Когда обнаруживаешь, что Прилуцкая табачная фабрика, на которой трудится несколько сотен человек, заплатила в 2017 году в бюджет страны больше чем горно-металлургическая махина Рината Ахметова под названием “Метинвест” — соответственно 14,1 млрд гривен против 13,8 млрд — понимаешь, что для отечественных нуворишей Украина превратилась в один большой офшор.
Поскольку согласно фискальной политике современного украинского государства бюджет должны наполнять либо государственные предприятия топливно-энергетического комплекса (5 представителей нефтегазовой индустрии плюс казенный же “Энергоатом”), либо иностранные табачные гиганты. И это вполне справедливо.
Непонятно другое, где же наши “тугие кошельки”, дорогие олигархи. Почему так скромно в деле наполнения отечественного бюджета выступают структуры того же СКМ Рината Ахметова, которые при случае любят похвастаться, что на них приходится 10% ВВП страны. Почему в таком случае из 627 млрд гривен налоговых поступлений украинского бюджета в 2017 году СКМ внес лишь 36 млрд — менее 6%.
Фактически это результат странных приоритетов украинского государства. Однако, если учесть, что оно находится сегодня под железной пятой олигархов, ключевые активы которых сконцентрированы в двух отраслях экономики — горно-металлургическом комплексе и агропромышленном комплексе — это выглядит не так уж и дико. Именно в их интересах принимаются откровенно лоббистские законопроекты, которые портят наши взаимоотношения с Евросоюзом (продление действия увеличенной пошлины на экспорт металлолома), а также выделяются ничем необоснованные средства господдержки (производители курятины во главе с Юрием Косюком снова получат львиную долю дотаций госбюджета). Наконец, именно предприятия АПК и ГМК сегодня являются главными получателями возмещения НДС, что делает их и без того скромный вклад в украинский бюджет еще более призрачным.
Если взглянуть на ситуацию шире, становится очевидно, почему именно АПК и ГМК являются сегодня главными отраслевыми приоритетами для украинской власти. Во-первых, продукция этих двух отраслей является главным источником валютных поступлений для страны — в совокупности порядка 70%. Во-вторых, металлургические и аграрные холдинги являются крупнейшими частными работодателями — только в одном “Метинвесте” числится 80 тыс. человек. В стране, суверенные долги которой приближаются к отметке в 100% ВВП и более половины населения которой живет в условиях нищеты, именно контроль над этими двумя ресурсами — валютной выручкой и рабочими местами — становится главным секретом успеха отечественных олигархов у любой власти.
Очевидно, что положение здесь в одночасье изменить невозможно: разве что масштабной национализацией. Однако уже назрели радикальные изменения в сфере фискальной и не только политики. В первую очередь, касающихся этих двух ключевых параметров. То бишь валютная выручка не прячется в прежних объемах по офшорам (эпоха первоначального накопления капитала не может продолжаться третье десятилетие кряду), а “оптимизация персонала” на предприятиях перестает быть главным KPI менеджеров среднего и высшего звена на все случаи жизни.
Также понятно, что по степени наносимого здоровья украинцев вреда украинская металлургия мало в чем уступает табачной промышленности. С тем лишь отличием, что от вредных выбросов отечественных предприятий ГМК страдают, в первую очередь, более 2 млн украинских граждан, фактически запертых в трех “душегубках”: Кривом Роге, Запорожье и Мариуполе.
Государство сегодня ничего не делает, чтобы сделать их существование в этих эпицентрах непрекращающейся экологической катастрофы хоть немного комфортнее. Например, закрывает глаза на выходки холуя того же Ахметова Вадима Бойченко (изображающего из себя сити-менеджера), который не устает запугивать жителей Мариуполя что их справедливые требования чистого воздуха приведут только к тому, что Уважаемый попросту оставит их без средств к существованию.
Наличие в задаче продажного и дисфункционального Киева очевидно не освобождает общины трех городов-душегубок от ответственности за себя и судьбу своих детей. Мифы о нужности и важности меткомбинатов, “Метинвеста”, Ахметова для продолжения существования конкретного города — не более чем преувеличение. Да, они дают определенный экономический эффект, но ведь никто никогда не считал тот ущерб, который паралельно наносится миллионам жителей страны. Не исключено, что в реальности ситуация здесь очень похожа на то, как по размеру уплачиваемых налогов скромная табачная фабрика покрывает “Метинвест”, как бык овцу.
Никита Афанасьев, Ukrrudprom.ua
Один ответ
хто постачав форма рації та інше військове майно -ахмет вальцман та решта порхатих-а де там малюк буданов хоча як кажуть обоє рябоє