Бывший менеджер Януковича Виталий Кропачев, который сумел подружиться с партнером Президента Игорем Кононенко, уже почти построил клон «ДТЭК». Для этого купил три углеобогатительные фабрики у старшего сына Януковича и нацелился на аналогичный бизнес Орлова (партнера «ДНРовского» нувориша Бобкова), и Королевской — владелицы копанок в «Дыре» и обогатительных фабрик в Украине. Как вдруг министр энергетики Игорь Насалик решил защитить интересы большого босса в энергетике Ахметова и заодно свои собственные. Взял и вставил спицы в колеса мчащемуся навстречу мега-обогащению младоолигарху из г. Тореза Кропачеву, который потратился на создание батальона «Шахтерск», порвал на груди немало вышиванок, и требует дивиденды. Теперь в стране могут появиться несколько конкурирующих угольных холдингов, а энергетическая безопасность Украины выглядит все более удручающе…
О том, как схемщики доят угольную отрасль, мы расспросили главу Независимого профсоюза горняков Украины Михаила Волынца, который неоднократно обвинял серого кардинала Игоря Кононенко в создании коррупционных схем, с помощью которых БППшная элита добивает отечественный углепром.
Справка «ОРД»: Михаил Волынец кроме НПГУ возглавляет Конфедерацию свободных профсоюзов Украины, входит в состав руководства мировых профсоюзов, является обладателем премии в области прав человека им. Джорджа Мини и Лена Киркленда. Накануне выборов в 2004 году, когда Волынец был нардепом от БЮТ, уголовники похитили его сына – избили и влили алкоголь с наркотиком. Сразу же распространили слух о том, что сын Волынца «погиб по пьянке», но он выжил. После этого семье предлагали политическое убежище. 7 июня 2016 года была предпринята попытка отравления лидера НПГУ во время его пребывания в Женеве на сессии Международной организации труда. Факт токсического отравления был зафиксирован в одной из столичных больниц. В сентябре прошлого года Михаил Волынец написал у себя на странице в Фейсбук, что «смотрящие» от Кононенко совместно с СБУ разрабатывают варианты его дискредитации. По словам Волынца, ему готовят громкое дело «о взятке», его телефоны прослушиваются, за ним ведется незаконное наблюдение.
— Давайте начнем с конфликта между министром Игорем Насаликом и человеком, которого сегодня СМИ называют не иначе, как смотрящим за угольной отраслью – Виталием Кропачевым. И Насалик, и Кропачев близки к элите БПП – что же они не поделили?
— Причина этого неафишируемого конфликта в том, что, создавая вертикально-интегрированную «Национальную угольную компанию» (вроде ахметовского «ДТЭК», только с худшими активами), Кропачев забирает у Насалика право назначения своих людей по всей вертикали. А Насалик пытается оставить рычаги управления госшахтами в своих руках, и поэтому, как опытный бизнесмен, издал приказ о создании своей вертикально-интегрированной компании.
Справка «ОРД»: 23 февраля Министерство энергетики и угольной промышленности опубликовало приказ своего главы Игоря Насалика № 145: «Приказываю создать ГП «Украинская топливно-энергетическая компания» (УТЭК). Раньше сообщалось, что Виталий Кропачев выступил с идеей создать «Национальную угольную компанию», задача которой — объединить 19 государственных угольных предприятий в единое юридическое лицо, создать централизованную схему сбыта угля и ликвидировать кадровые аппараты угольных объединений.
— Что даст создание «НУК» или «УТЭК»?
— Ну, например, можно, сократив административный аппарат, заодно «лишнее» красивое здание приватизировать… План Кропачева подразумевает не только оптимизацию админаппарата, он приведет закрытию ряда шахт и выставит на улицу 5000 подземных рабочих. Хотя все это подается, как спасительный плот для угольной промышленности.
— То есть, имеет место бизнес-конфликт, в котором национальные интересы не участвуют?
— Беда наша в том, что во главе государства находятся бизнесмены, которые путают свои интересы с национальными, а народ считают за своих подданных, за рабов. Люди, которые в 90-х накопили первичный капитал, иначе работать не могут. Очень сильно развит у них хватательный рефлекс. И Президент Порошенко не исключение.
— По одной из версий, суть конфликта Насалик-Кропачев — в борьбе за «Краснолиманскую» — бриллиант государственного сектора углепрома. Там 1,5 года назад был такой себе шахтерский Майдан – горняки требовали убрать от них присоску, которая их грабит: нардепа от БПП Сергея Тригубенко. А что происходит на «Краснолиманской» сегодня?
— Тригубенко – тоже человек Кононенко. Насалик не влияет на «Краснолиманскую», потому что туда не выделяется господдержка. Он не назначал руководить этой шахтой гендиректора Александра Дубовика — Дубовик был назначен еще при министре Демчишине и, кстати, был доверенным лицом Януковича в Красном луче (Луганской области). «Краснолиманская» держится особняком, и Насалику это не нравится. Я поднимал вопрос ограбления недр на этой шахте. После одного из интервью меня допрашивали в НАБУ, а затем так же допрашивали и министра Насалика, и его зама… НАБУ произвело выемку документов в компании, которая подконтрольна народному депутату Тригубенко, и был выявлен ущерб в 171 млн. грн., нанесенный государству этой фирмой. После чего Тригубенко какое-то время прятался в Феофании…
— Вы вскрыли схему, по которой Тригубенко высасывал средства из госшахты?
— Да. А потом Кононенко наехал на НАБУ… В общем, ситуация пока не завершена.
Это не новая схема, такая же была и при Гуменюке и Кузяре (партнеры Саши-Стоматолога, которые паразитировали на «Краснолиманской» при Януковиче — подробнее: http://genplanua.com/item/show/1072 — прим. ред.). Но при прежних «хозяевах» все-таки развивали шахту. А фирма, приближенная к Тригубенко, ничего не вкладывает. Доказанный факт: забирает уголь «Краснолиманской» по цене 850 грн. за тонну, а на ТЭС поставляет по 1370, разница в карман — вот и вся хозяйственная деятельность. История лучшей государственной шахты Украины может закончиться тем, что несколько тысяч шахтеров потеряют рабочие места.
Справка «ОРД». В своей электронной декларации нардеп Сергей Тригубенко не задекларировал ни одного предприятия, конечным бенефициаром которого является он или члены семьи (https://public.nazk.gov.ua/declaration/f37ca1ce-0213-4c71-b0d2-66d631fe72dc), его годовой доход состоит из 74,6 тыс. грн. депутатской зарплаты и 997 тыс. грн, заработанных женой на предпринимательстве. Еще 167,9 тысяч гривен Тригубенко не постеснялся получить у Державы в качестве компенсации за аренду отельного номера. Задекларированные Тригубенко сбережения составляют 493 тысячи долларов наличкой. «Схемы» словили этого «небогатого» депутата на пользовании частными чартерами (средняя стоимость перелета – 20 тысяч евро).
— Какие еще схемы воровства в госсекторе углепрома существуют на сегодня?
— Из государственной шахты поставляется горная масса на обогатительную фабрику. На востоке эти фабрики контролирует Кропачев, а во Львовской области – другой смотрящий – Андрей Венгрин, «отжавший» у Королевской обогатительную фабрику. Поставленная на фабрику горная масса, к примеру, имела зольность 40%. А оформляется, как будто бы 60% — показывают, что в вагонах привезли меньше угля и больше породы, завышают влажность, и таким образом на выходе получают больше неучтенного угля. Предположим, поставили сто тонн угля, из которых: 40 тонн — порода (условно), пишут наоборот: что 40 тонн угля, а остальное порода. И вот так с лёту можно украсть 20 тонн угля. А кроме того — поднимают шламы на фабриках и готовый концентрат разбавляют шламами… Поставляют на шахты старое оборудование — металлолом, выкрашенный свежей краской где-то в гаражах — по цене нового…
Назначают на должности гендиректоров исключительно тех людей, которые согласны работать по схемам. На них потом навешиваются уголовные дела за неуплату налогов, нарушение ТБ, отсутствие отчислений в Пенсионный, невыплату зарплаты… А эти руководители – просто заложники криминальных элементов и смотрящих, имеющих таких покровителей, как Игорь Кононенко. Покровители недосягаемы для контролирующих органов. И потом эти послушные руководители, которые реализуют коррупционные схемы, становятся полностью зависимы, и будут принимать участие в выборах так, как выгодно коррупционерам.
— В прошлой публикации мы рассказали об «институте смотрящих»: https://ord-ua.com/2017/03/12/institut-smotryaschih-eto-struktura-prezidenta-lider-shahterskogo-profsoyuza-nikolaj-volyinko/ Как по-вашему – выиграет Держава, если смотрящий Кропачев станет собственном «Центрэнерго» в случае приватизации?
— Когда мировые финансовые структуры и Евросоюз оказывали давление на экс-министра Демчишина и правительство Яценюка с тем, чтобы было приватизировано «Центрэнерго», смысл заключался в уменьшении коррупционных рисков. Логика такая: не будешь же ты сам у себя воровать, если приватизируешь? А государство может через НКРЕ регулировать тарифами.
Виталий Кропачев уже пытался заполучить контрольный пакет акций «Центрэнерго». Там работает связка: поставка угля – контроль за тепловыми электростанциями («Змиевской», «Углегорской» и «Трипольской»). Поставка некачественных углей и закупка угля за рубежом позволит получать до 20% через «Центрэнерго». Покровитель Кропачева Игорь Кононенко ведет себя уже, как хозяин «Центрэнерго». Он и живет на базе отдыха Трипольской ТЭС под Киевом, считая ее своим домом.
— А что происходит на «Волыньугле» и «Львовугле»? Пишут, что Ахметов их банкротит, а вы, дескать, прикрываете, потому что дружите с Ахметовым. Вы же заявляли, что доводят до банкротства «смотрящие», которые управляют шахтами Львовско-Волынского бассейна. Можете обосновать?
— Взаимоотношения между работодателями и людьми наемного труда должны строиться на переговорном процессе с заключением коллективных договоров. На территории, подконтрольной украинской власти, существуют мощные первичные профсоюзные организации в «Павлоградугле» и «Добропольеуголь», у нас такие же были в «Краснодонугле» и в Ровеньках, и потому на предприятиях ДТЭК зарплата выше, чем на госпредприятиях, и выплачивается вовремя. Хотя без трений не обходится. Это я рассказал о моей «дружбе» с Ахметовм.
Теперь рассказываю, что происходит на «Волыньугле» и «Львовугле». «Волыньуголь» 21 февраля 2017 года признана банкротом, — вынимает из стола судебное решение, — Вот у меня в руках решение хозсуда Волынской области. Кто банкротит — читаем в решении суда. Истцы – РЭС, подчиненные непосредственно министру Насалику. А также институт экологических технологий Донбасса — еще один истец, в пользу которого еще при министре Демчишине были накручены искусственные долги. Это решение сейчас оспаривается в апелляции.
По «Львовуглю» у них в планах было провернуть то же самое синхронно. Но, как люди осведомленные, они знали, что ожидается поступление средств на зарплату — около 100 млн. гривен, и в том числе 10 млн. кредита на оснащение новых лав, и потому решили погодить с банкротством. Заблокировали счета, и при поддержке Киевской исполнительной службы даже во время аварии не разблокировали (Восемь шахтеров погибли в результате взрыва, который произошел 2 марта на шахте «Степная» объединения «Львовуголь» — прим. ред.), несмотря на то, что шахту посещал премьер-министр. Счета разблокировали только 9 марта — благодаря тому, что НПГУ организовал акцию протеста в виде неотгрузки угля потребителям, а шахтеры в тот же день пикетировали хозсуд. Добились, чтобы погасили долги по зарплате за январь и 40% за февраль, но в адрес НПГУ полетели стрелы. И обвинения в мой адрес лично. За то, что не дал украсть 100 миллионов…
См. видео – шахтерский протест в здании Минтопэнерго завершился попыткой самосожжения Виктора Трифонова из ГП «Селидовуголь». Он облил себя бензином и поджег прямо во время выступления своего товарища по НПГУ Волынца. После этого шахтерам выплатили часть задолженности по зарплате:
Зарплату хотели перекинуть на счета кредиторов, а там те же: РЭС и компании, связанные с Андреем Венгриным — смотрящим за Львовско-Волынским бассейном. Доводят до развала, разгоняют коллективы, а дальше остается по варварски доработать подготовленные запасы. В эту схему втянут и Виктор Вишневецкий, собственник НПО «Механик». Человек с большим опытом дорабатывания запасов на закрывающихся шахтах… С малыми затратами. Вдобавок еще и смотрящие вымоют деньги, предназначенные из госбюджета на закрытие шахт. В прошлом году развалили заброшенный цех в «Александриеугле» (в Кировоградской области), списав на это 6 миллионов грн.
Справка «ОРД»: Виктор Вишневецкий – миллионер из Макеевки, один из спонсоров Московского патриархата, награжденный патриархом Кириллом. Подконтрольная ему фирма получила у «Центрэнерго» контракт на 250 млн. грн. на поставку антрацита с оккупированных территорий. В его собственности порядка 10 шахт на оккупированной территории, активы по переработке угольных отвалов и обогащению. Близок к другому православному олигарху Виктору Нусенкису. При Януковиче был участником программы восстановления закрытых и якобы нерентабельных шахт, которая переводила эти шахты в частные руки, но при этом они продолжали получать миллиардные госдотации. Владеет компанией Coal Energy, НПО Механик и ассоциацией Недра Донбасса. В 2014-м активно поддержал «русскую весну». По слухам — финансировал сепаратистов, и поощрял горняков записываться в «ополчение».
— Если доведут до конца развал ГП «Волыньуголь» и «Львовуголь», сколько людей останутся без работы?
— Примерно 10 тысяч рабочих на «Львовугле» и 2,5 тысячи на «Волыньугле». Плюс еще обслуживающие предприятия.
— Как вы встретили новость об узаканивании блокады «Л-ДНР» решением СНБО, хотя накануне Президент говорил, что это вредит экономическим интересам Украины?
— В январе я был на передовой, общался с бойцами. Узнал, что по всей линии соприкосновения несколько десятков караванов с контрабандой идут в сутки — в один и в другой конец. Стоимость контрабанды в каждом караване от 1 до 1,5 млн. грн. «Блокадники» вместо того, чтобы пресекать явную контрабанду – создали блокпосты там, где контроль госорганов все-таки был. Блокировали поставку угля и другой продукции, имевшей разрешение Кабмина. И теперь, к примеру, к львовским шахтерам не попадут самоспасатели, которых не хватает на предприятиях ГП «Львовуголь» (в феврале это объединение было укомплектовано самоспасателями лишь на 51%). Они производятся в Донецке и внесены в группу товаров, имевших разрешение пересекать линию разграничения. Я думаю, что после начала официальной блокады, контрабанда увеличится, потому что на ней как раз построен теневой бизнес, в который вовлечены и криминальные элементы, и силовые структуры, и органы власти.
Думаю, ситуация в результате не станет лучше: разорваны и экономические связи, и судьбы. Если отрезать Донбасс, безработные, чтобы прокормить семьи, примут правила, к которым подталкивает РФ.
— Как вы думаете — откажутся брать уголь с оккупированной территории? Или изыщут новые схемы торговли с ОРДИЛО – например, через нового куратора «Л-ДНР» Курченко станут поставлять окольными путями – через Россию?
— Давайте начнем с того, что антрацитовый уголь имеет более высокую теплотворность, низкие зольность и серу. И 50% тепловых электростанций и 70% теплоцентралей (самых крупных) работают на антраците из «Л-ДНР». Переделать блок Трипольской ТЭС на т.н. «газовый уголь» обойдется в 120 млн. гривен, выполнение работ займет около года и мы получим выброс серы и других вредных веществ под Киевом… Поэтому я думаю, что антрацит, необходимый экономике, будет завозиться по другим схемам и по гораздо более высокой цене. Будут выдавать «Л-ДНРовский» за импортный. Пока что даже при всей экономии нам нужно в год 10 млн. тонн антрацита. Из ЮАР смогут в Украину поставить 700 тысяч в год и более низкого качества. А разницу возьмут из России.
— Что думаете о «национализации» госшахт в «Дыре»? Все еще спорят – действительно ли ограбили боевики Ахметова или это хитрый маневр и фейковая «национализация».
— РФ через криминальные структуры «отжала», как теперь говорят, крупные угольные активы и у Ахметова, и у государства. Я думаю, что их разграбят (отработают подготовленные промышленные запасы) и побросают – так, как это уже произошло в центральном Донбассе и «Макеевугле». Там шахта Чайкино 100 млн. балансовых запасов коксующегося угля имела, а ее закрыли. Еще несколько шахт Макеевки постигла та же судьба: доработали и не стали вкладывать в подготовку и оснащение новых лав.
«Национализированные» предприятия ждет закрытие варварским способом. Подтопление грунтовых вод и сельскохозяйственных угодий. Засоление грунтов и отравление рек. «ДТЭК» и «Метинвест» в Краснодоне проявили себя как эффективный менеджмент в области добычи угля, «Метинвест», кстати, имеет шахты и в США. А вот Курченко себя проявил на поставках бензина без уплаты налогов на миллиарды гривен, в управлении прессой через цензуру, и т.п. У него другой подход. Да и россияне, приезжавшие на оккупированную территорию еще в 2014 году, не смогли обеспечить стабильную работу шахт. В «Л-ДНР» они занимались тем, что за мзду разрешали добычу и поставку углей. Дело закончилось тем, что управляемые ими шахты были убиты.
— В каком состоянии энергобезопасность Украины сегодня?
— Не сформирован баланс энергоносителей. Отсутствует стратегия развития топливно-энергетического комплекса, о программе даже речь не идет. Ее подменяют таким понятием, как концепция. Разница в том, что программа предусматривает конкретно реализуемые направления деятельности, ресурсы, сроки выполнения, финансирование и ответственных лиц. А концепция – это что-то вроде пожеланий.
Грабят — пока есть, что грабить. И если общество не обратит внимание на эту ситуацию, мы останемся без энергоресурса и будем в РФ покупать электроэнергию. Наш главный рубильник будет в России. Тогда не только об энергетической безопасности, о независимости Украины можно забыть. А те, кто грабит энергетику сегодня, мечтают сесть на поток поставки электроэнергии из России и получать свои 20% — просто перекладывая бумажки из одной стопки в другую.
Беседовала Татьяна Заровная, «ОРД»