Человек не терпит насилия!

Как Европейская конвенция по правам человека спасла организатора газовых схем Онищенко

evrokonvenccc html 4b70b10d

На главном фото – скриншот сообщения о «политическом характере преследования» А. Онищенко, которое транслирует в Германии рупор Кремля.

Германия отказала Украине в экстрадиции олигарха Александра Онищенко потому, что в наших тюрьмах… нечеловеческие условия. И это тем более обидно, что совсем недавно для таких, как экс-нардеп, в Лукьяновском СИЗО открыли «вип-камеры». Создан прецедент, применение которого позволит избежать ответственности любому злодею, убежавшему в ЕС.

1. ЕСПЧ на страже интересов украинских заключенных

Решение высшего земельного суда в немецком Ольденбурге, которое было вынесено 27 мая, стало ледяным душем. Как сообщает «Deutsche Welle», ранее суд обратился к украинским властям с просьбой предоставить «детальное описание условий содержания», на которые мультимиллионер мог бы рассчитывать в киевском СИЗО. А в ответ украинская сторона пообещала, что международные стандарты будут соблюдены. Но одних заверений судьям в Ольденбурге мало. Они сослались на Европейскую конвенцию по правам человека и доклад Европейского комитета по предотвращению пыток СЕ, сделанный по итогам инспектирования украинских тюрем в 2017 году. Тогда эксперты упомянутого Комитета заявили, что увиденное ими можно приравнять к пыткам. А в судебном решении по экстрадиции Онищенко указано: «Существует значительная вероятность, что минимальные стандарты условий содержания не будут соблюдены».

А ведь 8 мая в Лукьяновской тюрьме стартовал проект по предоставлению улучшенных условий арестованным. Онищенко мог быть размещен во вполне приличную – одну из новых камер для «богатых, которые тоже плачут». С бойлером, кондиционером, душем, унитазом, кухонным уголком (имеющим тостер, холодильник и микроволновку), телевизором с плоским экраном, письменным столом. И что особенно важно – это был бы «номер» гораздо просторнее большинства камер.

Неужели такого уровня комфорта было не достаточно для г-на Онищенко?

 evrokonvenccc html m6908f94e

Фото – Фейсбук министра юстиции Дениса Малюськи.

Стоимость размещения в таких «апартаментах у деда Лукьяна» зависит от срока, за который осуществляется оплата: 2000 грн. в сутки, 8000 грн. за неделю и 12000 грн. в месяц. Деньги будут идти в бюджетный спецфонд, а не в карман «хозяина».

Условия, «как в отелях», уже презентовали в СИЗО Днепра, Львова и Запорожья. И там цены побюджетнее – от 540 грн. сутки до 3410 месяц.

«Зачем мы все это делаем: 1) зарабатываем деньги на ремонт в бесплатных камерах, там ужас, 2) убираем коррупцию на распределении камер, 3) уменьшаем затраты на выполнение решений ЕСПЧ. Ненадлежащие условия содержания в СИЗО — проблема, за которую Евросуд присуждает выплату компенсаций», — объяснил министр юстиции Денис Малюська: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1142027302844657&id=100011121947008

Министр уверен, что начинание позитивно отразится на состоянии остальных камер. Бесплатные «хаты» можно будет подтянуть за счет доходов с «камер для ВИПов». Но идею платных камер раскритиковали и правозащитники, и тюремщики. Главный тезис оппонентов: всем должны быть обеспечены равные условия, а иначе — дискриминация.

— Коррупционная составляющая никуда не денется, — поделился с нами скепсисом правозащитник, лидер ОО «Альянс украинского единства» Олег Цвилый.

Он считает, что улучшить условия содержания можно и путем снятия нелепых запретов.

— Почему нельзя разрешить мультиварки, микроволковки, электроплитки – не только «ВИПам», а всем? Можно сделать отдельные счетчики на электроэнергию на камеры, чтобы электричество оплачивалось за счет арестантов. И решается это на уровне Минюста. Надо просто изменить правила внутреннего распорядка, – говорит он.

2. Минюст желает улучшить условия содержания, и при этом не потратиться

В Минюсте не первый год пытаются поломать советскую тюремную систему. Мы уже писали о том, как старается нынешнее пенитенциарное руководство, и чего достигли (а скорее – не достигли) предшественники: https://ord-ua.com/2019/10/08/sdelayut-li-ze-kadry-tyuremnyh-feodalov-ili-sami-prevratyatsya-v-nih/. Но перед Д. Малюськой стоит особо непростая задача: улучшить положение заключенных, одновременно уменьшив бюджетные расходы на «тюремную отрасль».

Для этого, во-первых, в Минюсте хотят обеспечить зэков работой. «Они в достаточной форме, чтобы работать, зарабатывать и не сидеть на шее налогоплательщиков», — говорит министр Денис Малюська (на фото ниже).

big evrokonvenccc html m1a5e3df1 

На фото Минюста – министр в «ВИП-камере».

Во-вторых, чиновники обдумывают идею приватных пенитенциарных учреждений. Ищут бизнесменов, которым интересно выселить заключенных из СИЗО в исторической части Киева, Одессы и Львова куда-то в пригород, но в более современные условия. А взамен получить здания и землю в центре. Вот львовская тюрьма, к примеру — вообще памятник архитектуры 17 века (бывший монастырь).

В-третьих, реформа предполагает сокращение мест заключения и раздутого штата тюремщиков примерно на треть. За последние 20 лет число арестантов уменьшилось в 4 раза. И процесс продолжится. Более широкое применение общественных работ и отказ от ограничения свободы, как вида наказания, введение пробационного надзора (это когда человек учится, лечится, работает и живет дома, но его контролируют специальные сотрудники центра пробации) – эти меры будут способствовать уменьшению «населения» тюрем и лагерей. Рассматривается так же возможность чаще применять помилование для пожизненников (реформировать процедуру пересмотра таких приговоров от нас требует ЕСПЧ).

И хотя некоторые реформаторские шаги вызывают одобрение (разрешение на пользование планшетами, возможность обращения с электронной жалобой), критики Минюст получает больше. Недовольные считают, что создание частных мест содержания будет равносильно официальной передаче зэков в рабство генералу-феодалу А. Крикушенко (герою наших публикаций: https://ord-ua.com/2019/03/29/delo-razvedchika-sani-berdyanskij-konclager/). А коррупцию в распределении камер не победить, пока «улучшенных» камер не будет хватать всем желающим.

Настораживает следующий «парадокс» — в Лукьяновском СИЗО и до презентации новых платных камер были целые этажи с нормальными условиями, которые не использовались. Например, там есть новые корпуса для женщин и «малолеток», которые преимущественно пустуют. В 2018 году одиозный Александр Крикушенко вместе с замминистра Денисом Чернышовым открыл отремонтированный за 3 млн. государственных грн. корпус на 100 человек, где даже радиаторы «для красоты» покрасили в золотой цвет.

 evrokonvenccc html 6f11b500

Фото УНИАН – «золотые» батареи от бывшего главного тюремщика А.Крикушенко.

И что же? «Малолетка» с горячей водой и нормальными санузлами простаивает (или используется «для хороших людей»), пока «простолюдины» сидят в плесени, без отопления и с окнами, которые зимой завешены одеялами вместо стекол. Как раз это и обнаружила омбудсмен в январе — в некоторых «хатах» киевского СИЗО люди спят по очереди, пока образцово-показательные камеры не используются: http://www.ombudsman.gov.ua/ua/all-news/pr/u-kyivskomu-slidchomu-izoliatori-uviazneni-spliat-po-cherzi/?fbclid=IwAR2m7Z8YY7kZblVNUGkesyDuqpHNA4lD8DQyCUMobjrHOlmwDEsOj7buV3Y

3. «Звезды» политики и казнокрады всегда сидели с комфортом

Европейцы, наверное, и не догадываются, что тюремный быт у «сильных мира сего» в нашей стране всегда отличался особенностями. Юлия Тимошенко, Юрий Луценко, Игорь Зварыч – все они сидели в том же Лукьяновском СИЗО с соблюдением минимальных евростандартов — включая норматив в 4 кв. м. на человека. Хотя Луценко поначалу, говорят, «устраивали легкую прожарку».

Бывший главный фискал Украины Роман Насиров тоже сидел с комфортом. Он проходит по смежному делу с Александром Онищенко («простил» газовому олигарху рентную плату и налоги, чем причинил ущерб в 2 млрд. грн.). И как-то сфотографировался в СИЗО с новыми друзьями-«авторитетами».

 evrokonvenccc html 2199081

Главный «фискал» Украины в Лукьяновском СИЗО. Фото – Фейсбук журналиста Татьяны Высоцкой.

«ВИП-камеры» были всегда, просто раньше ремонтировались исключительно за счет самих заключенных. В 2018 году Генпрокуратура за сенсацию выдала такие «блатные хаты» с евроремонтом, обнаруженные на Житомирщине. Индивидуальное отопление, по версии прокуратуры, это чуть ли не «отягчающее вину обстоятельство»:

 

В Минюсте теперь подумывают: а как бы все отремонтированные камеры взять на учет, да и начать «сдавать в аренду». Но те условия в местах предварительного заключения, которые кто-то сделал для себя – отнять будет непросто. Да и тюремщики, которые привыкли брать взятки, не в восторге от прожектов Минюста. Тюремному руководству выгодно создать «подопечным» самые жуткие условия, и зарабатывать на каждом послаблении.

Всех вновь прибывших тюремщики разделяют на «беловоротничковых» и остальных, а дальше — чем богаче «клиент», тем больше с него возьмут (за одни и те же условия). Как рассказали «ОРД» заключенные, решение о переводе в хорошую камеру — это 100-200 долларов. Не считая «абонплаты», которая может составить 500 — 800 долларов в месяц. Даже за право получить посылку из дома с едой и лекарствами надо отдать 500 грн..

4. Удар по «Газовому делу» и праздник для беглых ВИП-воров

Но что же теперь будет с «делом Онищенко»?

Высший антикоррупционный суд уже успел исследовать 10 томов доказательств, установлена причастность 29 человек, которых организовал и использовал в своих интересах газовый олигарх (включая родную маму). Девять фигурантов «Большого газового дела» пошли на сделку со следствием, признав свою вину и подкрепив обвинение в отношении Онищенко. Бывшему парламентскому «решале» теоретически все еще грозит в Украине до 12 лет лишения свободы за создание преступной организации, легализацию доходов полученных преступным путем и хищение средств в особо крупных размерах. Львиная доля криминальной прибыли, по словам Онищенко, ушла на финансирование политических интересов другого олигарха — Петра Порошенко, но сам же «газовщик» фактически признал, что обворовывал Украину вместе с экс-Президентом.

Как мы уже рассказывали, Онищенко сотоварищи «наварил» около 1,6 млрд. грн. (не считая тех 2 млрд. грн., за которые отвечает Насиров), и, чтобы избежать ответственности, прикрылся компроматом на экс-Президента: https://ord-ua.com/2019/10/12/vaks-na-shpagate-mezhdu-bespomoshnostyu-i-zhelaniem-ugodit-ze-vesennie-posadki-top-korrupcionerov-perenosyatsya-na-noyabr/

Так же мы рассказывали о самой схеме, которая позволила Онищенко стать мультимиллионером, паразитируя на государственных ресурсах: https://ord-ua.com/2018/02/09/nasirov-onischenko-i-pohoronnoe-byuro-na-poroshenko-/

Олигарх провел несколько месяцев в тюрьме немецкого Ольденбурга, а теперь раздает интервью, в которых выражает недовольство тюремными условиями, которые предоставила ему Германия. Жалуется, что в тюрьме его едва не отправили на тот свет какими-то антидепрессантами, и заставляли заниматься трудотерапией.

Российское информагентство «Sputnik» (которым командуют кремлевцы Киселев и Симоньян) на немецком языке рассказало жителям Германии версию событий в интерпретации Онищенко: «Украинский экс-депутат, который находится в бегах с 2016 года, в Украине обвиняется в налоговых правонарушениях и хищении. Сам А. Онищенко говорит о политических преследованиях со стороны экс-президента П. Порошенко, чьей правой рукой он был в течение двух лет до побега из Украины. Украина годами безуспешно пыталась получить международный ордер на арест олигарха до 28 ноября 2019 года. Всего за три дня до того, как Онищенко захотел представить в Вашингтоне «бомбу» из компромата, добытого прямо из офиса Порошенко, его арестовали в Германии. В тюрьме Ольденбурга ему давали лекарства, которые вызывают сердечную недостаточность. С миллионером обращались как с обычным преступником, из-за чего он был прооперирован. Чтобы спасти свою жизнь, он отправил свои откровения в Вашингтон и Киев. 27 мая Александр Онищенко был освобожден из-под стражи в Германии».

И в то же время — Германия отказала Онищенко в политическом убежище и попросила покинуть пределы ЕС. Адвокат олигарха говорит, что его подзащитный может перебраться в Россию. Ведь Онищенко таки имеет гражданство РФ – хотя раньше многократно это отрицал. У себя в Фейсбуке газовый магнат пиарит недавние заявления КГБшного кадра Андрея Деркача, который разыгрывает российскую карту о «вмешательстве Украины в выборы США» и мечтает добиться оправдания.

Но оценку правомерности преследования Онищенко на Родине суд в Ольденбурге не давал. И никакие инсинуации, связанные с «пленками Онищенко» или «пленками Деркача», не ставят под сомнение фактические обстоятельства громкого дела.

Хотя без главного действующего лица «Большое газовое дело» многое потеряет. Да и сам по себе отказ в экстрадиции выглядит болезненно для тех, кто несколько лет пытался «догнать» Онищенко. Их труды пошли насмарку — из РФ Онищенко уже точно не достанут. И печально это еще и потому, что бедствует Украина не в последнюю очередь, благодаря таким, как Онищенко (которому не может обеспечить достойный «казенный дом»).

Опираясь на практику Евросуда и прецедент, созданный судом Ольденбурга, теперь и другие ВИП-воры, скрывающиеся в ЕС, могут заблокировать свою экстрадицию. Например, № 7 из последнего списка украинцев в «Форбс» Константин Жеваго, проживающий в Швейцарии, который в настоящее время объявлен в розыск по делу о растрате и легализации 2,5 млрд. грн. банка «Финансы и кредит».

5. По 4 квадрата на арестанта, иначе разоримся на компенсациях

— Конвенция запрещает экстрадировать людей в те страны, где их могут подвергнуть жестокому обращению, так что решение суда по Онищенко совершенно понятно, — комментирует председатель Правления Украинского Хельсинского союза по правам человека, директор «Харьковской правозащитной группы» Евгений Захаров. – Жестокое обращение с людьми в украинских СИЗО – это уже прописная истина для ЕСПЧ. Но люди в Украине настолько привыкли к жестокости государства, что удивляются решению немецкого суда — придумывают, будто суд могли подкупить.

По мнению правозащитника, те платные камеры, которые открыл Д. Малюська, хоть и отвечают евростандартам, о них суду в Германии ничего не сообщили.

В целом же — чтобы оздоровить ситуацию в тюрьмах, Е. Захаров предлагает меньше отправлять в СИЗО и больше тратить бюджетных средств на улучшение условий. Например, по мнению правозащитника, сажать до приговора экс-нардепов Ю. Грымчака и С. Пашинского было вовсе не обязательно.

— Практика ЕСПЧ считает «посадку» до приговора исключительной мерой, у нас же часто сажают в СИЗО, чтобы сделать обвиняемого сговорчивее и легче получить нужную информацию, — говорит Захаров.

Но кое-что можно сделать и без денег — использовать полупустые улучшенные «женские» и «детские» корпуса Киевского СИЗО для мужчин, создав более гибкие условия распределения камер.

Правозащитник обращает внимание на вынесенное в феврале решение ЕСПЧ по жалобе «В. Сукачев против Украины», которое юристы называют важным пилотным решением. Оно касается условий содержания в СИЗО Днепра. И впечатляет размером компенсации, которую Евросуд определил гражданину Сукачеву — 9500 евро.

 evrokonvenccc html f858e3b

Эти средства из кармана украинских налогоплательщиков полагаются бывшему арестанту (подозреваемому в терроризме) за размещение в обычные, в общем-то, для наших реалий, условия предварительного заключения:

http://khpg.org/index.php?id=1581010116

ЕСПЧ постановил, что было нарушение ст. 3 (запрет бесчеловечного обращения) Европейской конвенции о правах человека из-за «кумулятивного эффекта переполненности» и негодных санитарных условий. Суд отметил, что Правительство Украины не отрицает существование структурной проблемы, которая выражается в плохом или даже критическом состоянии мест содержания заключенных.

Решение обнажает расхождение между представлениями украинского законодательства о личном пространстве, которое должен иметь обитатель СИЗО, и тем как это видят в ЕС. Денис Малюська во всех интервью твердит о 2,5 м. на арестанта (и это национальный стандарт), но в документе указано, что 4 — это минимум. Что касается заявителя — Виктор Сукачев иногда имел пространство 4, но чаще — 2,6. О пытках в обычном, обывательском, понимании в его жалобе речи нет. Отвратительная вентиляция, дурной запах, душ раз в неделю, санузел без двери, постоянная сырость из-за необходимости сушить белье в камере, прогулочный дворик не оборудованный спортивными снарядами и навесом от непогоды… Все это, с т.з. судей из Страсбурга, унижает человеческое достоинство.

В решении по делу Сукачева упомянуты и выводы Комитета против пыток, касающиеся Киевского СИЗО (куда так и не попал Онищенко) — как вызывающие особую озабоченность. Там говорится, что Комитет приветствует начавшуюся в 2016 году в Украине тюремную реформу, но ситуация требует скорейших и решительных действий из-за многочисленных однотипных случаев обращения украинцев в ЕСПЧ.

Татьяна Заровная, «ОРД».

Оцените материал:
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Ирина Долозина -- чемпион по "скруткам". При всех начальниках
НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Последние российские новости впечатляют. Бывший журналист «Новой газеты» Сергей Канев пишет, что под Питером была обнаружена частная тюрьма с крематорием.…
Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

  Почему крупные дистрибьюторы лекарств и торговцы «самопальными» медпрепаратами попали в одно уголовное дело. Весной этого года, 25 марта, федеральный суд…
НОВОСТИ