Кажется, начинают прорисовываться контуры того, как будет выглядеть новая система силовых органов, работой и самой идеологией деятельности которых, крайне недовольны как президент Зеленский, так и западные партнеры нашей страны.
Ситуация с самим реформированием будет развиваться не быстро, причем похоже, что в качестве образца выбрана адаптированная к отечественным реалиям американская модель, при которой самих структур довольно много и они имеют достаточно узкий профиль деятельности, что, в свою очередь, позволяет решать поставленные узкоспециализированные задачи на достаточно высоком уровне. В нашей стране под данное описание полностью не попадает всего одна структура – СБУ и, чуть в меньшей степени, прокуратура.
По заявлению секретаря СНБО Украины А.Данилюка «Служба безопасности Украины (СБУ) будет реформирована коренным образом, у нее должна быть усилена контрразведывательная деятельность, при этом спецслужба не должна выполнять несвойственные ей функции». По сути это «НАТОвская» модель спецслужбы, в ней ничего хорошего или плохого, просто становится понятным «откуда растут ноги реформы».
Действительно вопрос лишения СБУ функций борьбы с экономическими преступлениями и борьбы с коррупцией это международные обязательства нашей страны, которые были утверждены еще «прошлой властью» но их выполнение застопорилось по исключительно «внутренним факторам». По сути, западные партнеры Украины «додавили вопрос» и в скором времени мы будем наблюдать продолжение процессов 2014 года, когда после создания Национальной полиции и.т.д. реформы «встали», а по некоторым структурам и вовсе получили извращенную суть, которая сильно расходилась с первоначальными идеями ее авторов.
Кажется, что для понимания сути происходящего стоит на данные процессы посмотреть шире – «поднявшись на уровень вверх» разобраться, что требуется от Украины на данном историческом этапе. Наша страна продолжает оставаться системным «краеугольным камнем» в сдерживании российского агрессора как минимум в европейском масштабе как бы патетически это не звучало и лучший способ этого – интеграция Украины в Европу.
Никто от нас не «устал», просто после «бодрого старта» реформы мягко говоря застопорились, что очень мешает западным партнерам помочь украинским гражданами ментально пройти «точку невозврата». Причем, в данном вопросе идет жесточайшая борьба с Россией которая заинтересована в сохранении ситуации и тратит на торможение проекта «европейской Украины» огромное количество денег и прочих ресурсов. Наилучший способ убеждения граждан нашей страны в западных ценностях — это существенное поднятие их жизненного уровня и создание «честной власти», что абсолютно невозможно сделать при ее существующей структуре. Можно долго говорить о «Плане Маршалла для Украины» и других масштабных «денежных» проектах, но, пока не будет реализованы меры по борьбе с коррупцией и государственный или частный инвестор не будет уверен, что его деньги не будут украдены, такие идеи останутся лишь разговорами.
В таком контексте, не обвиняя никого из «силовиков» в коррупции или недостаточной активности в борьбе с ней или тем более других противоправных действиях стоит акцентировать внимание на том, что мантра «недостатьньо повноважень» по формуле: «бойся своих желаний они могут сбыться» традиционно привела к тому, что эти самые «полномочия» получат, только совсем другие люди.
Так что же ждет СБУ? Реформа спецслужбы была согласована как один из ключевых приоритетов в комплексном пакете помощи Украине еще в 2016 году на Варшавском саммите НАТО и закреплена в Годовой национальной программе Украина-НАТО, а ее суть заключается в лишении любых функций связанных с расследованием экономических преступлений, борьбы с коррупцией, «кураторством объектов экономической деятельности» иными словами будет убрана сама возможность давления на бизнес в какой-либо форме. Ключевой и практически единственной функцией останется контрразведка и ряд других задач, которые непосредственно связаны с правонарушениями в сфере безопасности страны, например, кибербезопасность, борьба с терроризмом и сохранение государственной тайны.
Учитывая ключевое положение спецслужбы в системе украинских «силовиков» акцент будет сделан на ее деполитизацию, что предполагает невозможность использования Службы в партийных, групповых или личных интересах политиков, а также введение реального парламентского контроля суть которого состоит в обеспечении соблюдения законов в деятельности органов сектора безопасности и обороны, недопущении их использования для узурпации власти, нарушения прав и свобод человека и гражданина. В любом случае это предполагает существенное изменение организационно-штатной структуры спецслужбы и, как следствие, возможному существенному уменьшению численности сотрудников за счет «изменений в направлениях деятельности».
Сам процесс займет относительно длительное время даже с учетом наличия необходимого «монобольшинства» в парламенте хотя бы из-за размеров структуры и необходимости принятия большого количества Законов Украины. Кроме того, несмотря на бравурные заявления о «значительных сэкономленных средствах в результате реформы» это возможно только в перспективе, прямо сейчас она реально обойдется довольно дорого – грамотного военнослужащего, а в СБУ в основном работают именно такие, уволить или «выпроводить» на пенсию, особенно по «оргштатным изменениям», «удовольствие» не дешевое.
Контуры будущих изменений в СБУ в целом понятны, а что ждет других «силовиков»? Возможно, что наибольшую в своей истории реформу переживет Генеральная прокуратура Украины, которую планируют преобразовать в Офис Генпрокурора конечным результатом которой тоже станет «американская модель». Фактически, речь идет о продолжении процесса, начатого в 2014 году, когда прокуратура была лишена чисто советских функций «надзора», были ограничены сферы ее деятельности и ликвидированы следственные органы после чего все «замерло». На данном этапе с высокой долей вероятности планируется введение в деятельность прокурора принципов процессуальной самостоятельности, и, в связи с постепенной трансформацией прокуратуры в координатора всех правоохранительных органов – «чистке» ее рядов от дискредитировавших себя сотрудников.
Мощный запрос как украинского общества, так и западных партнеров по борьбе с коррупцией скорее всего будет реализован за счет создания новой структуры: Службы финансовых расследований Закон о создании которой новая Верховная Рада должна принять чуть ли не до нового года. В пользу этого, например, говорит ликвидация А.Аваковым, который наверняка «что-то знает», департамента защиты экономики Нацполиции основной задачей которого являлись борьба с коррупцией и рейдерством.
Полномочия Службы финансовых расследований будут огромными: выявление, пресечение, раскрытие и досудебное расследование преступлений против интересов государства в сфере финансов и смежных сферах, а также выявление системных факторов, приводящих к экономической преступности и совершению таких преступлений.
В качестве правоохранительного органа служба будет иметь право на ведение оперативно-розыскной деятельности, что превратит ее в возможно самый влиятельный силовой орган, поскольку в своей работе она будет опираться на мощную аналитическую службу финансового профиля, какой в настоящее время нет у СБУ, Нацполиции, НАБУ и ГБР, возможно вместе взятых. В пользу такого сценария говорит то, что в случае его реализации Зеленский получит «под себя» абсолютно новый мощный силовой орган, который возможно будет наполнить кадрами, не имеющими негативного «шлейфа» от предыдущей деятельности.
В то же время влиятельность НАБУ и ГБР будет уменьшаться, но тут сами виноваты – ожидания общества и финансирование, потраченное на их создание скажем мягко, малооправдались. Нет, они останутся как вполне влиятельные структуры, НАБУ продолжит «вести» дела в отношении коррупции среди чиновников и судей, ГБР также будет расследовать дела, связанные с коррупцией и превышением служебных полномочий, но это уже будет все не то – флагманом «процесса» станет Служба финансовых расследований, хотя бы из-за доверия к ней Президента.
Так чем же характерны данные реформы? Во-первых, следует отметить, что они проводятся по «настойчивым просьбам» Запада и в соответствии с их лекалами, что хорошо, а самым важным является недопущение трансформации реформ в извращенные формы, «под себя», в чем многие поколения наших политиков вполне преуспели. Во-вторых, в вопросе борьбы с коррупцией Запад от Украины «не отстанет», к этой мысли необходимо привыкать, без эффективного решения данного вопроса «прохождение точки невозврата в Русский мир» невозможно, как и осуществление программ помощи и инвестирования в экономику нашей страны. И, в-третьих, что, наверное, самое важное – создание предпосылок для слома олигархической системы и условий, при которых невозможна сама идея построения в Украине чего-либо похожего на так называемые «башни Кремля». В общем – пристегните ремни мы входим в зону турбулентности.
В таком раскладе в общих чертах понятно кому в нашей стране это не понравится – «сидящим на потоках», они понимают, что собственноручно заполненные декларации с одной стороны — пустышка, а с другой – уже накопились по принципу «рукописи не горят», но ведь разве кто-то говорил, что будет легко?
Иван Демидов, «ОРД»