Битва за будущего премьера будет в чем-то круче, чем последние президентские. И она уже идет. Между людьми и призраками. К последним отношу Яценюка. Человек так и не понял, что давно умер, но все еще пытается взаимодействовать с миром живых. Петр Алексеевич тоже из этих — живых мертвецов, но посвежее. Но без шансов. А вот случай Смешко интереснее. Умер в 2004 и не отсвечивал. А потом вдруг воскрес. Очень жду джармушевского “Мертвые не умирают”. Кажется — это о нашей политике. И о силовиках.
Очень многие экс-силовики, в свое время за дело изгнанные из силовых структур, после выборов вдруг испытали нездоровое возбуждение и начали себя обнадеживать тем, что смогут «воскреснуть» и наконец-то поработать на благо … собственного кармана. В частности, взбодрился пинчуковский приятель – Владимир Евдокимов. Личность интересная, хотя сейчас уже и не понятно кто он. Мент? Бизнесмен? Решала? Или «Мироносец»?
Напомним кое-что из истории этого персонажа.
“Сколько можно заработать на освобождении из СИЗО иностранного уголовного авторитета?
Как растасовать по всем – даже враждующим между собой – силовым структурам своих людей и лавировать между политическими конфликтами, предлагая свои услуги и зарабатывая на этом? Ответы знает экс-замминистра внутренних дел Владимир Евдокимов, который в последнее время все чаще – то сам, то с родственниками – становится героем различных публикаций в СМИ. Именно он может стоять за последними громкими скандалами в силовых органах. Без исключения Евдокимова из этой цепочки таких скандалов будет становиться все больше.
С приветом из Молдовы
В эти дни в Молдове проходит судебный процесс относительно исполнителей попытки заказного убийства предпринимателя Владимира Плахотнюка. По главной версии следствия, заказчиком выступил криминальный авторитет Григорий Карамалак, который сегодня проживает в России, однако влияет на политическую жизнь Молдовы.
Исполнителей заказа в прошлом году задержали в результате совместной спецоперации правоохранителей Молдовы и Украины.
Читайте также: В Одессе суд приговорил к пожизненному сроку рецидивиста, который расчленил инспектора СИЗО
Сегодня мало кто вспоминает о том, что этих и многих других преступлений можно было бы избежать, если бы не инцидент, который произошел в Украине в 2003 году.
14 июля 2003 года Григорий Карамалак по кличке «Болгар», пребывавший в международном розыске по линии Интерпола с 1998 года за вымогательства, бандитизм и убийства, был задержан в столичном аэропорту «Борисполь». После задержания его поместили в СИЗО города Борисполь, где он должен был дождаться экстрадиции в Молдову.
Поскольку Карамалак был, мягко говоря, непростым заключенным, к нему в СИЗО стали наведываться такие же непростые гости. Например, по информации СМИ, молдаванина неоднократно «навещал» и бывший в то время руководителем главного управления уголовного розыска МВД Владимир Евдокимов. К слову, эту должность Евдокимов якобы получил за то, что сдал подопечных уголовников Генпрокуратуре для того, чтобы на них навесили участие в заказном убийстве Гетьмана.
По одной из версий, на визиты Евдокимова к Карамалаке обратил внимание начальник киевского главка Василий Зарубенко и поставил камеру на «прослушку». Благодаря этому стало известно, что Евдокимов предлагает Карамалаку освобождение в обмен на 5 млн долларов и «работу» под «крышей». «Заданием» должна была стать организация смещения в Одессе «уголовного короля» Александра Ангерта по кличке «Ангел», и его ОПГ. Карамалак якобы взял паузу, которую решил использовать уже сам Зарубенко, предложив авторитету сделку за 3 млн долларов безо всяких обязательств.
Далее якобы по приказу Зарубенко в ряде изоляторов временного содержания в районах объявили о закрытии из-за антисанитарии и «ненадлежащих условий содержания заключенных» (в перечень, понятно, попал и Бориспольский ИВС). Карамалаку вывезли в изолятор в г. Иванков на другом конце области, ближе к белорусской границе.
По другой версии, Евдокимов сам информировал Зарубенко о «важном преступнике» и санкционировал вывоз в Иванков. Соответственно, деньги тоже забрал сам. Через три дня, когда истекли формальные сроки содержания под стражей и не поступило новых бумаг от Генеральной прокуратуры, начальник УБОП киевского областного главка милиции Василий Топчий якобы лично на джипе вывез авторитета на границу.
Падение и взлет
Скандал разгорелся нешуточный, по делу проходила вся верхушка областной милиции. Однако все как по команде, давали показания на Зарубенко, а не на Евдокимова. При этом под суд пошли Топчий и начальник Иванковского райотдела Леонид Сингаевский, непосредственно организовывавший побег на месте. Евдокимов при этом вышел «сухим из воды» и более того, до 2004 года лишь укреплял свои позиции в связях с уголовным миром.
В частности, оппозиционное издание «Грани» писало о том, что Евдокимов в 2004 году был уволен Николаем Билоконем с должности из-за слишком тесных «нетрадиционных» связей с уголовными авторитетами типа донецкого «Футболиста». По одной из версий, под этой кличкой скрывался известный также по кличке «Миша Косой» Михаил Ляшко, совладелец скандального ТЦ «Белый Лебедь» и подпольной сигаретной фабрики «Хамадей» в Донецке. По другой версии «Футболистом» называли авторитета Владимира Полубатко, который вначале войны на Донбассе засветился в финансировании террористов. Дальнейшее участие и роль Евдокимова в этих событиях может быть подтверждением второй версии.
«Оранжевую революцию» Евдокимов пересидел проректором в Киевском юридическом институте МВД, а затем был советником посольства Украины в России. Злопыхатели считают, что в Москве еще в те годы уважаемый милиционер мог пройти вербовку спецслужбами России. Что опять-таки сказалось на его дальнейших действиях и пособничестве террористам в начале 2014 года в Луганске. Впрочем, не помогло оперативно передислоцировать из Крыма свою яхту Marquis 690 стоимостью в несколько сот тысяч долларов (кстати, откуда она у чиновника?).
Поскольку пришедшая после Кучмы новая «демократическая» власть не насмелилась провести люстрацию, то уже в феврале 2005 года Евдокимов вернулся на работу в милицию, возглавив «родной» Днепропетровский облглавк. А уже с декабря 2005 – и до марта 2010 – трудится при правительствах Тимошенко, Еханурова и Януковича – заместителем министра.
Годы «покращення» опытный аппаратчик пересидел в коммерческих структурах, а после Революции достоинства – снова вернулся в министерство, уже на должность первого зама. Практически уголовное прошлое, взяточничество, обвинения в крышевании наркотрафика и прочие вещи никого не смутили.
В министерстве Евдокимов тут же «спелся» с другим, не менее одиозным заместителем «из прошлого» — Владимиром Хоменко. Имея немалый опыт «работы» с бизнесом, «сладкая парочка» тут же инициировала массовые проверки крупных зернотрейдеров и других компаний по заявлению никому неизвестной ассоциации импортеров и экспортеров. В список «жертв» попали “Сантрейд” (Bunge Украина), Louis Dreyfus Commodities и Alfred C.Toepfer International, «Киевгорстрой», Мироновский хлебопродукт. Фактически речь шла о рэкете. В СМИ тогда писали о том, что милиционеры таким образом собираются наполнять партийную кассу то ли «Батькивщины», то ли «Народного фронта». Третьим в группе был руководитель департамента по борьбе с экономической преступностью МВД Василий Писной, которого через год ударит с ноги народный депутат Владимир Парасюк уже в статусе замначальника управления «К» Службы безопасности Украины.
Протеже Писному составил как раз Евдокимов. Негласно Писного называли также «кошельком» СБУ – старшим по решению экономических вопросов с бизнесом.
Друг из Одессы
Впрочем, наиболее интересным является то, как Владимир Евдокимов внедрил своих людей в различные структуры сегодня для выполнения различных операций уже после своей отставки в декабре 2014 года.
Наблюдатели считают, что это именно экс-замминистра внутренних дел стоит за целым рядом скандалов между правоохранителями, инициированных как в интересах одной из сторон, так и с целью реализовать собственные амбиции. В частности, речь идет о скандале с «рюкзаками Авакова», «подставой» агента НАБУ в деле Дины Пимаховой из Государственной миграционной службы и других.
Эти задачи реализовывают верные подчиненные Евдокимова, которые остаются с ним в контакте даже когда генерал ушел на пенсию. Первый такой «помощник» — это Борис Индыченко, руководитель Второго отделения детективов НАБУ (секретная разведка), бывший сотрудник УБОП, которого якобы негласно откомандировали от Генпрокуратуры контролировать денежные потоки.
С Евдокимовым они вполне могли сойтись на почве интереса к персоне «Ангела» из Одессы, которого экс-заминистра планировал «продать» Карамалаку в начале 2000-х. Поскольку в дальнейшем именно Индыченко, возглавляя местный угрозыск, получил негласную кличку «мент Ангела» за тесное сотрудничество с авторитетом.
К слову, поговаривают, что еще во время службы в Одессе Индыченко неоднократно хвастался своим паспортом гражданина России, а сослуживцы считали, что он обслуживает не только экономические интересы авторитета «Ангерта», но и информационные нужды ФСБ.
Кроме того, его также считали «куратором» Одесского морского порта и Морского транспортного банка. Затем Индыченко был переведен в Киев.
«УБОП в то время фактически был придан в усиление СБУ и активно работал по оппозиционным партиям. И Борис Индыченко был в первых рядах этой тайной войны. И сейчас, спустя 15 лет, практически весь действующий политикум ему весьма хорошо знаком», — писали СМИ.
После недолгого пребывания в качестве начальника Управления специальных операций в августе 2010 года Индыченко был уволен из органов внутренних дел по собственному желанию. Евдокимов не бросил подопечного и забрал с собой в службу безопасности банка «Кредит Днепр».
После того, как Евдокимова «призвали» назад на службу, он забрал с собой Индыченко на должность Директора департамента оперативной службы МВД.
Месть подают холодной
По одной из версий, оба были уволены, поскольку не хотели выезжать налаживать работу в зону АТО. То ли из-за российского прошлого Евдокимова, то ли из-за яхты в Крыму, то ли из-за связей с луганскими сепаратистами и «Футболистом».
По другой версии, Евдокимов выстраивал бизнес-схемы внутри министерства, из-за чего рассорился с министром Аваковым и его другим замом Сергеем Чеботарем. После этого генерал-миллионер начал вести подрывную кампанию против руководства МВД.
«Так и возникло «дело о рюкзаках». Появились фейковые видеозаписи, появилось даже какое-то «дело» в СБУ, но вскоре быстро заглохло, потому что не было собственно события преступления и в СБУ это довольно быстро поняли. Со всей очевидностью было доказано официальными экспертными и контролирующими структурами, что тендеры проводились абсолютно законно и открыто, без какого-либо вмешательства, и что сами пресловутые рюкзаки полностью соответствовали как всем стандартам, так и заявленной цене», — писало по этому поводу издание «ОРД».
Интересно, что прослушку и съемку кабинета Чеботаря организовал старый знакомый Евдокимова начальник департамента Госслужбы борьбы с экономической преступностью МВД Украины Василий Писной. По крайней мере, именно за это он был уволен из министерства, а затем, как уже упоминалось, пролоббирован в СБУ.
Когда в первый раз дело провалилось, встал вопрос о необходимости внедрения своих людей в НАБУ. Так Индыченко оказался на нужной должности, причем сделал это в обход конкурса, поскольку не смог сдать тесты. Именно он инициировал новое расследование Нацагентства по «делу о рюкзаках», которое пылилось и считалось бесперспективным.
Однако получился лишь «пиар-эффект».
Когда должного результата достичь не удалось и Сергей Чеботарь был оправдан судом, появилось дело главы Государственной миграционной службы Дины Пимаховой, которой агенты НАБУ пытались дать взятку якобы за получение гражданства представителями арабских стран. Операция провалилась, когда Пимахова сдала «агента» в СБУ. Это должно было существенно подмочить репутацию директору НАБУ Артему Сытнику.
Однако неоковырность и топорность подходов, с которой она реализовывалась, прямо указывает на заказной характер.
Какие еще «казачки» спрятаны у Евдокимова в различных силовых структурах? Кого из общественников и правоохранителей «вслепую» используют для решения личных проблем экс-замминистра либо его покровителей? И понесет ли он за это ответственность? На эти вопросы должны дать ответы и сами силовики, чтобы не быть инструментами в руках отставного генерала.
Евгений Томенко, “Антикор”