Человек не терпит насилия!

Страсти о тепле? Или о «кармане»? Виталий Колесников и другие

Несколько дней назад на сайте «Северодонецкие страсти» появился материал «Новые районы Северодонецка могут остаться зимой без тепла». Для этого информационного ресурса, связанного с городской организации ВО «Батьківщина» (партии Юлии Тимошенко), характерны громкость и оскорбительность выражений, на уровне базарной брани – «наглая ложь, несостоятельность» и пр. И увы, явный недостаток фактов и компетентных оценок. Тема же, затронутая в материале, действительно очень важна для жителей города, ведь речь идет о том, будет или не будет в предстоящую зиму тепло в квартирах. И если будет, то по какой цене.

 
Владимир Емельянович против Виталия Владимировича? Или таки вместе?
 
Чтобы разобраться, какова реальная ситуация с коммунальной теплоэнергетикой в Северодонецке, нельзя обойтись без экскурса в недалекое прошлое. А именно, в историю передачи в концессию предприятия «Северодонецктеплокоммунэнерго» (дальше – СТКЭ).
 
Газета «Молодогвардеец» в выпуске от 23.07.2008 года привела занятную информацию, которую мы цитируем дословно.
 
«Виталий Владимирович Колесников, 1973 года рождения, уроженец города Рубежное Луганской области – уникален. Начав свою «трудовую» биографию с кражи мотоцикла и продажи его на запчасти, Колесников удивительно быстро смог «подняться» до воровства целых предприятий. На сегодняшний день Колесников успел «кинуть» десятки государственных и частных предприятий и на сумму не менее полмиллиарда долларов!».
 
И еще одна цитата из того же выпуска «МГ».
 
«Схема действий нашего героя, как правило, весьма примитивна. Имеет, к примеру, некое госпредприятие перед другим госпредприятием долги. Колесников эти долги выкупает, часть денег идет в виде «отката» руководителю госпредприятия, а фирма Колесникова благополучно исчезает. В результате потери несет только госбюджет, а руководитель пострадавшего госпредприятия не желает особенно «шуметь», так как уже и сам замешан в афере, покормившись с «отката».
 
Здесь же были приведены конкретные факты неблаговидной деятельности этого бизнесмена. А также список из 9 предприятий, учредителем которых, согласно информации органов статистики, был Виталий Колесников. Мы провели небольшой информационный поиск по этому списку и убедились: о предприятиях и лично о Колесникове – весьма нелицеприятные отзывы. Обвинения в мошенничестве, уголовные дела. Например, по действиям Колесникова на лисичанском заводе «Мехстекло» луганский областной совет 28 апреля 2005 года принял специальное обращение к прокурору с требованием предотвратить его преступную деятельность.
 
Или вот еще информация. По данным издания «Деловая столица», в январе 2005 г. объединение «Свердловантрацит» заключило с фирмой «Коммунсервис Украины» весьма неоднозначный договор об уступке права требовать долг в сумме 24,3 млн грн. у компании «Днепрэнерго» – за поставленный энергетикам уголь. В соответствии с договором «Коммунсервис Украины» получал эти средства у «Днепрэнерго» (видимо, путем зачетов долгов других предприятий) и обязался выплатить угольщикам всю указанную сумму деньгами до 1 марта 2006 г. Однако в итоге шахтеры получили лишь около 200 тыс. грн. Когда же предприятие обратилось в суд с требованием взыскать оставшиеся 24,1 млн. грн., оказалось, что «Коммунсервис Украины» прекратил финансово-хозяйственную деятельность. Наделал долгов и … обанкротился. Основатель «Коммунсервиса» – Виталий Колесников.
 
Подобных сообщений к началу 2009 года было много, они свидетельствовали о несколько … специфическом виде занятий этого бизнесмена. Безусловно, что бывший мэр Владимир Грицишин об этом знал, но принял решение о передаче в концессию СТКЭ одному из таких колесниковских предприятий-фантомов. По каким причинам это его устраивало, можно только догадываться.
 
Надо признать, что в Северодонецк Виталий Колесников «заходил» с изрядной подготовкой. Для этого 17 ноября 2008 года было создано ООО «Северодонецктепло» с юридическим адресом по улице Бастионной в Киеве. Понятно, что у этого предприятия реально не было и нет ничего, кроме названия и печати. Учредителями ООО были ДП «Энергокоммунинвест», ООО «Компания Укрэнерго Инвест» (следов этой компании в Гугле найти не удалось) и действительно известная чешская компания «Тедом», являющаяся к тому же крупным производителем когенерационного оборудования. Думаю, что вариант концессии СТКЭ этой чешской компанией город вполне бы устроил, ведь для того, чтобы СТКЭ стал эффективным, в первую очередь нужно заменить котлы на когенерационные и трубы на предизолированные. Такая реконструкция стоит немалых денег, которых у города нет. А частный инвестор это сделать мог бы. С выгодой, понятно, и для себя.
 
Концессионный договор между Северодонецким горсоветом и ООО «Северодонецтепло» был заключен 17 июля 2009 года. Впрочем, акт передачи имущества до октября не подписывался, и в это время происходила коренная трансформация самого концессионера. В результате перспективный в качестве инвестора «Тедом» из состава учредителей исчез, а 25 сентября в газете «Голос Украины» появилось объявление о том, что учредительные документы и печать ООО «Северодонецтепло» утеряны. Через несколько дней выяснилось, что концессионер перешел в собственность кипрской компании «Арнвелл Ентерпрайзис Лимитед», о которой какой-либо информации в Интернете нам также найти не удалось. А письмо от имени офшора подписал Виталий Колесников, как представитель собственника. А потом уже учредителем ООО «Северодонецктепло» стало другое ООО – «Всеукраинская энергетическая компания», официальным руководителем которого является Виталий Владимирович Колесников.
 
Так и получилось, что СТКЭ передали в распоряжение частнику, но при этом инвестора оно не приобрело. Ведь Виталий Колесников не инвестор. Он, как утверждают СМИ, «кидала». И «Всеукраинская энергетическая компания», похоже, очередное его предприятие-фантом: 25 мая хозяйственный суд Киева начал в отношении него дело о банкротстве, признав задолженность перед кредиторами в сумме около 27 млн. грн.
 
Вряд ли есть основания сомневаться, что и «Северодонецктепло» является предприятием аналогичного назначения, два года оно успешно собирает деньги, которые платят жители города за услуги теплообеспечения. При этом долги концессионера и перед городом, и перед поставщиками газа и электроэнергии стремительно растут, и ситуация явно идет к объявлению его банкротом. После чего многомиллионные долги лягут на город.
 
Как же в создавшейся ситуации отстаивал интересы избирателей бывший городской голова Владимир Грицишин и его головковская команда? Внешне – весьма активно. Только возникает сомнение, что это делалось в интересах города.
 
Еще не состоялась передача СТКЭ концессионеру, как мэр созвал 14 октября 2009 года внеочередную сессию. С единственным пунктом повестки дня – о прекращении концессионного договора. Но накануне в кабинете Владимира Емельяновича побывал «концессионер», и сессия благополучно не состоялась. По причине отсутствия кворума. Что за 16 лет мэрства Грицишина случилось в первый и последний раз. Депутат Сергей Гуленко, смеясь, комментировал этот факт: «Договорились». Наверное, да. И настолько душевно, что полный провал начала отопительного сезона 2009 года мэр постарался не заметить. Тогда, несмотря на установившуюся весьма холодную погоду, тепло в дома новой части Северодонецка не подавали до конца октября, поскольку у концессионера не было лимитов на газ.
 
Вопрос о прекращении концессионного договора с «Северодонецктепло» еще два раза выносился на сессии горсовета – 24 декабря 2009 года и 27 июля 2010 года. В обоих случаях до начала сессии в кабинет мэра приходил представитель концессионера, после чего Владимир Грицишин находил для депутатов доводы, дабы те концессию не прекращали.
 
Можно только догадываться, что на самом деле происходило под многочисленными иконами в кабинете бывшего градоначальника, но уже в этом году Владимир Грицишин и Виталий Колесников столкнулись в приемной городского головы Валентина Казаков. Как рассказывают случайные свидетели встречи, высказывались претензии о суммах с шестью нулями.
 
Цена вопроса
 
А проблемы эти – очень непростые. Ведь «Северодонецктепло» не принесло на СТКЭ ни инвестиции, ни новые подходы в управлении. Персонал СТКЭ практически сохранился, вместе с директором Максимом Головко. Зато включился мощный насос по выкачиванию денег.
 
Согласно концессионного договора «Северодонецктепло» взяло на себя многочисленные финансовые обязательства: внести 15988,5 тыс. грн. инвестиций, погасить кредиторскую задолженность СТКЭ по зарплате, долги перед Пенсионным фондом и налоговой, по банковским кредитам, за газ, воду и электроэнергию – в сумме свыше 27 млн.грн. Плюс – внести разовый взнос в городской бюджет в сумме 9 млн. грн. и ежеквартально вносить концессионные платежи в сумме 635,7 тыс. грн. Вот только вряд ли кто-то изначально собирался все это выполнять, уж слишком нереально большие обязательства. Зато с успехом был реализован пункт концессионного договора о переходе права требования дебиторской задолженности. То есть, права выбивать в свою пользу с жителей города долги, ранее образовавшиеся у них перед СТКЭ. В том числе – просроченные. С «легкой» руки концессионера в Северодонецке впервые появились коллекторы. Это были люди, которые представлялись сотрудниками ООО «Европейское агентство по возвращению долгов».
 
Результатов этой деятельности для города пока никто точно не знает, поскольку представителей нынешней мэрии к финансовым документам предприятия не допускают. Не дают даже расчет тарифа. Сколько удалось собрать средств по задолженности, сколько денег «уехало» в Киев, какие долги имеет предприятие реально – не известно. Например, имевшийся у СТКЭ к лету 2009 года долг по газу примерно в 7,5 млн. грн. формально погашен, но не оплатой. А в стиле Колесникова – путем перевода долга на другое предприятие. И при разрыве концессионного договора он может снова появиться в списке кредиторской задолженности СТКЭ. Долги СТКЭ перед Пенсионным фондом в сумме около миллиона грн. не погашены, а реструктуризированы. То бишь отсрочены. Аналогично и по кредиту перед «Сведбанком» на сумму 4841 тыс. грн. А долг СТКЭ перед Северодонецкой ТЭЦ и вовсе остался не погашенным. А это 2143 тыс.грн.
 
Таким образом, при разрыве концессионного договора и возобновлении деятельности СТКЭ долги коммунального предприятия восстановятся в размере, близком к доконцесионному периоду. А вот задолженность населения за услуги теплоснабжения перед предприятием, похоже, за эти два года существенно сократилась. Понятно, куда ушли эти деньги.
 
Не дождался город инвестиций и концессионных взносов. Правда, 16 февраля этого года по иску прокурора Северодонецка киевский хозяйственный суд взыскал с ООО «Северодонецктепло» около 2 млн. грн. просроченных концессионных платежей и пени. Но судебное решение – не значит деньги, поступившие в бюджет: сколько неисполненных судебных решений по предприятиям Виталия Колесникова? В тюрьму его точно не посадят: он зам Анатолия Кинаха по УСПП, член совета экспортеров Минэкономики и многое, многое другое.
 
Именно невыплата концессионных платежей и стала основанием для подачи Северодонецким горсоветом иска в суд о расторжении концессионного договора. 7 июля 2011 года хозяйственный суд Киева иск удовлетворил. Но ООО «Северодонецктепло» подало апелляция, которая будет рассмотрена только 29 сентября. И не исключено, что дело отложат.
 
Члены «Батьківщини» на сайте «Северодонецкие страсти» по этому поводу злорадно потирают руки: теперь, мол, к началу отопительного сезона не удастся воссоздать СТКЭ, и поэтому новая часть города точно останется без отопления. Не избрали, мол, нашего Грицишина мэром, теперь замерзайте. Это у них такое понятие о защите интересов северодончан.
 
И ситуация действительно сложная. В определенный момент в исполкоме даже была идея заключить с ООО «Северодонецктепло» мировое соглашение – если предприятие получит лимиты на газ. Но не сложилось.
 
28 августа дочерняя компания «Газ Украины» отключила подачу газа четырем теплоснабжающим предприятиям Украины, включая ООО «Северодонецтепло». Причина отключения – долг в 23 млн. грн., образовавшийся в период с 1 октября прошлого года. За прошлый отопительный сезон. Наш концессионер оплатил только 37% полученного газа. И это при том, что население оплатило услуги предприятия на 98%. Только деньги эти, по-видимому, ушли в другую сторону. Всего же, по разным оценкам, долг ООО «Северодонецктепло» за газ (включая предыдущие годы) составляет от 40 до 60 млн. грн., точных цифр в горсовете не знают.
 
Без оплаты текущей задолженности в 23 млн. грн. до начала отопительного сезона газ на котельные СТКЭ подан не будет. И в случае, если апелляционный суд отменит решение о разрыве концессионного договора, или в случае заключения с концессионером мирового соглашения, отопительный сезон в новой части Северодонецка начат не будет. По мнению «умников» из северодонецкой «Батькивщины» – по вине Казакова, а никак не Грицишина.
 
Впрочем, если апелляционный суд утвердит решение о разрыве концессионного договора, просто тоже не будет. Ведь СТКЭ за очень короткий должен получить лимиты на газ. Как рассказал нашему корреспонденту заместитель городского головы Петр Чернышин, исполком все-таки настроен оптимистично, рассчитывает на действенную поддержку обладминистрации и народного депутата от Северодонецка Алексея Кунченко. Дай-то, Бог.
 
Третья колонна
 
Мы бы тоже были настроены оптимистично, если бы не некоторые обстоятельства, которые могут сыграть с Северодонецком злую шутку. Речь о директоре Северодонецкой ТЭЦ Владимире Грицишине. Того самого, при мэрстве которого и произошла передача СТКЭ в так называемую концессию. И который пользуется несомненной поддержкой Министра энергетики Юрия Бойко. А ведь именно от последнего и зависит, в первую очередь, получит ли Северодонецк лимиты на газ для котельных СТКЭ.
 
В выпуске газеты «Огни Северодонецка» от 26 июля 2011 года Владимир Грицишин говорил о том, что Северодонецкая ТЭЦ должна стать единственным поставщиком тепла и горячей воды для всех жителей Северодонецка. И что эту идею поддерживают на всех уровнях власти Украины. Под этим надо понимать поддержку этой идеи со стороны Бойко. Впрочем, поддерживают ее на своем сайте «Северодонецкие страсти» и представители северодонецкой «Батькивщины».
 
Но выгодна ли на самом деле эта идея северодончанам? Надо напомнить, что сегодня тарифы та тепло, поставляемое северодонецкой ТЭЦ, значительно выше, чем тарифы на тепло, производимое в котельных СТКЭ. И это при том, что ТЭЦ показывает убыточность своего тарифа на 7,3%.
 
По слухам, в ближайшее время произойдет пересмотр тарифа на тепло от ТЭЦ, и он составит 13 грн. на кв.м. Цифра эта не взята из надежных источников, но в редакции «ТС» уверены, что тэцовские тарифы в ближайшее время резко возрастут. В существенно большей степени, чем тарифы котельных СТКЭ.
 
Во-первых, потому, что техническое состояние северодонецкой ТЭЦ настолько плохое, что тепловая и электрическая энергия, производимые здесь, являются самыми дорогими в Украине. После Змиева. Если сравнить тарифы северодонецкой ТЭЦ, например, с тарифами Харковской ТЭЦ-5, то утвержденный НКРЭ тариф на тепловую энергию (без НДС) составляет соответственно 263,41 и 161,4 грн./Гкал, а электроэнергии 119,19 и 74,12 коп/кВт-ч.
 
Во-вторых, по складу характера Владимир Грицишин как раз из тех людей, которые не слишком будут считаться с интересами потребителей. Он достаточно обеспеченный человек, и не понимает, что рост тарифа на пару гривен за квадратный метр – это много для большинства жителей. И если передать под его начало еще и котельные СТКЭ, то северодончане будут обречены на дальнейший опережающий в сравнении с соседями рост тарифов. В том числе, для жителей новых районов. Скорее всего, объяснение необходимости этого будет традиционным: мол, несправедливо, что жители новых районов платят за тепло меньше, чем жители районов старых. Но при этом политическую ответственность за рост тарифов будут нести не Грицишин и поддерживающие его депутаты с партийной карточкой «Батьківщини», а именно городские власти.
 
По нашему же мнению, справедливость состоит не в том, чтобы повышать тариф жителям новых районов до уровня районов старых, а в том, чтобы постараться снизить тарифы для вторых. А это возможно, увы, только в случае отказа от использования тепла, производимого на ТЭЦ, для обогрева жилых домов.
 
Впрочем, это задача не этого года. Сейчас же главное – воссоздать уничтоженное Грицишиным и Головко СТКЭ и включить его в работу. Надеемся, что у Юрия Бойко хватит благоразумия не мешать в этом властям Северодонецка. А, может, даже и поможет?

Игорь Сергеев, “ОРД”
 

Оцените материал:
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Ирина Долозина -- чемпион по "скруткам". При всех начальниках
НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Последние российские новости впечатляют. Бывший журналист «Новой газеты» Сергей Канев пишет, что под Питером была обнаружена частная тюрьма с крематорием.…
Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

  Почему крупные дистрибьюторы лекарств и торговцы «самопальными» медпрепаратами попали в одно уголовное дело. Весной этого года, 25 марта, федеральный суд…
НОВОСТИ