Человек не терпит насилия!

Финский сценарий для украинской войны: история в 10 цитатах

275477034 624769125295371 4648628343639929527 nТакое впечатление, что вторжение в Украину Путин скопировал со сталинской агрессии против Финляндии. Причем, несмотря на все различия во времени и пространстве, умудрился скопировать вместе со всеми провальными ходами и деталями. Тут и нападение без объявления войны, и колонны разбитой техники вместо блицкрига, и явная ложь пропагандистов, и провал внешней политики, и не оправдавшиеся надежды на массовый коллаборационизм… Все это очень похоже на «незнаменитую» советско-финскую войну.

О ленинских «подарках»

В послевоенном СССР придумали миф, будто «Ленин подарил Финляндии независимость» (теперь Путин заливает, будто «Ленин создал Украину»). Однако, это далеко не так. Во-первых, Ленин не царь, чтобы нечто такое «дарить» подданным. Во-вторых, ленинский Совнарком, хоть и признал независимость, однако при этом активно вмешивался во внутренние дела Финляндии с целью установить там марионеточный режим.

«Мы сейчас – я употреблю нехорошее слово – завоевываем Финляндию, но не так, как это делают международные хищники-капиталисты. Мы завоевываем тем, что, предоставляя Финляндии полную свободу жить в союзе с нами или с другими, гарантируем полную поддержку трудящимся всех национальностей против буржуазии всех стран. Этот союз основан не на договорах, а на солидарности между эксплуатируемыми против эксплуататоров».

(из выступления Ленина на I Всероссийском съезде военного флота, 8 декабря 1917 года)

При поддержке большевиков радикальное крыло финских социал-демократов подняло мятеж и захватило Хельсинки. Однако в ходе кровопролитной гражданской войны (27 января — 15 мая 1918 года) мятежники были разгромлены (финских белых поддержали немцы и шведы, финских красных – российские большевики). Вскоре уже финны поддерживали антибольшевистские освободительные движения и чуть было не изменили ход российской гражданской войны (https://ord-ua.com/2019/08/11/yakbitologiya-grazhdanskoj-vojny/). Так что Ленин и К были рады заключить с Финляндией мир, пойдя на ряд уступок, в частности, предоставив финнам выход к Ледовитому океану.

«Нравится, не нравится…» – сталинская версия

Финляндия была нейтральным государством, у которого с СССР был «Договор о ненападении и мирном урегулировании конфликтов» (1932). И вообще, 3,7-милионная Финляндия едва ли представляла опасность для 170,6-милионного Советского Союза. Однако в понимании Сталина сама советско-финская граница представляла угрозу – слишком близко к Ленинграду. Поэтому, после заключения пакта Молотова-Риббентропа и начала Второй мировой войны, в Кремле ультимативно потребовали от финнов изменения границы:

«Мы ничего не можем поделать с географией, так же как и вы не можете ее изменить… Поскольку Ленинград передвинуть нельзя, придется отодвинуть от него подальше границу».

(Сталин на переговорах с финской делегацией, октябрь 1939 года)

Особо отметим, что Сталин в октябре 1939-го не был настолько обнаглевшим, как Путин в феврале 2022-го, и предлагал финнам взамен вдвое большие, хотя и малоосвоенные территории в Карелии.

finland soviet union oktober november 1939

Финны согласились на территориальный обмен, однако отказывались разоружить укрепления на Карельском перешейке (они хорошо помнили, чем потеря пограничных укреплений окончилась для чехов https://ord-ua.com/2022/02/02/na-grani-vojny-uroki-sudetskogo-krizisa/) и представить СССР на своей территории военные базы (какой же после этого нейтралитет?).

В итоге, переговоры закончились ничем, и Москва от увещеваний перешла к угрозам:

«Мы отбросим к черту всякую игру политических картежников и пойдем своей дорогой, несмотря ни на что, мы обеспечим безопасность СССР, не глядя ни на что, ломая все и всяческие препятствия на пути к цели».

(«Правда», 3 ноября 1939 года)

Примерно в той же манере Путин накануне вторжения хвастливо обещал «показать, что значит для Украины настоящая декоммунизация».

«Белогвардейский призрак» как повод для войны

Маниакально подозрительный Сталин рассуждал в том духе, что Финляндия может и нейтральная, но мало ли что может случиться. Впоследствии агрессию против Финляндии он объяснил так:

«Война была необходима, так как мирные переговоры с Финляндией не дали результатов, а безопасность Ленинграда надо было обеспечить безусловно, ибо его безопасность есть безопасность нашего отечества. Не только потому, что Ленинград представляет 30-35 % оборонной промышленности и, стало быть, от целостности и сохранности Ленинграда зависит судьба нашей страны, но и потому, что Ленинград есть вторая столица нашей страны. Прорваться к Ленинграду, занять его и образовать там, скажем, буржуазное правительство, белогвардейское – это значит дать довольно серьезную базу для гражданской войны внутри страны против Советской власти…Ясно, что коль скоро мирные переговоры с Финляндией не привели к результатам, надо было объявить войну».

(Из выступления Сталина на совещании начальствующего состава РККА, 17 апреля 1940 года)

Точно также Путин совсем недавно рассуждал об опасности возможного вступления Украины в НАТО – якобы подлетное время натовских ракет к Москве составит 7-10 минут. Сам себе придумал страшилку и сам в нее поверил.

В поисках казус белли

Сталин соврал – на самом деле, СССР напал на Финляндию без объявления войны (Путин пошел еще дальше: не только напал на Украину без объявления войны, но даже запретил своим подданным называть происходящее войной!). Однако для оправдания ничем необоснованной агрессии Сталин хотя бы попытался создать более-менее благовидный предлог (а Путин и тут не заморачивался!). В 15:45 26 ноября 1939 года возле пограничной деревни Майнила произошел артиллерийский обстрел, в результате которого якобы погибло 4 и ранено 9 красноармейцев. В тот же день СССР потребовал отвести финские войска от границы на 20-25 км, а советская пресса выступила с призывами к войне:

«Проучить зарвавшихся вояк! Горе тем, кто станет на нашем пути! Пора обуздать ничтожную блоху, которая прыгает и кривляется у наших границ! Смести с лица земли финских авантюристов! Наступила пора уничтожить эту гнусную козявку!».

(«Правда», 26 ноября 1939 года)

В том же духе выступала российская пропаганда накануне вторжения в Украину.

Финны возразили, что их артиллерия достаточно далеко отведена от границы, предложили совместное расследование инцидента и согласились на двустороннее отведение войск. В ответ СССР заявил о денонсации советско-финского договора о ненападении:

«Отказ правительства Финляндии отвести войска, совершившие злодейский обстрел советских войск, и требование об одновременном отводе финских и советских войск, исходящие формально из принципа равенства сторон, изобличают враждебное желание правительства Финляндии держать Ленинград под угрозой».

(из Ноты правительства СССР финскому послу, 28 ноября 1939 года)

Театр марионеток

С самого начала агрессию против Финляндии советское руководство попыталось представить как гражданскую войну между «белофиннами» и «Финской демократической республикой». Точно как Путин пытался прикрыть агрессию против Украины созданием ЛДНР.

На второй день вторжения появилось марионеточное финское «народное правительство» во главе с Куусиненом (финский коммунист, проживавший в Москве с 1918 года) и провозглашена «Финская демократическая республика». На пятый день войны глава советского правительства и внешнеполитического ведомства Молотов заявил: 

«Советское правительство не признает так называемое финляндское правительство, уже покинувшее Хельсинки и направившееся в неизвестном направлении. Советское правительство признает только Народное правительство Финляндской демократической республики, с которым заключило Договор о взаимопомощи и дружбе».

(из беседы Молотова со шведским послом, 4 декабря 1939 года)

Еще до начала войны в Ленинградском военном округе была создана «финская народная армия» (https://ord-ua.com/2020/06/22/22-iyunya-1941-k-chemu-gotovilsya-stalin/), которой предстояло исполнить декоративную функцию:

«Первому финскому корпусу представляется честь принести в столицу знамя Финляндской Демократической Республики и водрузить его на крыше президентского дворца на радость трудящимся и страх врагам народа».

(из декларации «народного правительства», 1 декабря 1939 года)

В какой-то момент, чтобы подыграть своим марионеткам, Сталин даже уступил им большую часть Карелии! Однако ему не удалось обмануть ни финнов, ни международное сообщество.

1939 finnish democratic republic

Провал сталинского блицкрига

Первоначально Сталин намеревался «нанести решительное поражение финской армии» в течение 8-10 дней (на отдельных участках до 15 дней). Однако война продлилась три с половиной месяца (https://ord-ua.com/2009/12/08/yak-polskij-scenarij-u-finskij-vijni-ne-spracyuvav/). В Кремле недооценили настроение финского народа, боеспособность финской армии и переоценили РККА. Кроме того, Сталин выбрал для нападения неподходящее время – начало зимы: короткий световой день, холодно, глубокий снег. Впоследствии он объяснял это тем, что пожертвовал военными резонами в угоду высшим политическим соображениям:

«А не поторопились ли наше правительство, наша партия, что объявили войну именно в конце ноября, нельзя ли было отложить этот вопрос, подождать месяца два-три-четыре, подготовиться и потом ударить? Нет. Партия и правительство поступили совершенно правильно, не откладывая этого дела и, зная, что мы не вполне еще готовы к войне в финских условиях, начали активные военные действия именно в конце ноября – в начале декабря. Все это зависело не только от нас, а, скорее всего, от международной обстановки. Там, на Западе, три самых больших державы вцепились друг другу в горло – когда же решать вопрос о Ленинграде, если не в таких условиях, когда их руки заняты и нам представляется благоприятная обстановка для того, чтобы в этот момент ударить?

Было бы большой глупостью, политической близорукостью упустить момент и не попытаться поскорее, пока идет война на Западе, решить вопрос о безопасности Ленинграда. Отсрочить это дело месяца на два означало бы отсрочить это дело лет на 20, потому что ведь всего не предусмотришь в политике. Воевать-то они там воюют, но война какая-то слабая: то ли воюют, то ли в карты играют. Вдруг они возьмут и помирятся, что не исключено. Стало быть, благоприятная обстановка для того, чтобы поставить вопрос об обороне Ленинграда и обеспечении безопасности государства, была бы упущена. Это было бы большой ошибкой».

(Из выступления Сталина на совещании начальствующего состава РККА, 17 апреля 1940 года)

Кстати, Путин тоже ждал окончания пекинской олимпиады.

Угроза большой войны – Сталин включает заднюю

Несмотря на все сталинские ухищрения, захватнический характер войны против Финляндии был для всех очевиден. СССР исключили из Лиги Наций (прообраз ООН), а Финляндия получила военную и гуманитарную помощь от многих государств. Более того, в марте 1940 года Франция и Британия готовы были отправить в Финляндию экспедиционный корпус. Поэтому уже после прорыва «линии Маннергейма», когда дорога на Хельсинки была открыта, Сталин пошел на заключение мирного договора.

«Затяжка войны позволит французам и шведам прислать подкрепления, и вместо войны с одним государством мы ввяжемся в войну с коалицией».

(из разговора Сталина с командармом Мерецковым, 10 марта 1940 года)

Весьма вероятно, что Путину вскоре тоже придется включить заднюю.

В сентябре-октябре 1939-го СССР принудил Эстонию, Латвию и Литву заключить «договоры о взаимопомощи» и разместить на своих территориях советские военные базы, что вскоре привело к аннексии этих государств. Такая же участь была уготована и Финляндии. Однако, если чехи сдались без боя Гитлеру, а литовцы латыши и эстонцы – Сталину, то финны дали бой захватчикам. В 1939-1940 гг. Финляндия понесла большие потери – человеческие и территориальные, однако отстояла суверенитет. Затем была еще более тяжелая война-продолжение (1941-1944), в ходе которой Финляндия тоже выстояла, хотя и вынуждена была пойти на новые уступки (https://ord-ua.com/2019/12/01/dorogoyu-cinoyu-finskie-uroki-dlya-ukrainy/).

Для Украины Путин готовил не менее (а может и более) печальную участь, чем Сталин для Финляндии. Для поддержания своей сомнительной легитимности «обнуленный» Путин хотел устроить маленькую победоносную войну. Однако очень сильно просчитался. Современная Украина больше и сильнее, чем когда-то была Финляндия, а вот современная РФ гораздо слабее сталинского СССР. К тому же, Сталин воспользовался моментом, когда ведущие европейские государства воевали друг против друга. Тогда как против Путина Европа (и не только) выступила единым фронтом. Продолжительная война с большими потерями неизбежно ударит по Кремлю бумерангом. Так что теперь можно обсуждать не только «финляндизацию» Украины, но и «украинизацию» Финляндии. Но это, конечно, если финны захотят.

 

Оцените материал:
54321
(Всего 3, Балл 4.67 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

Один ответ

  1. Дуже професійно та грунтовно викладено статтю з глибоким аналізом сутності плітики російської імперії.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

НОВОСТИ