Оцените красоту игры. Титановые активы Украины отдать в руки людей из компании, тесно связанной с россиянами. Они будут готовить их к передаче в правильные руки.
Сегодня представили нового руководителя Объединенной горно-химической компании (ОГКХ). Вот скрин официального релиза с сайта Фонда госимущества.
Если вы не в курсе, это очень непростая структура. Она возникла вокруг двух горно-обогатительных комбинатов – Иршанского и Вольногорского, в Днепропетровской и Житомирской областях. На них добывают титановую руду – стратегическое и ценное сырье, которое хорошо продается на мировых рынках.
Раньше эти два ГОКа арендовал Дмитрий Фирташ, который построил титановую вертикаль, вывозя сырье в Сумы и Крым. Но случился Евромайдан, а потом и арест. Фирташ уже почти шесть лет живет в Вене. Оба карьера у него отобрали при Порошенко. Иршанский и Вольногорский ГОКи решили никому не отдавать в аренду, а создали на их базе ОГКХ – государственную компанию.
С тех пор вокруг ОГКХ кружили разного рода интересующиеся. То ли из России, то ли из Британии, то ли еще откуда. Титановый рынок очень высокомонопольный, там нет случайных игроков.
Фишка в том, что на операционное управление ОГКХ поставили представителя потенциального покупателя. И.о главы правления зашёл Михаил Макаров. Его задача – подготовить к прозрачной приватизации, потому что ОГКХ выставлена на приватизацию. Вот почему Макарова представил глава ФГИ Дмитрий Сенниченко.
https://interfax.com.ua/news/political/639755.html
На первый взгляд, все верно. Поставили нового руководителя, чтобы он подготовил компанию к прозрачному конкурсу.
Но не все так чисто. Макаров сам по себе – выходец из очень уважаемой семьи. Председатель Федерации фигурного катания на коньках. Кстати, вот декларация некоего Михаила Макарова – точного тезки нынешнего. Человек в декларации хотел стать главой Госуправления делами, но видимо не смог.
https://declarations.com.ua/declaration/nacp_36e75cb8-e741-4125-819f-269bd74ebb08
Но…
Зашквар даже не в том, что Макаров – выходец из “Оппоблока” и помощник лидера ОПЗЖ Виктора Медведчука.
Зашквар в том, что с Макаровым пришли два советника. Их задача – оптимизировать процессы в компании. Эти советники – Питер Девис и Татьяна Гогенко. Гогенко сотрудник Glencore – известнейшей транснациональной корпорации. О Девисе ничего не сказано, но по данным моих источников – он тоже пришел от Glencore.
Спрашивается, какого черта пускать людей из потенциального покупателя ОГХК оптимизировать финансы и процессы перед приватизацией? Чтобы оптимизировать расходы за государственный счет еще до того, как ОГКХ купят? Если так, то не будет никакой Криворожстали 2.0. Хорошую компанию продадут за бесценок, для своих. Еще и заранее уволят лишних работников, пожалуй.
Имя компании Glencore – говорящее. Если вы не в курсе ее истории – обязательно почитайте. Glencore работала на территории бывшего Советского Союза с момента его развала, и имеет очень сильные, невероятно сильные позиции. Именно Glencore открывает истинное значение того, зачем Макарова и советников назначили на ОГКХ.
Вот несколько аргументов.
Первый – с вероятностью 99%, в компанию еще до конкурса запустили представителей будущего покупателя. Их задача, почти никакого сомнения, готовить ОГКХ к продаже в пользу Glencore. Это почти как с “Укрзализныцей” и Deutsche Bahn, только покупатель УЗ неизвестен, а в ОГКХ тут оптимизацию процессов будет проводить будущий владелец.
Еще один нюанс. Когда советников представляли, сказали, что в Glencore они имели опыт управления продажами ферросплавов. Это один из мощнейших дивизионов корпорации.
Второй – конкурса на главу ОГКХ не было. Вместо конкурса назначили исполняющего обязанности председателя правления. А в данном случае не нужен конкурс, достаточно приказа по ФГИ. Именно так в предыдущие годы поступали олигархи, когда хотели приватизировать предприятие. Через власть они просто ставили на предприятие своего человека, и тот готовил компанию к продаже в нужные руки. Выписывал конкурсы, перестраивал закупки и поставки, рулил как надо.
В данном случае, сотрудники Glencore будут вместе с советником по приватизации (это McKinsey – компания с неоднозначной репутацией, хоть и британская) делать аудит и слагать стоимость компании и условия конкурса.
Третий – явно нездоровая репутация Glencore. Это и скандалы с отмыванием денег, и сотрудничество с явно недемократическими режимами. Не тянет на образ бизнес-ангела.
https://latifundist.com/kompanii/236-glencore
Эта международная компания торгует природными ресурсами, и имеет очень мощные русские корни.
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2011/05/06/dolyu_v_glencore_poluchat_ne_vse
Glencore является крупнейшим акционером группы Xstrata (около 34%) – добывающего гиганта с офисом в Швейцарии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Xstrata
Также Glencore принадлежат доли в ОК “РусАл” (8,65%) и казахском АО “Казцинк” (50,7%). А в 2018 году компания купила 0,57% акций российской “Роснефти” за 300 млн евро. Сомневаюсь, что это была просто портфельная инвестиция. За 300 миллионов можно создать собственную компанию средней руки в Украине. Но, видимо, нужно было войти именно в компанию, которой управляет Игорь Сечин.
Напрашивается предположение: новый “смотрящий” от Медведчука Макаров будет контролировать подготовку приватизации под Glencore, имеющий исторические связи с русским бизнесом. По сути, Фонд утвердит условия и стоимость, выгодные русским.
Во всем этом мне интересна цепочка принятия решения, которая закончилась назначением Макарова и советников от Glencore на ОГКХ. Заангажированность налицо. Возможно, и коррупция. Или это не называется коррупцией, если чиновников коррумпирует международная корпорация?
Ну по сути все. Наблюдаем за ловкостью рук.
–––––—
ЭТО ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ
–––––—
Что вообще происходит? Чтобы получить ответ на этот вопрос, хорошо бы понять суть новой власти.
Первое время мы не могли ее понять. Но за последние месяцы из-под зеленых перьев новой власти все чаще проглядывается голая ж@па действительности.
В душе новая власть – точно такая же, как предыдущая. За исключением, возможно, самого президента Зеленского.
Эта власть – другая, более хитрая. Ее представителям приходится играть по новым правилам. Эти правила гласят, что ты можешь красть сколько хочешь, но фасад должен быть красивый. Реформаторский. Западный. Зеленый, естественно – это святое.
Например, в ДАБИ воцарился Вадим Столар, экс-регионал, соратник Медведчука и бывший куратор Виталия Кличко. На фасаде у него – депутаты от “Слуги народа”, которые затеяли реформу минимум на год. На протяжении этого года “обилечивать” будут по-старому, даже еще жестче. Но – реформа будет идти.
Заработок на государственных должностях по-прежнему в силе. Только изменился стиль назначения. Раньше, чтобы попасть на выгодную должность, нужно было попасть в окружение олигарха или президента-премьера-министра. Пришло новое время, и появилась новая карьерная лестница – через “соросят”. Она создана специально для лоббистов американских и европейских компаний.
По этой лестнице ползут в небо мальчики и девочки, готовые нести на флаге светлые идеалы новой эпохи. Восторг от борьбы с коррупцией, преклонение перед донорами, скилы в презентации и дружный выход на гей-парад всем отделом.
Взамен тебя принимают в кадровый резерв и продвигают. Ничего особо уметь не нужно. Как и раньше, личная преданность важнее квалификации. Если министр образования пишет с ошибками, профан рулит страной, а дебил – экономикой, то и ты сможешь. Если ты гей, промотируешь инклюзивные сервисы, регулярно сдаешь полиции подонка со взяткой – плюс тебе в карму и дополнительный бонус при продвижении. Если тебя прислала транснациональная корпорация – будешь принят и полюблен, без взяток, тут все честно. Потому что для своих.
Я уже писал, что Фонд госимущества стал особо “жирным” местом. Коррупция из коридоров ФГИ никуда не исчезла, она просто мутировала. Как и раньше, можно и нужно продавать имущество Родины в нужные руки. Но нужные руки изменились, поэтому продавать нужно через нужные каналы – например, через одну из площадок Прозорро.Продажи. При этом очень желательно дать заработать международному аудитору и инвестиционному консультанту. Ты помог – и к тебе по-человечески.
Ну и конечно, зачем продавать, если можно управлять? Но уже по новым, западным стандартам корпоративного управления. Долой “телефонное право”. Теперь в моде “независимые набсоветы”.
Прекрасный новый бизнес в Фонде госимущества – это назначения на нужные посты через правильно организованные конкурсы. Да, обороты уже не те, что были 20 лет назад. Но тоже солидно.
Поговаривают, что руководит направлением замглавы Фонда Сергей Игнатовский.
https://blogs.pravda.com.ua/authors/liamets/5e1e25adb693d/
Механизм почти тот же, что и раньше. Главное, чтобы кандидат был правильным. Это как с назначением главы Фонда Дмитрия Сенниченко. По всем признакам похож на коррупционера. Но он свой – и на грязные факты закрыли глаза, назначили. А ведь могли и отдать НАБУ.
https://blogs.pravda.com.ua/authors/liamets/5dadaa195ec8c/
Если ты правильный, тогда под тебя пропишут и проведут конкурс. Тогда этот конкурс покажут только тебе, и никому другому. А другие пусть рыщут по сайту, который не грузится. Тебя назначат и назовут человеком новой эпохи. Не коррупционером. Идейным борцом за KPI и обещания президента народу.
Хотя на самом деле, это все лишь внешний фасад. Внутри все очень похоже на то, как было раньше. Только Glencore теперь пришел не через Офис президента, а через ФГИ.
Сергій ЛямецьБлогер, проект Politicus Vulgaris