Человек не терпит насилия!

Гитлер vs армия: уступки в обмен на лояльность

384888e14d23 ill

Сталин и Гитлер по-разному пришли в политику и разными способами добивались лояльности со стороны военных. Гитлер предпочитал договариваться с генералами, однако не упускал возможности воспользоваться слабостями военных, чтобы поставить их на место.

Можно сказать, что путевку в политику ефрейтору-фронтовику Адольфу Гитлеру дала армия. В сентябре 1919 г., еще будучи солдатом 16 пехотного баварского полка, он получил задание от капитана Эрнста Рема внедриться в Немецкую рабочую партию. По сути это был политический кружок – собирались мужики пива выпить, за политику поговорить, правительство поругать. Но Гитлеру понравилось, так что он вскоре дембельнулся и всего себя отдал партии, которую вскоре возглавил и переименовал в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП).

Тогда политикой занимались серьезнее, чем сейчас. Редко какая избирательная кампания проходила без драк партийных отрядов и стрельбы. Порою число погибших в стычках активистов переваливало за сотню. В партию Гитлера потянулись отставные военные, в т.ч. капитан Рем. Настоящей находкой был летчик-ас капитан Герман Геринг.

Размен соратника на генералов-оппозиционеров

Рейхсвер относился к фюреру национал-социалистов сочуственно-настороженно. Сочувствовал планам перевооружения и восстановления армии, настороженность и неприязнь вызывали необузданные штурмовики и революционная риторика. В итоге, армия дала добро на назначение Гитлера канцлером 30 января 1933 г. Причем, в первом кабинете Гитлера было только три министра от НСДАП из двенадцати.

Однако начальник штаба штурмовых отрядов (СА) Эрнст Рем (в декабре того же года стал министром без портфеля) настаивал на проведении второй – социальной – фазы революции. Гитлер заверял генералов, что рейхсвер останется единственной вооруженной силой, а Рем требовал создать новые вооруженные силы на базе СА. В ответ армия фактически поставила под вопрос пребывание Гитлера у власти. Рейхспрезидент фельдмараш Пауль фон Гинденбург через министра обороны генерал-лейтенанта Вернера фон Бломберга передал: или Гитлер успокаивает штурмовиков, или армия берет власть в свои руки.

В итоге, Гитлер обвинил Рема и его соратников в подготовке государственного переворота и расправился с ними. http://ord-ua.com/2009/07/02/noch-dlinnyh-nozhej-recept-ot-krizisa-vlasti-75-letnej-davnosti/) Однако, во время ликвидации «путча» были убиты два отставных генерала, которые были политическими оппонентами Гитлера – Курт фон Шлейхер и Курт фон Бредов. Военные возмутились и потребовали от министра обороны добиться расследования и наказания виновных. Однако фон Бломберг передал им слова фюрера, что у того есть свидетельства о связях генералов с врагами Рейха. Доказательства, впрочем, так и не были представлены. Поэтому старейший немецкий солдат – фельдмаршал фон Макензен – от имени всего офицерского корпуса во всеуслышание заявил, что «убитые генералы ничем не запятнали себя перед армией». Гитлер смолчал.

В целом, генералитет остался доволен расправой над Ремом и компанией и через министра обороны выразил Гитлеру респект за то, что он «раздавил бунтовщиков с решимостью солдата». После смерти фон Гинденбурга, фон Бломберг обеспечил принятие армией присяги на верность Гитлеру. В знак благодарности Гитлер вскоре произвел его в генерал-полковники и назначил командующим всеми родами войск (Геринг обиделся), а в 1937 г. – в фельдмаршалы.

Однако монархически настроенное высшее офицерство смотрело на Гитлера как на выскочку. Некоторые генералы и адмиралы даже позволяли себе носить «неуставную» кайзеровскую символику (трудно представить нечто подобное в РККА). Другие – открыто протестовали против увольнения из армии евреев – своих боевых комрадов по Мировой войне… В 1937 г. Гитлер уже не находил общего языка с командованием к тому времени уже бурно растущего вермахта. По настоянию генералов фон Бломберг заявил Гитлеру протест против вмешательства НСДАП в деятельность дивизионных капелланов, «что является внутренним делом вооруженных сил».

Ротации на сексуальной почве

Укрепить контроль над армией помог случай – скандал вокруг министра обороны и командующего сухопутными войсками (второго человека в армии) генерал-полковника барона Вернера фон Фрича. Овдовевший фон Бломберг по большой любви женился на «девушке из народа», которая, как оказалось, в прошлом была проституткой. Наличие такой супруги, ясное дело, было несовместимо «с высокими моральными традициями германского офицера», и министру пришлось подать в отставку (впоследствии фон Бломберг говорил, что счастлив в браке).

Тем временем, фон Фрича, который не находил общего языка с Гитлером, обвинили в гомосексуализме (тогда – уголовно наказуемое преступление). Обвинение было сфабриковано при активнейшем участии тайной полиции Гестапо, за которой стоял рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. Хотя генерал-полковник сам дал пищу для кривотолков: никогда не был женат, избегая даже общения с женщинами. Офицерский суд чести фон Фрича полностью оправдал, но все же он был отправлен в отставку.

Объяснившись по этому поводу с генералами, Гитлер объявил, что берет на себя командование вооруженными силами. Однако, учитывая общее настроение в армии, он не решился назначить на вакантный пост командующего сухопутными войсками своего фаворита – пронацистки настроенного генерала артиллерии Вальтера фон Рейхенау.

Компромиссной фигурой оказался генерал-полковник Вальтер фон Браухич. Впрочем, у него тоже была очень серьезная проблема личного характера. Он хотел быстро и без скандала развестись, но жена требовала серьезные отступные, причем единовременной выплатой – иначе она подавала в суд, что ставило жирный (и отнюдь не железный) крест на карьере генерала. А новая избранница фон Браухича оказалась фанатичной нацисткой. Прикинув все варианты, Гитлер выплатил бывшей жене Браухича из партийной кассы круглую сумму (по разным данным, от 80 до 250 тысяч рейхсмарок – хватило бы на виллу под Берлином).

Гитлер помог генерал-полковнику, а тот согласился на новую структуру вооруженных сил, во главе которой стоял Гитлер и пообещал «сблизить национал-социализм с вермахтом», а главное – очистить армию от «реакционеров». В итоге, из 305 генералов – 16 были отправлены на пенсию, а 24 – переведены на менее важные должности. Вряд ли это можно назвать репрессиями. Отставникам полагались всяческие ништяки: солидная пенсия (а некоторым – плюс единоразовое пособие или поместье в подарок), одних перед отставкой повышали в звании, других – делали шефами полков с почетным правом носить какие-то «крутые» эполеты и петлицы… Впрочем, вскоре запахло войной – и почти все попавшие в опалу генералы были вновь призваны и возвращены на важные должности.

Военный переворот – большие шансы на успех и лишение мотивации

Гитлеру очень везло, что обострения в отношениях с генералитетом, который мог устроить государственный переворот, приходились на моменты его внешнеполитических успехов.

Военные восприняли дело фон Фрича как вызов, брошенный им Гестапо. К тому же их вовсю подстрекали штатские фрондеры. Бывший обер-бургомистр Лейпцига Карл Герделер, особо не шифруясь, убеждал нескольких генералов ввести войска в Берлин: «выкурить» Гестапо, арестовать Геринга и Гиммлера, и вынудить Гитлера сложить полномочия. Разрешению кризиса в отношениях способствовал аншлюс Австрии.

Осенью 1938 г. Судетский кризис грозил вылиться в войну с Чехословакией и ее союзниками – Францией и Великобританией. К такому развитию событий, по мнению генералов, Германия была не готова. В вермахте созрел заговор. Подал в отставку начальник генштаба генерал-полковник Людвик Бек, а его преемник генерал-полковник Франц Гальдер оказался всецело на стороне заговорщиков. Последние не раз пытались привлечь на свою сторону и фон Браухича. Но тот колебался, будучи под каблуком у жены, которая твердила, что «мы очень многим обязаны фюреру».

Впрочем, и без главкома сухопутных войск в сентябре 1938 г. все было готово для военного переворота. Стоило только Гитлеру отдать приказ о начале военных действий против Чехословакии, как к нему в рейхсканцелярию должны были явиться командующий Первой армией генерал пехоты Эрвин фон Вицлебен и арестовать фюрера и канцлера Третьего рейха. Сопровождать его должен был ударный офицерский отряд (в его состав включили несколько штатских – студентов и рабочих – чтобы переворот не выглядел сугубо офицерским путчем) в 40 человек. Отъявленный заговорщик – шеф абвера адмирал Вильгельм Канарис и начальник его штаба полковник Ганс Остер отлично вооружили отряд и обеспечили помещением в пяти минутах ходьбы от рейхсканцелярии (Гестапо ничего об этом не знало до 1944 года!). Берлин должны были блокировать две дивизии во главе с генералами-заговорщиками. Им предстояло в случае чего приструнить эсэсовцев и взять под охрану стратегические объекты столицы.

Однако за несколько часов до часа Х британцы попросили итальянцев о посредничестве. В результате, на Мюнхенской конференция Британия и Франция дали добро на аннексию Судет. Чехи согласились. Гитлер получил все без боя! Германия ликовала. После такой развязки один из самых непримиримых заговорщиков генерал фон Вицлебен предложил отказаться от идеи: «Для этого несчастного глупого народа он снова «наш горячо любимый фюрер», единственный посланный Богом, а мы всего лишь жалкая кучка реакционеров и недовольных офицеров, осмелившихся в момент высочайшего триумфа величайшего политика всех времен бросать камни на его пути. Если мы совершим что-то сейчас, то история, и не только немецкая, скажет о нас как о тех, кто отрекся от величайшего немца в момент, когда он был действительно величайшим, и когда весь мир признавал его величие».

Поражение – мать заговора

Вскоре после начала Второй мировой войны созрел новый путч. После разгрома Польши, поздней осенью 1939 г. генералы ни за что не хотели начинать наступление во Франции из-за плохой погоды. Но Гитлер настаивал, уверяя, что «на врага дождь льет тоже». Роптали даже преданные Гитлеру генералы. Антагонизм дошел до того, что в штабе командующего сухопутными войсками и в генеральном штабе опасались визита Гестапо. Но и сами военные собирались арестовать Гитлера во время его инспекционной поездки на Западный фронт. Но тот в последний момент отменил поездку, а потом – и само наступление.

Начавшееся в мае 1940 г. кампания во Франции завершилась в 44 дня. Гитлер не ожидал такого успеха и на радостях роздал генералам десяток фельдмаршальских жезлов, в том числе и явным фрондерам. Но было отчего! Ведь они за полтора месяца и при минимальных потерях сделали то, чего их наставники в 1914-1918 гг. не смогли сделать, положив миллионы солдат. После разгрома Франции даже многие отпетые фрондеры резко зауважали Гитлера. А лояльные – просто стелились под фюрера. Главный подводник адмирал Карл Дениц (именно ему в апреле 1945 г. Гитлер передал власть) так и просто признал, что когда стоит перед фюрером «чувствует себя просто сосиской».

Война против СССР началась блестяще: тысячи подбитых и захваченных танков, десятки тысяч орудий и самолетов, миллионы пленных… Однако кризис, наставший зимой 1941-1942 гг., обернулся отставкой ряда генералов и фельдмаршала фон Браухича. А генерала графа Ганса фон Шпонека за отступление без приказа военный суд приговорил к смерти (казнь заменили заключением). В 1942-ом в отставку были отправлены три фельдмаршала и начальник генштаба.

В начале 1943-го поражения вермахта под Сталинградом и Эль-Аламейном дали военной оппозиции новый импульс. Ведь сталинградская катастрофа была результатом прежде всего ошибочных решений главнокомандующего. Заговорщики снова решили во что бы то ни стало покончить с Гитлером и чуть не добрались до него. http://ord-ua.com/2013/03/13/ot-anglijskoj-bombyi-gitlera-spas-russkij-moroz-i-russkij-tank/?lpage=1)

Дмитро Шурхало, для «ОРД»

(окончание следует)

Оцените материал:
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

8 ответов

  1. “Как препарируются факты” — называется материал Дм.Джанеирова (polemika.ua). Ознакомтесь и прекратите молоть шизонутую дурь о том, что Гитлер со Сталиным развязали войну.

  2. Ставить в один ряд по значимости Сталинград и Эль-Аламейн — это очень политкоректно.Это в духе — высказываний,прозвучавших на этом сайте, мол, СССР выиграл войну лишь благодаря США и какой-то удаче.
    Хозяева сайта могут быть довольны.Цель достигнута.

    Интересно,что и 60% японской молодежи считают — именно русские бомбили Хиросиму и Нагасаки ,а американцы их спасли.

    Скоро вместо Дня Победы будем праздновать день открытия Второго фронта в Нормандии.

  3. вторую мировую развязали англо-саксонцы и это общеизвестный факт. гитлер был всего лишь их проектом

  4. Если бы чопорные англичане подписались за Чехословакию и Польшу то удавили бы Гитлера за раз. А надоумили их не подписываться аккурат америцкие эскимосы.

  5. “Наблюдавшая за СБУ начальник отдела Ривненской облпрокуратуры найдена мертвой

    Начальник отдела прокуратуры Ривненской области по надзору за выполнением законов СБУ, Государственной таможенной службой и Государственной пограничной службой Мария Шупко найдена мертвой в своей квартире в Ривному”.

  6. 2 мировую выйграли США. а ссср проиграл.
    сша сейчас супердержава а ссср сгнивший остов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Ирина Долозина -- чемпион по "скруткам". При всех начальниках
НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Последние российские новости впечатляют. Бывший журналист «Новой газеты» Сергей Канев пишет, что под Питером была обнаружена частная тюрьма с крематорием.…
Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

  Почему крупные дистрибьюторы лекарств и торговцы «самопальными» медпрепаратами попали в одно уголовное дело. Весной этого года, 25 марта, федеральный суд…
НОВОСТИ