Наш постоянный читатель уже знает, что минувший 2016 год для нашего издания прошел под знаком журналистских расследований, объектом которых стала коррупция в сфере экологии. Как мог неоднократно убедиться читатель, причиной такого пристального внимания «Наблюдателя» к проблемам экологии стали намерения руководства центральных органов, отвечающих за охрану окружающей среды, превратить Одесский регион в испытательный полигон для отработки коррупционных технологий.
Первым «коррупционный сезон» открыл, как это ни парадоксально, руководитель Государственной экологической инспекции Украины Андрей Заика, который буквально через несколько месяцев после назначения на должность взялся за возобновление старых коррупционных схем. Тогда же наше издание оперативно опубликовало материалы по резонансному расследованию создания так называемых «бек-офисов», которые, по задумке Заики, должны были стать основой теневой схемы. Более подробно с результатами нашего расследования можно ознакомиться здесь:
Бэк-офисы возвращаются
Опубликованная в «Наблюдателе» статья вызвала такой резонанс, что — по информации, которой располагает наше издание, — Заика имел неприятный разговор с руководством Кабинета министров Украины, а его попытка создания теневой коррупционной пирамиды с треском провалилась. Достоверность изложенной нами информации косвенно подтверждается еще и тем, что Андрей Заика и вся инспекция в целом даже не предприняла попытки опровергнуть нашу публикацию.
Позже эстафету в «коррупционном марафоне» перехватил новоназначенный министр экологии Остап Семерак. Свою реформаторскую деятельность он начал с того, что по настоянию членов своей молодой команды, тоже одесситов, выдал лицензии на обращение с опасными отходами двум «фейковым» компаниям — «Утильвторпрому» и «Укрэкопрому».
Данный факт вызвал просто бурю эмоций у одесситов, которые категорически протестовали против того, чтобы Одесскую область, туристическую и историческую жемчужину Украины, превратили в свалку промышленных отходов.
Далее выяснилось, что именно на почве разделения будущих коррупционных потоков Остап Семерак вошел в затяжной конфликт с начальником Государственной экологической инспекции Андреем Заикой. Напомним, что Госэкоинспекция — это центральный орган государственного контроля, который находится в подчинении Минэкологии, и формально министр должен руководить деятельностью инспекции. Но на самом деле оказалось, что это две конкурирующие конторы, причем основой конфликта стало то, что Заика был назначен еще при предыдущем министре экологии и не входил в «команду» Семерака.
Сразу после новогодних праздников Андрей Заика предпринял попытку информационной атаки и опубликовал открытое письмо, в котором прямо обвинил Остапа Семерака в лоббировании интересов коррумпированных чиновников и злоупотреблении своим положением. Формальным поводом послужило увольнение начальника региональной экологической инспекции в Житомирской области Богдана Гнатюка, который, по словам Заики, пользуется личным покровительством Остапа Семерака.
На протяжении трех месяцев наше издание не оставляло без внимания «экологическую тему» и продолжало начатое расследование. Предварительные результаты расследования шокировали даже видавших виды журналистов и общественников. Оказалось, что с приходом на должность министра Семерака система «смотрящих за отраслью» только гипертрофировалась.
В ходе расследования журналисты «Наблюдателя» написали более 30 информационных запросов в Министерство экологии, различные органы государственной власти и контроля, правоохранительные органы, надеясь привлечь внимание к этой проблеме. И только наше обращение к премьер-министру Украины Владимиру Гройсману возымело действие. Деятельностью министра экологии Остапа Семерака и руководителя Госэкоинспекции Андрея Заики заинтересовались на самом верху. После этого по указанию Владимира Гройсмана правоохранительные органы обратили внимание на деятельность «молодых реформаторов» Семерака, так что в скором времени нас, по всей вероятности, ждут новые открытия.
Более того, поднятая «Наблюдателем» проблематика не только стала поводом для антикоррупционных расследований, но и произвела должный эффект на уровне законодательной инициативы. После наших публикаций оперативно были подготовлены и внесены изменения в действующее законодательство, которое регулирует не только экологическую сферу, но и деятельность органов государственного контроля в целом.
Так, в ноябре 2016 года Верховная Рада Украины проголосовала во втором чтении за законопроект «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», которым фактически был установлен мораторий на проведение проверок субъектов хозяйствования в 2017 году, в том числе и Госэкоинспекцией Украины.
Как сообщили наши источники в Госэкоинспекции, отстранение от должности Андрея Заики — это первая ласточка, сигнал всем «схематикам» о том, что экологическая отрасль не может быть средством наживы для чиновников. Руководство Кабмина заняло принципиальную позицию в отношении Заики, и, насколько нам известно, решение о его отстранении от должности уж никак не результат усилий Семерака, хотя министр и постарался приписать эту заслугу себе, опубликовав очередной бравурный пост в Фейсбуке.
Скорее всего, мы наблюдаем только первый акт трагикомедии, в которой главные герои пытаются делать хорошую мину при плохой игре. Похоже на то, что Семерак, пытаясь представить факт устранения конкурента как свое личное достижение, так и не понял, по ком на самом деле звонит колокол.