Наполеоновские войны были периодом бурного нациогенеза, уничтожения старых и создания новых государств. В окружении французского императора планировали создать сразу несколько государственных образований на территории современной Украины. Однако украинская Наполеонида могла стать не самым экзотическим результатом той эпохи.
Если бы Наполеон остановился в Витебске или Смоленске, как он первоначально и планировал сделать (см. первую часть http://ord-ua.com/2012/06/29/evro-1812-chast-pervaya-neudavshijsya-blic-krig/), то логично было бы обезопасить фланги, захватив Ригу (до которой наполеоновские войска не дошли всего 15 км, русские даже сожгли предместья), а главное – Киев.
Казацко-татарская «Наполеонида»
Как мы уже отмечали, Наполеон называл кампанию 1812 года «польской войной». В этой связи не лишним будет отметить, что поляки в окружении французского императора советовали ему вместо Москвы наступать на Киев. В частности, об этом неустанно повторял руководивший разведслужбой при ставке Наполеона дивизионный генерал Михал Сокольницкий. Он предлагал отправить на Правобережную Украину 20-тысячный корпус (преимущественно кавалерийский), уверяя, что его появления вызовет восстание среди местного населения (прежде всего, шляхты). Благодаря этому можно будет получить 50-тысячное пополнение, а главное – обеспечить Grande Armee продовольствием, гужевым транспортом (речь шла прежде всего о волах) и фуражом. Он уверял, что «доступ к киевской крепости будет облегчен благодаря взаимопониманию, которого можно будет достичь с жителями старого города».
В дальнейшем Сокольницкий предлагал восстановить Речь Посполитую, а на ее восточной границе создать буферные княжества-протектораты: Ливонское, Смоленское… Их планировалось создавать по принципу примерно одинакового числа населения – как теперь нарезают избирательные округа. Одно или два таких образования планировали создать на территории современных Черниговской, Киевской (левобережная часть) и Полтавской областей. Еще одно – на территориях, ранее принадлежавших Запорожской Сечи и Крымскому ханству (Днепропетровская, Запорожская, Херсонская частично Донецкая области и Крым). Причем, последнее государство Сокольницкий предлагал без лишней скромности назвать «Наполеонидой» (дескать, все равно Екатеринославскую губернию надо переименовать) и заверял, что отсюда армия французского императора сможет получить лучшую в мире легкую кавалерию. С похожим предложением выступил и один французский эксперт, который предлагал добавить к новым государственным и некоторые правобережные территории – вплоть до Южного Буга.
Однако Наполеон после непродолжительных, но интенсивных размышлений принял решение идти на Москву. Вскоре он отстранил Сокольницкого от руководства разведкой и генерал в Бородинской битве лично водил одну из польских дивизий в бой, был дважды ранен (все это не помешало ему впоследствии поступить на службу к российскому императору, который по совместительству возглавил и Царство Польское).
А экспрессивному корпусному генералу Юзефу Понятовскому французский император даже пригрозил расстрелом, когда тот намеревался без приказа выступить во главе своего корпуса на Киев. Понятовский уверял, что город можно взять малой кровью, а также, что «именно там находится слабая сторона неприятеля, которому до этого времени большими усилиями удается удержать от восстания местное население».
Украинский финал «польской войны»
Хотя Наполеон, в итоге, отверг идею о походе на Киев, он все же проявлял немалый интерес к украинским территориям. Был даже назначен имперский комиссар «в провинциях Подолия, Волынь и Украина» (тогда в польской географии Украиной называли только Поднепровье), однако ему так и не пришлось приступить к исполнению обязанностей. Как свидетельствует французский историк Р.Тиссеран, проект создания на территории современной Украины «Наполеониды» понравился императору, который хотя и не взялся за его реализацию, однако же и не отклонил.
Кстати, во время пребывания Наполеона в Витебске, французы провели даже переговоры с делегацией казаков, которым, в частности, обещали создание независимого государства под протекторатом Франции. Но казаков (одни историки считают, что речь идет о донских, другие – о бужском казачьем войске из бывших запорожцев) не убедили в преимуществах евроинтеграции.
Вообще, если Наполеон активно создавал польско-литовские части (за короткое время была создана 25-тысячная армия Великого княжества Литовского), то в Украине царская администрация сформировала 22 кавалерийских казацких полка общей численностью более 25 тысяч человек. Причем, охваченное имперским патриотизмом малороссийское дворянство активно участвовало в этом процессе.
Так что, если бы Наполеон придерживался своего первоначального плана, то территория Украины стала бы основным театром боевых действий в войне, которая из франко-русской постепенно бы стала польско-украинской. И если французский император в то время разыгрывал кату польского патриотизма, то российскому, вероятно, пришлось бы пойти на уступки патриотизму малороссийскому, в частности, сыграть на популярной тогда идее восстановления гетманства. Надо сказать, что среди поляков тогда популярным ставало казакофильство – так что они тоже не преминули бы вставить свои пять копеек в борьбу за симпатии украинцев…
Трудно однозначно сказать, как сложилась бы история Украины и происходило бы становление украинской нации, если бы Наполеон двести лет назад остановился в Смоленске и часть войск отправил на Киев. Очевидно, это была бы совсем другая история, а что до нациогенеза, то могли бы возникнуть совсем другие украинские идентичности, чем современные «схидняки» и «западенцы»… Однако Наполеон повел Grande Armee, а следом за ней – историю, в другом направлении.
Аборигенская трагедия
Продав задешево французскую колонию Луизиану США, Наполеон дистанцировался от американских проблем, сосредоточившись на европейских. И тем не менее, еще одно интересное государство в ту эпоху могло возникнуть именно в Северной Америке – между США и Канадой. Идею о создании там государства североамериканских индейцев вынашивал лидер союза индейских племен, индеец-шауни Текумсе (1768-1813).
Американцы называли его «Вашингтоном индейцев». «Этот человек при жизни сосредоточил в своих руках такую власть, какая не давалась ни одному североамериканскому индейцу ни до, ни после него, – пишет о Текумсе американский исследователь Б. Блоджетт. – Он сплотил вокруг себя индейцев из тридцати двух племен и управлял территорией почти в полмиллиона квадратных миль — больше, чем у тогдашних Соединенных Штатов».
В 1807 г. Текумсе созвал на большой совет около 1,5 тысячи представителей разных племен, которые договорились о совместных действиях. Аборигены впервые потребовали от правительства США заключать земельные сделки не с отдельными племенами, а «со всем индейским народом». В противовес союзу североамериканских колоний – чтобы сдержать продвижение белых колонистов дальше на Запад – Текумсе создавал Индейскую унию.
Реализация этой идеи стала возможна в ходе англо-американской войны 1812-1815 гг., которая была прямым следствием наполеоновских войн в Европе. Как иронично отметил по этому поводу известный историк Норман Девис, Москву и Вашингтон сожгли в результате противостояния Лондона и Парижа.
С началом англо-американской войны совет вождей объявил о начале «священной войны» против американцев. Именно благодаря Текумсе, который лично возглавил армию индейцев, англичанам удалось отбить первый натиск американцев, перейти в контрнаступление и захватить Детройт. Тут Текумсе применил простую, но сработавшую хитрость: прогнал своих воинов сначала по равнине, затем по лесу. Приняв один и тот же отряд за «орду дикарей», американский генерал Халл, испугавшись, что индейцы, захватив город, устроят резню, сдался англичанам. После этого к Текумсе хлынул поток добровольцев, против американцев выступил ряд племен, ранее придерживавшихся нейтралитета. Англичанам, тем временем, удалось совершить набег на Вашингтон и, среди прочего, сжечь Белый дом…
Однако вскоре в бою гибнет английский главнокомандующий – военный губернатор Канады генерал Брок, который обещал не подписывать никаких мирных договоров, в которых бы не оговаривалось создание индейского государства. А потом погиб и сам Текумсе. Так что державшийся на его авторитете союз племен распался и при подписании мира об аборигенах даже не вспомнили.
Если латиноамериканцы сумели воспользоваться наполеоновскими войнами, чтобы освободиться из-под власти Испании, то у североамериканских индейцев, выступивших на стороне Англии против США, попытка сорвалась. В общем, становление современных наций происходило в условиях, когда случайности играли если не определяющую, то весьма заметную роль.
Дмитро Шурхало, для «ОРД»
5 ответов
Автор, к сожалению, не раскрыл сослагательным наклонением историю становления государственности племён центральной Африки и Папуа-Новой Гвинеи.
Особенно пшеков — взять Киев и восстановить Речь Посполиту. ТАк что, братЫ, заскучили за польски батоги — дали буде.
грушемаров, каждый думает о своей родной земле, вот потому Шурхало пишет о своём, а ты о твоём. Как говоритца, звиняй, бананив у нас нэма. Климат здесь не тот. Тока с твоей родной земли привозят.
Гы, а ты о ГУЛАГе мечтаешь или о растреллах по постановлению ОСО?
Ты, паря, работал бы по специальности тихонько (индивидуальная ассенизация, да?)и не лез в дискуссии образованных людей, а то от твоих комментов на сайте душок шибко специфический распространяется…