Человек не терпит насилия!

«Кислородное голодание»: куда делся газ из одесских больниц, сколько это продлится и кто виноват?

Ситуация с обеспечением «ковидных» больниц Одессы медицинским кислородом стала по-настоящему критической.

В понедельник появилась информация об остром дефиците этого газа в городской инфекционной больнице, а во вторник вечером отсутствие кислорода побудило медиков организовать экстренную эвакуацию больных из одного стационара в другой. Что, кстати, категорически не рекомендуется делать: перевозка иных пациентов может привести к скорому летальному исходу.

Очевидно, проблема существует. В мэрии, однако, ее наличие отрицают, но при этом обещают исправить ситуацию и отчитываются о целом парке переносных кислородных концентраторов. Однако специалистов не обмануть: никакие, даже самые мощные концентраторы не способны заменить высокопоточный кислород, который жизненно необходим для пациентов реанимационных отделений и других тяжелых больных.

«Думская» разбиралась в сложившейся ситуации, установила ее причину и выяснила, сколько еще времени может продолжаться смертельно опасное «кислородное голодание» в опорных клиниках по COVID-19.

Начнем с потребности. Для пациентов, которые инфицированы штаммом «Дельта» и находятся в реанимационных палатах, необходим высокопоточный кислород — до 50 литров в минуту (они должны дышать практически чистым кислородом). Газ нужно подавать непрерывно, 24 часа в сутки, семь дней в неделю.

Получается, что потребность одного такого пациента составляет примерно 70 тысяч литров, или примерно 100 килограммов кислорода в день.

Одесская городская инфекционная больница оборудована криоцилиндрами, то есть резервуарами для жидкого кислорода, суммарной емкостью семь кубометров. Этого должно хватать на день работы, поэтому при полной загрузке больницы газ нужно привозить специальными автоцистернами и пополнять каждые сутки. Кислородные станции, которые вырабатывают кислород из атмосферы и могут обеспечить полную независимость больницы, пока только обещают.

Вчера в больницу привезли всего 3,5 (три с половиной) тонны кислорода. Если подавать его только в реанимации, а всех остальных больных обеспечивать концентраторами, такого количества хватит только для половины реанимационных коек.

Казалось бы, у нас есть местный производитель — линия на Одесском припортовом заводе, которая год назад после долгих мытарств получила лицензию на производство газа для больниц.

Однако производительность этой линии невелика, не более восьми тонн в сутки. То есть ОПЗ может покрыть потребности всего одной крупной одесской больницы (скажем, инфекционки).

При этом у Припортового нет возможности доставлять кислород в больницы непосредственно (отсутствует лицензия и необходимая техника). Поэтому предприятие продает газ посреднику-перевозчику, киевской фирме «Криогенсервис». Еще в июле она «скупила на корню» весь еще не произведенный кислород ОПЗ по цене 5350 гривен за тонну (своеобразный фьючерс). Одесским больницам компания поставляет его в три раза дороже — за 15 с лишним тысяч грн.

Остальную потребность Одессы и многих других городов Украины обеспечивает АО «Линде Газ Украина», которое расположено в городе Днепре на улице Кислородной. На ее долю приходится 70% украинского производства этого газа. Предприятие вырабатывает нужные объемы и продает их тому же «Криогенсервису», который и доставляет кислород в одесские больницы.

Сам «Криогенсервис» тоже имеет лицензию на изготовление медицинского кислорода. Однако его производство относительно невелико и не может обеспечить потребности в масштабе страны. Главный актив предприятия — дорогостоящие криогенные полуприцепы-цистерны, которые позволяют осуществлять магистральные перевозки специфического груза.

Недавно на АО «Линде Газ Украина» начался плановый ремонт, о котором компания объявила заранее. Неудивительно, что мощностей ОПЗ для обеспечения всех потребностей одесских больниц оказалось недостаточно.

Получается, что кризис не возник внезапно. Увы, из-за нерасторопности правительства, которое заранее знало о предстоящих перебоях и не предприняло мер, ситуация с кислородом в украинских больницах уже стала крайне напряженной. Более того, из-за дефицита газа прямо сейчас, в эти минуты, умирают люди!

Что можно было сделать? Например, максимально быстро обеспечить все ковидные больницы кислородными станциями, которые хотя бы частично закрывали потребность. Однако, по слухам, их установку тормозит лобби поставщиков кислорода в Одесском горсовете. Сейчас, к сожалению, время упущено. Перебои с кислородом и, по всей видимости, смерти тяжелых больных из-за его нехватки продлятся еще минимум неделю.

Единственным светлым пятном во всей этой ситуации является обещание АО «Линде Газ Украина» увеличить производство после ремонта.

Надо сказать, что Министерство здравоохранения было проинформировано об угрозе дефицита кислорода еще в июне этого года. Руководитель Херсонского областного лабораторного центра МОЗ профессор Юрий Ромаскевич, который анализировал эпидемическую ситуацию и протекание пандемии в оккупированном Крыму, направлял Виктору Ляшко докладные записки и предупреждал об ожидаемом осенью резком росте заболеваемости, а также о том, что для лечения инфекции, вызванной штаммом «Дельта», необходимо в пять раз больше кислорода, чем раньше. По всей видимости, предупреждения ученого были проигнорированы.

Все вышеизложенное является готовым составом преступления. Как минимум предусмотренного ст. 367 УК Украины (служебная халатность).

Автор — Виктор Босняк

Оцените материал:
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

НОВОСТИ