовное дело приостановлено.

20.03.1999 – Мегедюк следуя в своем автомобиле «мерседес» по Набережной Днепра в г. Запорожье, совершил наезд на гражданина, который скончался на месте. Дело приостановлено, как нераскрытое.

Январь 2000 года – в кафе «У Тамары» Мегедюк, вымогая деньги у скупщика золота, гражданина Охрименко, нанес последнему три ножевых удара в область груди и правой руки. Преступление было совершено публично, в присутствии свидетелей. Уголовное дело не возбуждалось.

26.05.2001 – в ночном клубе «Сова» в Запорожье Мегедюк открыл стрельбу из пистолета ТТ по представителю враждебной ОПГ Виталию Пономареву. Уголовное дело не возбуждалось.

Летом 2002 года Мегедюк на свалке ДСС открыл стрельбу из помпового ружья по майору милиции Геннадию Скороходову и гражданину Евгению Резникову. Затем он стал зверски избивать Резникова, а член его банды Георгий Шовак («Румын») выстрелом из пистолета нанес огнестрельное ранение резиновой пулей в правое предплечье майору Скороходову. Преступление было совершено при большом количестве людей с особой дерзостью. Тем не менее, данное уголовное дело №14970202 в настоящее время приостановлено.

(продолжение следует)

Станислав Речинский, «ОРД»

Оцените материал:
54321
(Всего 1, Балл 5 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Ирина Долозина -- чемпион по "скруткам". При всех начальниках
НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Последние российские новости впечатляют. Бывший журналист «Новой газеты» Сергей Канев пишет, что под Питером была обнаружена частная тюрьма с крематорием.…
Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

  Почему крупные дистрибьюторы лекарств и торговцы «самопальными» медпрепаратами попали в одно уголовное дело. Весной этого года, 25 марта, федеральный суд…
НОВОСТИ