31 мая Кременской суд Луганской области вынес оправдательный приговор бывшему «министру угольной промышленности, топлива и энергетики ЛНР» Сергею Баранову. Подсудимому инкриминировались ч. 1 ст. 109 УК Украины (насильственный захват государственной власти), ч. 1 ст. 110 УК Украины (незаконное изменение границ территории и государственной границы Украины в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины), ч. 1 ст. 258-3 (участие в деятельности террористической организации). Страшные антигосударственные преступления. Сторона обвинения просила 10 лет лишения свободы. Но служители Фемиды удивили. При вынесении оправдательного приговора судья отметил, что было предоставлено недостаточно доказательств, которые подтверждали бы причастность Баранова к террористической деятельности «ЛНР». Вот имена этих судей: председательствующий — Ковалев Валерий Максимович, судья Бескровный Игорь Григорьевич и судья Тесленко Ирина Александровна.
Можно было бы подумать, что гуманный суд спас от тюрьмы невинного страдальца, если бы в судах Луганской области не было системой вынесение оправдательных и сверхгуманных приговоров пророссийским боевикам, корректировщикам огня, организаторам «референдума-2014», шпионам и прочим преступникам, на чьей совести война и трагедии тысяч украинских семей.
В этом несложно убедиться, если не полениться и посвятить некоторое время изучению Единого государственного реестра судебных решений. Полистав приговоры, вынесенные в разных областях по преступлениям, связанным с сепаратистской и террористической деятельностью, мы обратим внимание на странную закономерность. Чем суд находится дальше от Донбасса, тем выше вероятность того что приговор будет соответствовать нормам УК. Что преступник получит по заслугам — можно и так сказать. С учетом того, какой регион в наибольшей степени пострадал и продолжает страдать от войны, это, по меньшей мере, удивительно.
Давайте откроем Реестр и посмотрим, какие приговоры выносили сепаратистским преступникам за время войны на Донбассе суды Украины в других областях? Ну вот, к примеру, Винницкий городской суд приговором от 28 апреля 2015 г. приговорил боевика к 9 годам заключения. Амур-Нижнеднепровский суд Днепропетровска дал пособнику и информатору террористов «ДНР» 8 лет. Апелляционный суд Львовской области 1 июня 2016 г. наказывает информатора сепаратистских формирований 8-ю годами заключения без конфискации имущества. Киевский районный суд г. Харькова приговаривает члена пророссийской организации «Оплот» к 8,5 годам лишения свободы с конфискацией всего имущества. Тернополь: за содействие террористам и вербовку лиц для терактов, инструктаж и материальное обеспечение боевиков двое местных жителей осуждены по шести статьям на 14 и 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Херсонская область: местные жители — информаторы боевиков «ДНР» осуждены на 5, 8, 9, 12 лет с конфискацией имущества.
Если очень постараться, то и на Донеччине за такие преступления можно схлопотать серьезный приговор. Такие вердикты выносились Краснолиманским, Мариупольским, Краматорским, Дзержинским городскими судами Донецкой области. Хотя в основном суды Донецкой области «оценивают» преступления боевиков и их пособников в 4-5 лет лишения свободы.
Зато в Луганской области суды очень благосклонны к боевикам и представителям политического крыла «ЛНР» и стараются выносить приговоры с минимальным наказанием. Они находят достаточно смягчающих обстоятельств и полное отсутствие отягчающих, чтобы не дать пособнику агрессора срок, предусмотренный соответствующими статьями УК Украины. В приговорах уже традиционной стала формулировка «суд считает возможным назначить наказание ниже низшего предела установленной санкции и не применять дополнительное наказание в виде конфискации имущества».
В результате наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 258-3 УК Украины — от 8 до 15 лет с конфискацией имущества, в приговорах плавно сокращаются в 3 раза.
30 мая 2016 г. Старобельский районный суд по ч.1 ст. 258-3 выносит приговор информатору пророссийских НЗФ – 2 года 7 месяцев лишения свободы. 8 августа 2016 г. Рубежанский горсуд дает 3 года информаторше боевиков, которая собирала и передавала им военные сведения через Интернет. 7 июня 2016 г. Лисичанский горсуд к 2-м годам лишения свободы приговорил боевика НЗФ. Новопсковский и Беловодский районные суды осудили боевиков по ч.1 ст.260 УК Украины (участие в не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований – санкция от 2 до 5 лет лишения свободы) согласно требованиям Уголовного кодекса, однако отпустили преступников с испытательным сроком в 2 года.
Бывают и вовсе уникальные истории. 30 мая прошлого года Старобельский районный суд назначил наказание в виде 2 лет и 7 месяцев лишения свободы информатору сепаратистов, который был завербован и передавал данные о перемещениях сил и техники ВСУ, поименные списки украинских военнослужащих, хранил боеприпасы. Любитель «русского мира», осужденный по двум статьям Уголовного кодекса — по ч.1 ст. 258-3 и по ч.1 ст.263 (незаконное обращение с оружием, боеприпасами или взрывчатыми веществами; санкции – от 3 до 7 лет лишения свободы) — реально отсидел только 1 год и 3 месяца и уже давно наслаждается свободой. Сепаратисту очень помог «закон Савченко», по которому день нахождения в СИЗО приравнивается к двум дням отбывания наказания в колонии. При этом деньги, которые заплатили за услуги своему агенту сепаратистские недоспецслужбы, и телефон, которым он пользовался, передавая им данные, суд решил вернуть семье злоумышленника.
Еще одним примером высочайшей гуманности правосудия Луганщины стал приговор военнослужащему, который дважды впускал террористов-подрывников на территорию своей воинской части и предоставил им возможность взорвать оборудование радиолокационной станции. Материальный ущерб государству от этих действий составил 1 460 017 гривен с копейками. Но, понятно, что не только в нем дело. Украинский военный содействовал терроризму и ведению войны против своей страны. Однако суд, квалифицировав дело по ч.1 ст.421 УК Украины (нарушение уставных правил внутренней службы), учел заключение договора между военным прокурором и обвиняемым и ограничился штрафом в размере 30 600 гривен. Это был Рубежанский городской суд.
Есть и иные примеры, которые не позволяют поверить в реальное существование правосудия в этом регионе. Так, 2 августа 2016 г. Лисичанский городской суд Луганской области оправдал, в связи с недоказанностью совершения инкриминируемых преступлений, местного сепаратистского деятеля – «депутата парламента Луганской народной республики», организовавшего в Лисичанском и Новодружеском городских советах голосование о признании «ЛНР». В период, когда Лисичанск находился под контролем сепаратистских банд, он занимался активной антиукраинской пропагандой, призывал к развалу Украины и созданию «самостоятельного государства – Луганской народной республики». Суд не счел эти действия преступными. Видеоматериалы с антигосударственными выступлениями лисичанского сепаратистского активиста любой желающий может найти в Интернете. Зовут его Иван Коровин.
За последние два года серьезные наказания за преступления против Украины и ее граждан в Луганской области получили единицы. К 13 годам лишения свободы Попаснянским районным судом приговорен российский наемник — житель Ханты-Мансийского автономного округа. Да еще 15 лет получил житель Станицы Луганской, который принес на блокпост банку меда со взрывчаткой, вследствие чего двое военных погибли и двое были ранены. И еще несколько боевиков. На этом все.
Однако вернемся к нашему Баранову. Кто есть кто в этой истории? Об «экс-министре» углепрома «молодой республики» известно, что в угольной промышленности на Луганщине он много лет работал еще при украинской власти. Так успешно, что 8 раз (!) являлся фигурантом уголовных дел по преступлениям в сфере хозяйственной деятельности и 8 раз (!) выходил сухим из воды. Вышел и в девятый, благодаря Кременскому суду. Поразительно везло Баранову на судей. Его защитник Валентин Кизима за время донбасской войны успел снискать известность готовностью оказывать адвокатские услуги именно обвиняемым в уголовных делах, связанных с сепаратизмом и терроризмом. Судья В. Ковалев родом из Алчевска. До войны занимал должность зампредседателя Алчевского городского суда. Доработав до пенсии, скорее всего, вернется в Алчевск, где у него, как сообщает источник в суде, осталась недвижимость. Судя по данным Единого реестра судебных решений, Баранов – отнюдь не первый деятель так называемой «ЛНР», получивший, благодаря этому судье, оправдательный приговор.
Понятное дело, никому не хочется сидеть в «ЛНР» «на подвале», как судья апелляционного суда Виталий Руденко. Судьи – тоже люди, они тоже боятся и хотят домой в Алчевск, в Луганск, в Красный Луч и т.д. Но эти судьи получают зарплаты, в десятки раз превышающие средние зарплаты по Украине. Находясь в тяжелейшей ситуации, государство находит эти деньги, чтобы платить судьям за честность, добросовестность и профессионализм. Украина находится в состоянии войны, и тем, кто боится, тем, кто хочет «домой» в «ЛНР», кто не может сжечь мосты, кто втайне грезит о Путине и «русском мире», в судах не место. Выносимые ими оправдательные или невнятно-мягкие приговоры людям, которые посягают на конституционные устои Украины, ведут боевые действия, невиданная терпимость судей к государственным преступникам равносильны предательству.
Марьян Петренко, для «ОРД»