Взятки для Полякова и Розенблата брали офицеры Управления госохраны.
Янтарная эпопея, замешанными в которой оказались действующие нардепы от власти, почти месяц не сходит с первых полос СМИ. Но даже это внимание не помешало правоохранителям вести кулуарные переговоры как между собой, так и с фигурантами дела.
Следствием этого уже стала попытка скрыть целый ряд скандальных подробностей истории. Главная из которых — наличие состава преступления со стороны первых лиц Управления госохраны (УГО). Ведь в “бурштыновой истории” переплелись не только незаконный лоббизм, провокация взяток, расхищение недр и мошеннические схемы.
В янтарном деле было разоблачено еще одно коррупционное деяние. Правда совершали его не только лишившиеся иммунитета нардепы, а подчиненные и заместители главы УГО Валерия Гелетея. Это история связана с незаконным выделением охраны парламентариям, которую УГО и НАБУ по-джентльменски замяли. Теперь “личников”, пойманных с поличным на взятках, намерены перевести из соучастников в свидетели преступления. Где компанию им должен составить еще один фигурант дела.
“Страна” разбиралась с деталями этой запутанной истории.
Актеры первого и второго плана в фильме НАБУ
Напомним, что основной акцент янтарного дела фокусируется на личностях народных депутатов от коалиции — временно покинувшего фракцию БПП Борислава Розенблата и “фронтовика” Максима Полякова. Им с помпой было объявлено о подозрении, а Розенблат уже успел побывать на часовом допросе.
Максим Поляков (слева) заявил, что не пришел на допрос из-за болезни. Его “коллега” Борислав Розенблат уже давал показания в “янтарной истории”. Фото: 24 канал
Еще ряд персонажей, ставших героями скандального фильма НАБУ, выступают хотя и важными, но актерами второго плана.
Это помощница Полякова Татьяна Любонько, а также подозреваемые из числа представителей межфракционного объединения “Депутатский контроль” — Константин Проскурко, Виктор Косянчук и Вадим Руденко.
В их отношении следствие активно нарабатывает доказательную базу. В суды регулярно вносятся многочисленные ходатайства об избрании этим лицам мер пресечения, арестов изъятых у них вещей, ценностей и документов.
Наряду с этим, судьбы еще трех фигурантов дела, изначально засветившихся “в титрах” янтарной киноленты, не афишируются. И уже высказываются предположения, что этот режим тишины — неспроста.
Из титров киноленты исчез “янтарный контрабандист”
Так, журналисты проекта “Схемы” выяснили, что “янтарный решала” Роман Руденко, который также засветился в фильме НАБУ, до сих пор не имеет статуса подозреваемого в деле.
Именно этот коммерсант на обнародованном видео был предложен Розенблатом агенту “Екатерине” в качестве куратора схемы по организации контрабандной поставки одной тонны незаконно добытого янтаря с помощью подложных документов. На оперативном видео мужчина подробно описывал, как намерен провернуть эту сделку.
Подельник янтарных дельцов Роман Руденко. Источник фото: facebook.com/natalie.sedletska
“Товар покидает территорию Украины абсолютно вчерную. В случае, если его каким-то макаром задерживают на таможне, то это просто товар и просто контрабандисты, которые его перевозят… Мы со всеми договариваемся”, — говорил ”решала”.
Известно, что Руденко был задержан непосредственно при предоставлении им для осмотра 100 кг солнечного камня сотруднице НАБУ под прикрытием. Но никакого логического продолжения за этим шагом следствия в его отношении не последовало.
Через сутки после задержания Роман Руденко был отпущен на свободу, ему не объявлялось о подозрении. О причинах такой лояльности надзорников к янтарному контрабандисту в САП предпочли не говорить.
Источник: radiosvoboda.org
В “бурштыновой истории” нашелся след бойцов Гелетея
Молчат, несмотря на полученные телефонные и письменные запросы, и в еще одном силовом ведомстве — управлении государственной охраны. “Страна” несколько дней подряд ожидала комментария этой структуры с просьбой объяснить роль в “янтарном деле” задержанных 19 июня охранников нардепа Розенблата — Виктора Адобаша и Богуслава Ярощука. А также их статус, ведь по некоторым данным мужчины имели непосредственное отношение к УГО.
При этом телохранители засветились в видеоматериалах следствия. Именно им передавала “Екатерина” деньги, якобы предназначенные Розенблату и Полякову за содействие в организации “янтарной схемы”.
На официальном уровне известно, что после того, как охранников “упаковали”, им было объявлено о подозрении. По крайней мере, так заявили на совместном брифинге 20 июня директор НАБУ Артем Сытник и спецпрокурор Назар Холодницкий.
Но ни Ярощука, ни Адобаша в Соломенском райсуде, где избирались меры пресечения “бурштынщикам”, журналисты так и не увидели. Согласно целенаправленному сливу из НАБУ, они якобы пошли на сделку со следствием. А потому представления об их аресте были отозваны. Чему предшествовали скандальные события, о которых — ниже.
Как “булатовец” стал помощником нардепа
Итак, в разговоре со “Страной” Розенблат заявил, что на момент задержания Адобаш числился его официальным помощником. “Он перешел ко мне 13 июня, буквально за неделю до всех этих событий”, — отметил нардеп.
Виктор Адобаш с кубком. Фото ”Страна”
Вместе с этим он отказался пояснить, в каком статусе Адобаш обеспечивал его безопасность ранее. Лишь уточнив — у бодигарда за плечами действительно имелся солидный опыт работы в Управлении госохраны.
Наши собеседники в силовых структурах уверяют, что Розенблат — не договаривает в этой истории. По их сведениям, Адобаш был координатором обеспечения безопасности нардепа, причем занимался этим длительное время. Но — без соответствующих законных оснований. Об этом же говорится и в материалах уголовного производства. Здесь отмечается, что до начала весны 2017 года телохранитель уже был прикреплен к парламентарию. И лишь позднее был “переведен” в статус помощника.
Виктор Адобаш как минимум с ноября и вплоть до марта 2017 года охранял Розенблата. Фото “Украинская правда”.
В то же время, будучи “личником” парламентария бодигард официально проходил службу на должности офицера по особым поручениям элитного спецподразделения УДО Украины “Булат”, в основные задачи которого входит охрана президента и высших должностных лиц страны. То есть занимался своего рода “совмещением” сразу двух профилей деятельности.
Виктор Адобаш (в черной футболке по центру) был неоднократным призером и победителем турниров по рукопашному бою. В госохране он занимался подготовкой бойцов “Булата”. Фото: do.gov.ua
Однако, обеспечение безопасности нардепов сотрудники “Булата” могут осуществлять только с соответствующего разрешения главы государства. Вместо этого, взаимоотношения нардепа Розенблата и Адобаша строились на ”договорняке”.
По словам наших собеседников, никакого официального документа, которым сотрудник УГО был прикомандирован к депутату президентской фракции, не существовало. Что не мешало ему использовать в ходе охраны парламентария спецсредства, табельное оружие, и как показывает “янтарный фильм” — выступать посредником при получении взяток.
“Колбасная” подработка сотрудников УГО
По инсайдерской информации, это выяснили и в НАБУ. Причем еще в ходе разработки фигурантов “бурштыновой истории”. Но вместо надлежащей правовой квалификации, в ведомстве Артема Сытника предпочли сообщить о выявленном скандале не президенту, а руководству госохраны.
Когда эти сведения попали на стол к главе УГО Валерию Гелетею, он потребовал срочно уволить Адобаша. Последний долгое время упирался. Свой отказ военный мотивировал тем, что был приставлен к Розенблату не по собственной инициативе. А в качестве указания, полученного как раз у самого главы Управления госохраны, его первого заместителя Владимира Дахновского.
Такой вид незаконного обеспечения безопасности политиков и бизнесменов давно поставлен на поток в УГО. У нелегальной подработки даже имеется характерное название — “колбаса”. По данным в силовых структурах, эти щепетильные вопросы находятся в компетенции руководителя “Булата” под контролем Дахновского. Называется и сумма “отката” верхушке УДО за предоставление незаконной охраны — 30% от суммы услуг телохранителей.
В конечном счете Адобаша убедили покинуть ряды УГО, что и было сделано 18 мая с формулировкой “по состоянию здоровья”. Произошло это до ставшей скандально известной эпопеи в ресторане “Три вилки”.
Момент передачи $200 тыс. Адобашу в ресторане 19 июня. Фото: radiosvoboda.org
Знал ли охранник весной, что более полугода он и Розенблат выступают объектами осуществления негласных следственных действий, неизвестно. Но в тексте “пидозры” парламентария четко указано, что в момент того, как Адобаш числился официальным сотрудником УГО, он выступал передаточным звеном коррупционных отношений между “Екатериной” и нардепом. 24 февраля в “Трех вилках” таким образон он получил от агента НАБУ под прикрытием $10 тыс.
В момент того, как Адобаш числился в “Булате” УГО он незаконно охранял Розенблата. И получал деньги для народного депутата. Фото “Украинская правда”
Параллельно между первыми лицами УГО и руководством НАБУ было заключено некое джентльменское соглашение. На какие уступки пришлось пойти ведомству Гелетея в обмен на то, что Антикоррупционное бюро не поставит в известность Петра Порошенко о проделках госохраны — также является тайной. Как и непонятно, сколько еще силовых ведомств оказалось посвящено в детали сверхсекретной операции под прикрытием, которую готовили целый год и якобы привлекли к ней помощь ФБР.
В итоге, в материалах дела отсутствуют данные об Адобаше как действующем сотруднике УГО, а сам он за неделю до задержания был оформлен помощником Розенблата. Его охранная деятельность описывается следствием обтекаемо — якобы это были неоформленные должным образом услуги. При этом телохранитель якобы был в курсе коррупционной затеи своего “объекта”. И вместе с напарником согласился участвовать в “янтарной истории”.
В материалах дела охранники квалифицируются как пособники коррупционных деяний Розенблата. Фото “Украинская правда”.
Такой же пассаж касается и личности еще одного фигуранта “бурштыновой халепы” Богуслава Ярощука — экс-бойца спецназа Израиля, вернувшегося в Украину после Евромайдана и воевавшего в АТО в составе батальона ”Миротворец”.
Спецназовец Богуслав Ярощук также получал деньги от “агента Екатерины” для последующей их передачи Розенблату. Фото: radiosvoboda.org
Собеседники в УГО рассказали “Стране”, что этот второй телохранитель Розенблата, параллельно рассматривался как кандидат от Адобаша для последующего зачисления в ряды Управления госохраны. Да и вообще являлся не случайным человеком.
Известно, что Ярощук и Адобаш были знакомы между собой — отец Богуслава в свое время был тренером “булатовца” по рукопашному бою. Оба они являются уроженцами Житомирской области, где и выиграл выборы Розенблат.
Последний заявил “Стране”, что не выходил на связь со своими телохранителями с момента их задержания 19 июня. Темнит ли в этом случае Борислав Соломонович — непонятно.
Но с учетом ряда сомнений, которые вызвал у юристов “янтарный фильм” НАБУ в части законности методов получения доказательств, именно охранники могут стать главным козырем Бюро в деле.
Поэтому вполне реалистичен вариант, что с учетом их сотрудничества со следствием из подозреваемых их переквалифицируют в свидетелей. Не исключено, что подобная роль готовится и для отпущенного на свободу “контрабандиста” Романа Руденко.
Как бы там ни было, но распутывание “янтарного дела” уже выявило целый ряд странностей. Следствие не договаривает ряд важных деталей производства. И сведения о сверхсекретной операции в процессе ее подготовки “слили” нужным людям.