«Рефлексивное стремление к отдёргиванию, когда пальцы растопыриваются и разворачиваются, наблюдается у низших млекопитающих. Но у приматов пирамидные пути хорошо выражены и препятствуют этому примитивному рефлексу. У приматов более сложный хватательный рефлекс, при котором пальцы стремятся свернуться, как будто ухватить ветку. Возможно, этот рефлекс нужен, чтобы не свалиться с дерева”.
Хватательный рефлекс Петра Порошенко развит настолько круто, что, говорят, он иногда не может даже вытащить из кармана руку, которая инстинктивно что-то хватает и намертво сжимается в кулак. И это объяснимо. Как иначе не свалиться с властного дерева? Но, проблема Петра Алексеевича в том, что он родился не осьминогом, а высшим приматом, у которого всего лишь четыре конечности. И только две из них способны хватать. Тем не менее, Петр Алексеевич стремится ухватить все, что видит. К примеру, создающийся и крайне необходимый Украине орган под названием ДБР.
Мутить, с целью полностью подчинить себе этот орган, Порошенко начал еще в период работы Конкурсной Комиссии, когда Петр Алексеевич пытался получить большинство «своих» членов в ней. Сейчас, «для верности» люди Порошенко придумали новую уловку. Окончательное решение о главе ДБР будет принято по результатам проверки на полиграфе. Вроде бы – здорово? Да, но есть нюансы. Во-первых, появилось весьма странное условие. Окончательное решение по кандидатуре принимает полиграфолог. А собственно результаты полиграфа после этого тут же уничтожаются. Для чего? Очевидно, для того, чтобы решение полиграфолога невозможно было оспорить в суде или же оценить другим специалистам-полиграфологам. Естественно, при таких условиях нужен еще и свой, послушный и ручной «полиграфолог». И он – нашелся. Но не сразу.
Сначала возникла проблема с протягиванием нужных, проверенных специалистов. Сначала все шло хорошо: есть информация, что еще зимой они были определены и даже успели растрезвонить, что именно они, в очередной раз, будут осваивать деньги доноров. Ждали только принятия КМУ Порядка проведения этих проверок.
Долгожданный Порядок http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/449-2017-%D0%BF вступил в силу и практически сразу член комиссии Денис Монастырский 17 июля заявил, что есть обращение доноров, готовых профинансировать покупку полиграфа. Быстрого мецената общественность должна была узнать до конца недели, то есть до 21 июля. Потом сроки сместились – на Правительственном портале заявили дату 26 июля. Кроме прочего, на портале появились и требования к донорам – «…Конкурсная комиссия будет анализировать независимость и нейтральность донорских организаций, их опыт и организационную способность». Видимо, доноры нежданно ринулись, и к ним Комиссия была вынуждена выставить требования, чтобы, опять-таки, никто не помешал протянуть своих, уже стоящих под дверью с деньгами и специалистами, готовыми их освоить…
Кто же эти специалисты, имеющие позитивный и такой нужный Комиссии опыт сотрудничества с донорами? Тут искать долго не приходится – это компания Усикова Игоря Петровича, гендиректора Укрбюро психофизиологических исследований и безопасности и, по совместительству, – бывшего председателя, а ныне члена Коллегии полиграфологов Украины (КПУ). Личность весьма примечательная, вся в полутонах и намеках. Например, исходя из описаний его регалий, у читателя может возникнуть мысль, что Усиков И.П. из обучения в США не вылезал. Реально, все его сертификаты получены в РФ с рук кочующих по миру одно-двухдневных лекторов – пенсионеров-американцев, которые и при санкциях не брезгуют мелкими заработкам в России.
Известно, что именно Усиков И.П. тестировал за деньги доноров и в НАБУ, и в Нацполиции. И всегда без привлечения каких-либо конкурентов по тендеру. Так что у Комиссии просто безысходность какая-то – активный Усиков И.П. никому не дал возможность приобрести столь необходимый ей опыт сотрудничества с донорами. Все сам, все сам…
В НАБУ в 2015-2016 гг. его организация протестировала, с его слов, 200 уже действующих детективов. А вот сколько милиционеров протестировано им при люстрации в гарнизонах ГУМВД Одесской и Николаевской областей в 2016 р. – не рассказывает. Наверное, потому, что тестирование это закончилось громким скандалом, в ходе которого члены аттестационной Комиссии изгнали организацию Усикова И.П.
Причина нежелания аттестационной комиссии пользоваться «донорскими» полиграфологами была до банального простой – у этих горе-специалистов по странному стечению обстоятельства все «посадовци» оказывались «белыми и пушистыми». Хотя биография кричала о другом… Но вот незадача, прибор Усикова И.П. этих нехороших фактов из биографии людей с большими погонами не выявлял, да и противодействия тоже не выявлял… Везет же людям, либо со специалистами, либо с полиграфом…
Очень странной является такая неразборчивость и настойчивость доноров в их желании продолжать сотрудничество именно с Усиковым И.П. И не только из-за того скандала, но еще и потому, что он очень неоднозначно вел себя в критические для государства дни, когда такие как он еще до конца не знали, чью сторону занять, а потому открыто занимали близкую сердцу. Только один факт: 2014 год — 26 февраля регулярная армия РФ захватывает помещении Верховного Совета и Совета министров АР Крым, 16 марта проведено «референдум» и завершена аннексия Крыма, 12 апреля захвачен Славянск и Краматорск, 13 апреля начата АТО. Но это все не останавливает Усикова И.П. от поездки в Москву под предлогом участия в семинаре в Московском государственном гуманитарном университете им. Шолохова с 21 по 25 апреля. Где, также, присутствовали и полиграфологи из спецслужб РФ.
Сохранилась в YouTube и запись, датированная январем 2014 года, на которой Усиков И.П. с восторгом докладывает своим русским коллегам о том, как его организация упиралась, чтобы ввести самую «прогрессивную инструкцию по применению полиграфа» в тогдашнем Минздохе. Дескать, только благодаря двум министрам, а именно тогдашним министру Минздоха Клименко А.В., а также Министру юстиции Лукаш О.Л., при непосредственном вмешательстве самого президента (Януковича В.Ф.), эта инструкция была введена.
Стиль ведения бизнеса Усиковым И.П. тоже достоин особого внимания. Будучи абсолютно уверенным в своей безнаказанности, видимо гарантированной высокими покровителями, он без стеснения заявляет на своем сайте http://spfi.com.ua/-poligrafy-axciton-.html, что все цены за полиграфы «указаны для продажи в Украине без учета таможенных пошлин и налогов (для физических лиц). Продажи для юридических лиц, с необходимостью оформления инвойсов дополнительно увеличивает стоимость прибора на 35%. При продаже по безналичному расчету за гривну, без предоставления таможенных документов, цена увеличивается на 15%, стоимость формируется по коммерческому курсу покупки доллара США».
Представляется, что в США и других государствах-донорах уклонение от уплаты налогов и склонение к тому же покупателя расценивается однозначно как правонарушение и уж точно такому человеку не доверят тестировать правоохранителей на предмет моральности. Но то у доноров…
Уникальной является не только позиция доноров, но и позиция членов Комиссии. Ибо только в колониальных странах взялись бы проверять на полиграфе на предмет сотрудничества с иностранными спецслужбами за деньги иностранных государств. Согласно п.15 Порядка «претенденты на назначение на должности в Бюро проходят исследование для получения условной и ориентирующей информации о наличии таких обстоятельств, в том числе, в прошлом:
…пребывание на агентурной связи в спецслужбе другого государства;
…наличие гражданства иного государства или документа, выданного уполномоченными органами иного государства, о том, что субъект исследования приобретет его гражданства, если выйдет из гражданства Украины;
разглашение сведений, которые являются конфиденциальной, секретной или служебной информацией…».
То есть, Кабинет Министров сделал все для того, чтобы это тестирование не превратилось в бутафорию, и специалист не тестировал исключительно по кражам из фруктового сада и ларьков, оставляя за скобками проверку опыта деятельности против нацбезопасности и забывая спросить о наличии паспорта, гражданства иной страны.
Однако с учетом однозначного ориентира Комиссии исключительно на привлечение специалистов, которых приведут доноры, есть сомнения, что вопросы по этим темам будут реально заданы, а даже если и будут заданы, то что результаты по ним будут адекватно интерпретированы.
Говорят, у полиграфологов даже есть такая поговорка – «Не хочешь получить нежелательные реакции – не задавай нежелательные вопросы!».
Поэтому возникают обоснованные вопросы к Комиссии относительного того, когда будет названа организация или специалисты, избранные для проведения этого тестирования? Не случится ли так, что полиграфологи, проводящие это тестирование, сами со временем окажутся чьими-то агентами, мы опозоримся на весь мир, а на должности начальников и работников ДБР наберут личную (российскую или украинскую) агентуру?
Где и как будут храниться результаты полиграфных исследований претендентов на руководящие должности в ДБР с учетом возможной будущей проверки на предмет подтасовок в выводах? Кто, конкретно, ответственный за их хранение, откуда он – из Комиссии, Кабмина или от доноров иностранных государств?
Хотелось бы так же понять, как обстоят дела с тем распиаренным подарком полиграфа от всеукраинской ассоциации полиграфологов для потребностей ДБР. Помнится, что эта ассоциация не восприняла такую однозначную ориентацию Комиссии на доноров и решила показать, что и они не «лыком шиты», а поэтому считают за честь уже отдать для ДБР в бесплатное пользование полиграф, имеющий все государственные сертификаты, разрешительные документы. Так как обстоят дела? Распиарились и пожадничали, не подарили, или этот подарок никто принимать не хочет, ибо неинтересно? По крайней мере, нам по телефону представитель ассоциации Ведмидь В. сказал, что пока они ответа от Комиссии на письмо-предложение, высланное как почтой, так и в электронной варианте, не получали.
Также непонятна роль секретариата Кабинета Министров, под чьей эгидой проводится Конкурс. Есть ли среди ответственных за организацию работы Комиссии люди, имеющие опыт работы в сфере национальной безопасности? Если нет – то почему? Если есть – то какова их роль? А вообще, куда смотрит СБУ? Среди кандидатов на претенденты ДБР второй помощник Президента Геращенков, высокопоставленный офицер украинской разведки, бывший сотрудник СБУ генерал Матиос, высокопоставленный прокурорский чин Варченко… Как в том фильме «Иван Васильевич меняет профессию»: — «Хочу Кемску волость!!!».
Ну и в качестве послесловия. Медийно населению привлечение доноров к полиграфу в ДБР преподается так, чтобы сложилось впечатление, что приедут честные и неподкупные сотрудники спецслужбы развитой страны, которые только и думают о том, чтобы в Украине наступило благоденствие, и наконец-то наведут у нас порядок. Но как видим, это совсем не так.
Может уже стоит избавляться от иллюзий и начинать работать самим, не ожидая подачек, ведь и подающий искренне может не знать, кого избрал своим курьером?
А Петру Алексеевичу стоило бы усмирить свои хватательные рефлексы, чтобы вдруг не оказаться заложником «специалистов», работающих на иноразведку. Тем более, что самого полиграфолога проверить на полиграфе весьма сложно.
Сергей Никонов, «ОРД»