Виталий Кличко рискует войти в современную историю Киева как градоначальник, проведший самый крупный договорной тендер. Через полтора месяца КП “Киевпастранс” проведет тендер на закупку 40 трамваев за 2 млрд гривен, на котором, вероятнее всего, выиграет польская Pesa. Руководство города не смущает, что заполненные пассажирами трамваи Pesa могут в любой момент сойти с рельсов и перевернуться. Не смущает его и тот факт, что от этих трамваев отказалась Москва.
27 июня заканчивается срок обжалования условий тендера КП “Киевпастранс” на закупку 40 трамвайных вагонов. Этот тендер был объявлен 31 мая. Согласно техническому заданию, КП “Киевпастранс” планирует закупить 40 низкопольных трехсекционных трамваев (доля низкого уровня пола 100%). Ожидаемая стоимость закупки 1,946 млрд гривен, т.е. 48,65 млн гривен (1,87 млн долларов) за трамвай. Раскрытие предложений запланировано на 7 августа.
Все трамваи должны быть 2017 года выпуска, а поставить их “Киевпастрансу” подрядчик должен до 29 декабря 2017 года.
Это повторный тендер на закупку 40 трамваев. Прошлый тендер (от 27 апреля 2017 года) был отменен из-за нехватки предложений от участников. Тогда заявку подала только Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA (Польша).
Хитрые даты
Двухмиллиардный тендер не оставил равнодушными общественников. В частности, ОО “Агентство журналистских исследований” (АЖИ) уже подготовило и направило обращение ко всем органам власти, профильным народным депутатам и депутатам Киевсовета. В этом обращении общественники предупреждают о катастрофических последствиях тендера не только для Киева, но и для Украины в целом.
Президент АЖИ Максим Шпаченко уверен, что двухмиллиардный тендер прописан под компанию Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA (Pesa). По его мнению, кроме всего прочего, на это указывает ключевой дискриминационный пункт: все трамваи должны быть поставлены до 29 декабря 2017 года.
“Производство первого трамвая (образца) занимает примерно 8-9 месяцев, а чтобы выпустить 40 вагонов, даже если образец уже был ранее создан, необходимо примерно 2 года. Такие нормы являются оптимальными для всех производителей мира. Ни одна компания не потратит миллионы долларов на производство комплектующих к трамваям, или на производство самих вагонов, надеясь, что однажды их кто-то купит. Все производители работают по конкретному заказу, т.е. по заключенным договорам. Это означает, что требование к подрядчику создать 40 вагонов за полгода является невозможным для всех производителей мира, кроме тех, у кого по каким-то причинам на заводе или в депо есть непроданные трамваи”, – говорится в обращении.
Организация сообщает, что компания Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA как раз имеет необходимое количество трамваев 71-414 (их было 60, из которых осталось на складе 40). От закупки этих трамваев в прошлые годы отказалось ГУП “Мосгортранс” (Россия), сославшись на неприемлемо высокие в условиях экономического кризиса цены.
К слову, по информации с российского транспортного форума, вагоны 71-414, которые сейчас планирует купить “Киевпастранс”, производились в Екатеринбурге на Уральском заводе транспортного машиностроения (“Уралтрансмаш”). Т.е. трамваи 71-414 – российского производства. Это подтверждается информацией и на сайте ru.wikipedia.org/wiki/Уралтрансмаш. Хотя, конечно, этот факт Pesa пытается скрыть – для Украины эти же вагоны имеют название 71-414К. Начинка и суть та же, но по названию и документам уже совершенно другие.
Кстати, в начале июня этого года в Варшаве прошел тендер на закупку 123 трамваев, в которых победил польский консорциум Solaris (Pesa тендер проиграла). Примечательно, что условиями тендера поставка первого трамвая запланирована на второй квартал 2019 года, а последнего – на 2021 год. То есть, на производство одного трамвая производителю предоставлено в 4 раза больше времени, чем КП «Киевпастранс» дает на производство 40 вагонов.
Чемпионское слово
Все эти совпадения и стыковки в данных подталкивают к мысли о том, что тендер может носить договорной характер, а итог его предрешен в пользу русско-польских трамваев.
Еще 17 июня 2015 года мэр Киева Виталий Кличко заявил о том, что он ездил в Быдгощ (Польша), где заключил с Pesa меморандум на закупку 50 трамваев. 10 из них был закуплены “Киевпастрансом” в начале 2016 года. Осталось 40 вагонов.
KV связалась с PR-менеджером Pesa Мачеем Гжесковяк. Он сообщил, что Pesa не будет производить новые вагоны, дав понять, что они уже произведены. Также он подтвердил, что между Pesa и Виталием Кличко есть договоренность о закупке трамваев. “Пока что никакой конкретики. Все остальное будет решено после тендера. Мы снова подали заявку на участие и думаем, что у нас всё получится”, – рассказал KV Гжесковяк.
В Киевсовете тоже не скрывают, что знают о договорном тендере. Как рассказал KV бывший директор Департамента транспортной инфраструктуры КГГА, депутат Киевсовета Сергей Майзель (фракция “Солидарность”), трамваи Pesa – это лучший выбор. “Конкурсы на закупку общественного транспорта не нужны. Технические задания этих тендеров всегда пишутся с учетом потребностей города и заказчику виднее, что нужно закупить. Вагоны Pesa – это вагоны европейского производителя с мощными производственными мощностями, а наши производители, к сожалению, не дотягивают до этого уровня”, – рассказал KV Сергей Майзель.
Удивительно, что потребности Киева загадочным образом совпали с потребностями завода Pesa в продаже своих залежалых вагонов.
Транспортный эксперт Денис Филиппов считает, что мы покупаем не те вагоны, которые нам нужны, а те, которые нам навязывают. “Мы должны закупать, то, что нужно именно нашему городу. Никто в мире не закупает готовые вагоны. Сначала делается конкурс проектов: участники предлагают типовой проект трамвая, предлагают его стоимость. Техэкспертиза решает, что лучше для города. А потом уже идет выбор вагона. При этом закупаются вагоны одного типа, поскольку однотипные вагоны легче и дешевле в обслуживании. А у нас берут 2-3 вагона одного производителя, 7-8 – другого. В итоге обслуживать их гораздо сложнее, чем однотипные”, – рассказал в комментарии KV Филиппов.
Каждый трамвай с пассажирами может сойти с рельсов
KV уже писала, эксплуатация трамваев Pesa небезопасна и противоречит украинским нормативам по использованию данного вида транспорта.
Согласно техническим характеристикам трамвая 71-414, масса пустого вагона составляет 38950 кг. Максимальная пассажировместимость этого трамвая составляет 260 чел. Средний вес одного пассажира, который используется в таких расчетах по украинским стандартам составляет 68 кг. Таким образом, максимальный вес трамвая составляет (68*260)+38950=56630 кг. Вагон типа 71-414 оборудован тремя двухосными тележками, а это значит, что нагрузка на одну ось составит: 56630/6=9,438 т или 92,56 кН.
Согласно информации на сайте pl.wikipedia.org/wiki/Pesa_Twist, нагрузка на ось трамвайного вагона Pesa типа 71-414 даже выше и составляет 9,555 т или 93,73 кН.
Но такая нагрузка является опасной при езде на украинских рельсах. Согласно ДСТУ 4876:2007 “Вагоны трамвайные пассажирские. Общие технические требования”, максимально допустимая нагрузка на ось на наших рельсах составляет 80 кН (или 8,157 т).
Сергей Майзель считает, что ДСТУ 4876:2007 устарело. “Во-первых, у нас в стандартах нагрузка на ось не 8, а 9 т (трудно сказать, умышленная ли это ошибка депутата или случайная, – KV). А во-вторых, все наши стандарты безнадежно устарели. Вы же знаете, что они у нас еще со времен Союза, когда были чешские трамваи. С того времени многое поменялось. За границей стандарты другие – нагрузка на ось 11-12 т”, – уверил Майзель.
Но по словам директора ГП “Украинский научно-исследовательский институт вагоностроения” Анатолия Донченко, превышение максимальной нагрузки на ось угрожает жизни и здоровью пассажиров. “Это все равно, что над вами висит балка с максимально допустимой нагрузкой 10 т, а ее нагрузили на 15 т. И она сорвалась. Только в этом случае будет прямое падение, а в случае с трамвайным вагоном – может быть выдавливание вагона с последующим его сходом с рельсов. Вагон становится неуправляемым. И не важно, как изменились трамваи со времен СССР. Важно – допустима ли такая нагрузка для нашего трамвайного полотна”, – рассказал KV Донченко.
Отметим, что 19 июня 2016 года в Москве на ул. Живописной трамвай Pesa 71-414 при движении со скоростью около 25 км/час сошел с рельсов. А украинские и российские трамвайные дороги одинаковы по своим характеристикам.
Информация о том, что столичные “транспортники”, в том числе и Сергей Майзель, не видят в превышении нагрузки на ось никакой проблемы, не вызвала у Донченко удивления: “Так это же чиновники – люди, незнакомые с нормативной документацией”.
Также Донченко рассказал, что в 2015 году проходило заседание Технического комитета ТК-83 “Вагоны”, на котором рассматривался вопрос внесения изменений в ДСТУ 4876:2007. На заседании было предложено увеличить максимальную нагрузку на ось для трамвайных вагонов. “За” увеличение нагрузки проголосовали только ГП “Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт городского хозяйства” (ГП “НИКТИ ГХ”) и ООО “СП “Электронтранс”. Все остальные были против. За 2 года показатель максимальной осевой нагрузки пересмотрен не был и составляет 80 кН.
Кстати, по словам источников, техзадание на двухмиллиардный тендер “Киевпастранса” разрабатывали специалисты ГП “НИКТИ ГХ”. Они же помогли Pesa пройти сертификацию.
В июне 2016 года ГП “Днепропетровский орган по сертификации железнодорожного транспорта” выдал сертификат UA 1.099.0030382-16 на изделие “Трамвай модели 71-414К, заводской номер Т850BNA121, который подтверждает, что указанный польский трамвай соответствует ДСТУ 4876:2007.
Согласно приложению к сертификату, во время добровольной сертификации вагон 71-414К был подтвержден по около 60-ти показателям указанного выше ДСТУ. Но KV обнаружила, что вагон не прошел сертификацию по п. 5.6, который и устанавливает требования к максимальной осевой нагрузке.
По информации KV, один из 10-ти ранее закупленных “Киевпастрансов” трамваев Pesa уже получил повреждения при попытке набрать скорость. Однако эта информация скрывается, чтобы не сорвать закупку. Также по информации KV, в ГУП “Мосгортранс” после эксплуатации вагонов Pesa 71-414 жаловались на повреждения рельсов.
Такого наглого дерибана еще не было
АЖИ в своем обращении предупреждает представителей власти, что успешная публичная реализация договорного тендера через систему Prozorro подорвет доверие не только к системе публичных закупок, но и к власти, в целом. В 2015 году, пишут общественники, 10 вагонов Pesa также закупались с имитацией конкурса, хотя их покупку Виталий Кличко анонсировал еще за 2 месяца до объявления тендера. Но тогда закупка проводилась через “Вестник госзакупок”, который и без того ассоциировался с коррупцией.
Нынешняя же система публичных закупок “Prozorro” за 2 года своего существования еще не мелькала в настолько крупных скандалах. По сути, “Киевпастранс” при поддержке администрации Кличко продемонстрирует всем чиновникам Украины, что Prozorro можно не только использовать в коррупционных целях, но и делать это можно безнаказанно.
KV опросила членов комиссии Киевсовета по вопросам соблюдения законности, правопорядка и предотвращения коррупции. Оказалось, что никто из депутатов не в курсе, что двухмиллиардный тендер “Киевпастранса” является договорным. Глава комиссии Олег Бондарчук (фракция “ВО “Свобода”) заявил, что комиссия не рассматривала этот вопрос на своем заседании.
Глава фракции “Свобода” и член той же антикоррупционной комиссии Киевсовета Юрий Сиротюк (фракция “ВО “Свобода”) не удивился такому договорняку. “В последнее время мы видим такую ситуацию в Киеве, будто бы внешне все по закону, но тендерные условия прописываются конкретно под какую-то фирму. Это мы видели при закупке камер видеонаблюдения, при закупке новых урн для мусора. Мы выясним информацию по этому тендеру. Для нас абсолютно неприемлемы любые закупки у страны-агрессора”, – заявил KV Сиротюк.
Отметим, что данный тендер является одним из самых крупных скандальных тендеров не только в Киеве, но и Украине.
Во имя интересов других стран
В результате системной дискриминации отечественных производителей общественного транспорта, в ближайшие годы они могут обанкротиться. Эксперты даже допускают, что это не просто гипотетическая возможность, но цель украинских властей.
В Украине есть 3 производителя трамвайных вагонов: ООО “Научно-техническое предприятие СТГ Инженеринг” (вагоны “CITADIS-28”, “CTG-18”), ООО “Совместное украинско-немецкое предприятие “Электронтранс” (вагоны “Электрон”), ООО “Татра-Юг” (вагоны “К -1М6”, “К-1М8”, “К-1”,“К-1М”).
Каждое из этих предприятий может сделать подходящий по техническое задание трамвай. Более того, эти трамваи могут быть дешевле зарубежных в несколько раз. Но ни один из производителей не имеет в депо 40 готовых трамваев, а потому не сможет выполнить условия тендера.
Один из народных депутатов из фракции “Блок Петра Порошенко” сообщил KV на правах анонимности, что такие тендера не случайность. “Журналисты и активисты не замечают, как одно за другим в Украине исчезают производства. Там один завод закрылся, там другой. Иногда в СМИ проскочит об этом новость и всё спишут или на кризис, или на аннексию Крыма, или на АТО. Мол, не выдержали конкуренции с Китаем или еще какой-то страной. На самом деле все проще: по всем крупным тендерам согласование победителей проходит только через первого замглавы Администрации Президента Виталия Ковальчука. В его списке находятся собственники из окружения предыдущей власти и лично Порошенко. И если появляется конфликт интересов, то такой производитель сживается с рынка”, – рассказал депутат.
По такому принципу КП “Киевпастранс” при поддержке КГГА расправилось с производителями троллейбусов, оставив на этом рынке близкий к Петру Порошенко “Богдан Моторс” и беларусский “Белкоммунмаш”, о чем KV опубликует текст в ближайшее время.
Украинский позор мирового масштаба
Пока политики заявляют о необходимости увеличения экспортного потенциала Украины, чиновники делают всё, чтобы этот потенциал уничтожить. Во всем мире существует практика, как в военной сфере, так и в транспортной: не покупать то, что не используется в стране производителя.
Украина на весь мир демонстрирует дискриминационные условия для своих производителей трамваев, тем самым заявляя, что наши украинские трамваи покупать нельзя. Вместо этого, Киев хочет закупить далеко не лучшие зарубежные вагоны российского производства с высоким риском для киевских пассажиров. Такая вот стратегия расширения экспортного потенциала.
Президент АЖИ Максим Шпаченко в комментарии KV заявил, что не верит во вмешательство правоохранительных и контролирующих органов для решения проблемы. “Этот тендер – личный интерес и договоренность Виталия Кличко, который помогает Петру Порошенко. ГПУ не станет лезть, куда не приглашали, да и к тому же Юрий Луценко сейчас занят политическими расправами. Антимонопольный комитет и так демонстрирует полную лояльность к Кличко. Тревогу должна бить Госинспекция по безопасности на транспорте, но ее глава Михаил Ноняк ничего не решает. В кулуарах говорят о том, что он был поставлен спикером парламента Андреем Парубием и вряд ли он станет вникать во все тонкости нагрузки на трамвайную ось. В итоге, украинцы останутся наедине с проблемой, которую создало государство”, – сказал KV Максим Шпаченко.
Напомним, что с 30 августа 2016 года КП “Киевпастранс” руководит Дмитрий Левченко. Курирует транспортную отрасль Киева сейчас замглавы КГГА Николай Поворозник. Ему эту важную миссию поручили после отстранения от выполнения обязанностей замглавы КГГА Ильи Сагайдака, вопрос об увольнении которого на заседание горсовета мэр Киева, кстати, почему-то упорно не выносит.