Человек не терпит насилия!

Чудновская битва: апофеоз многовекторности

350 лет назад под Чудновым было разгромлено московское войско воеводы Василия Шереметева. В отличие от состоявшейся годом ранее Конотопской битвы, разгром московского войска был полным. Царская армия капитулировала и, во главе с воеводой, угодила в крымскотатарский плен. Чуднов стал своего рода Сталинградом Московского царства, а воевода Шереметьев выступил в том же амплуа, в каком через неполные триста лет выступил фельдмаршал Паулюс.

Украинское козацкое войско под командованием гетмана Юрия Хмельницкого и полковника Тимофея Цецюры сыграло решающую роль в разгроме московитов. Однако славы козацкому оружию эта битва не принесла. Для Украины победа стала пирровой, ознаменовав окончательный раскол Гетманщины на Право- и Левобережную.

В 1659 году гетман Иван Выговский не сумел конвертировать военную победу, одержанную под Конотопом, в политическую. Напротив, недовольные Гадяцкой унией (http://gazeta.ua/index.php?id=254509) левобережные полки подняли антигетманское восстание. В итоге, Выговский вынужден был отречься от булавы и бежать в Польшу, а гетманом в сентябре 1659 г. был избран Юрий Хмельницкий. Под давлением обстоятельств (московское войско при поддержке восставших заняло почти все Левобережье) гетман отрекся от союза с Польшей и подписал новый «союзный договор» с царем.

Переяслав-2: неравноправный договор, омраченный жестокостью

Однако новые Переяславские статьи значительно ограничивали суверенитет Войска Запорожского (именно оно тогда было политическим субъектом) в пользу царя и московских воевод. Кроме того, гетмана вынудили отказаться от прав на Белую Русь. Вскоре царские войска взяли обороняемый козаками Старый Быхов. Там в плен попал родной брат экс-гетмана Ивана Выговского – Данило, который вскоре был показательно жестоко казнен.

Однако тут московиты допустили серьезную оплошность. Дело в том, что женат Данило Выговский был на Олене Хмельницкой – родной сестре Юрия Хмельницкого.

5 января 1660 г. в гетманскую резиденцию Субботов привезли тело Выговского: все иссеченное батогами, «глаза выколоты и серебром залиты, уши сверлом вывернуты и серебром залиты, пальцы перерезаны, ноги по жилам разобраны… Одним словом, неслыханное зверство», – констатировал по этому поводу польский дипломат, оказавшийся невольным свидетелем жуткого зрелища.

С Оленой Хмельницкой случилась истерика: она до крови разбила себе голову о гроб мужа. Прибежавший на ее крики Юрий, увидев тело шурина, горько расплакался.

Поляки сразу смекнули, какое оскорбление нанесено семье гетмана и всей козацкой старшине. «Не только скорбь великая, но и бесчестье всему Войску – прислать замученного гетманового (Богдана Хмельницкого. – Авт.) зятя, славного и заслуженного человека, а вашей милости швагра», – писал Юрию Хмельницкому польский дипломат Беневский.

В общем, под новый союзный договор была заложена та еще мина.

Даешь Краков!

Тем временем, в Москве, замирив Украину, решили победоносно завершить военные действия против Речи Посполитой. Воевода Шереметев решает идти походом на Львов и Краков. Вместе с ним должны были идти семь козацких полков во главе с наказным гетманом Тимофеем Цецюрой. Всего более 20 тысяч московского войска (в основе которого были полки европейского строя) и до 15 тысяч козаков. Параллельной дорогой должны были выступить основные силы козацкого войска (около 30 тысяч человек) во главе с Юрием Хмельницким.

Шереметьев в беседе с киевским духовенством самоуверенно обещал: «Сим от государя врученными войсками всю Польшу оберну в пепел, и самого короля в сребних кайданах представлю государю моему». Кто-то из клириков посоветовал ему уповать на Бога, на что воевода высокомерно ответил: «При таких силах войска и без мощи Божией с неприятелем управиться можно». Как свидетельствует Литопис Самовидца, весьма нелицеприятно отзывался воевода и о Юрии Хмельницком: «Прилично бы тому гетманишке еще гуси пасти, а не гетманствовать».

Между тем, поляки сумели сосредоточить на украинском фронте (был еще и белорусский) значительные силы: 20 тысяч конницы и 10 тысяч пехоты. Одной из дивизий командовал Иван Выговский, ставшим на польской службе воеводой киевским. Кроме того, на стороне поляков выступило Крымское ханство, выставив 40-тысячную орду.

Однако, пользуясь устаревшими разведданными, Шереметьев полагал, что ему противостоит лишь около 10 тысяч поляков и 6 тысяч крымских татар. Однако в первой же стычке под Любаром воевода понял, как сильно недооценил противника.

Его войско оказалась под угрозой окружения. Под прикрытием табора из возов, московская армия начала отступление. Впереди шел отряд, прорубавший просеку сквозь лес. Потеряв несколько орудий и треть возов с припасами, 27 сентября Шереметьев окопался в укрепленном лагере под Чудновым. Тут у него испортились отношения с козаками – настолько, что лагерь был разделен валом на две части: московитскую и козацкую. Вообще, ситуация у осажденных сложилась критическая: нехватка продовольствия, эпидемии, падеж коней.

Многовекторность на поле боя

Если блокированный под Сталинградом командующий 6-й армией Паулюс уповал на деблокирующий удар фельдмаршала Манштейна, то окруженный под Чудновым воевода Шереметьев рассчитывал на помощь армии Юрия Хмельницкого.

Однако гетман вместо того, чтобы броситься на помощь союзнику, отаборился под Слободищами (километрах в 20-ти от Чуднова). Козаки явно выжидали, чтобы стороны конфликта ослабили друг друга. Половиной сил поляки и татары атаковали козацкий лагерь, но были отбиты. Шереметев пытался дважды прорваться на соединение с Хмельницким, но оба раза – неудачно.

Тем временем, в окружении Хмельницкого начали шириться пораженческие и антимосковские настроения. Одни старшины говорили, что лучше было бы перейти в подданство короля и вообще, «лучше польские вольности, чем московская неволя». Другие советовали за соответствующую сумму договориться с ордою – чтобы крымские татары вернулись в свои степи, а тогда уже будет легче разобраться в ситуации. Крымскотатарский главком Нурадин-султан отказался от заманчивого предложения, но согласился выступить посредником в украинско-польских переговорах.

Между тем, поляки поняли, что козаки не горят желанием отдавать жизнь за царя.

Завязались переговоры, и 17 октября был подписан Слободищенский трактат, во многом повторявший Гадяцкие статьи. Однако говорить о Великом княжестве Руськом поляки отказались, дав понять гетману и старшине, что тогда была другая ситуация и вообще – это козаки нарушили договор.

Видимо, личные обиды Юрия Хмельницкого тоже дали о себе знать. Ведь еще за день до подписания договора с поляками он любезно сообщил Шереметеву, «же Войско наше Запорозкие едностайным вольным голосом зезволяет зоставати при королю его милости полском… о том и милости твоей ознаймуем». В довершение, Хмельницкий пожелал «господину и любимому нашему приятелеви» доброго здоровья (видимо, не забыл оскорбительный пассаж про гусей).

21 октября, получив от Хмельницкого тайный приказ, на сторону Речи Посполитой перешел наказной гетман Цецюра. Правда, когда его козаки вышли из осажденного лагеря, на них напали татары – и большую часть забрали в полон (так что некоторые убежали обратно к московитам). Современники подозревали, что крымцев подговорил Выговский, не простивший Цецюре активной участи в прошлогоднем антигетманском восстании.

Договор с поляками не спас от крымского плена

В такой ситуации Шереметев, потеряв треть своей армии и большинство козаков, 4 ноября капитулировал. По условиям капитуляции, поляки отпускали московскую армию домой без знамен и огнестрельного оружия. Взамен воевода обязывался вывести гарнизоны из Киева, Переяслава, Чернигова, Нежина и заплатить 300 тысяч рублей контрибуции.

Однако крымские татары, как только московиты сдали оружие, стали врываться в лагерь и хватать их арканами. Сопротивляющихся расстреляли из луков, а около 8 тысяч – забрали в полон. Туда же угодили и козаки Цецюры, прятавшиеся в лагере московитов. Уступив требованиям союзников, поляки выдали им Шереметева, который провел в крымском плену 21 год (ведь пункт об освобождении городов от гарнизонов выполнен не был) и был выкуплен за полгода до своей смерти.

Как и Третий Рейх после Сталинграда, Московское царство после Чудновской катастрофы потеряло инициативу и вынуждено было перейти к обороне. От разгрома московитов спасло то, что в польской армии начались волнения в связи с невыплатой жалования и она не использовала удобный момент для наступления на Левобережную Украину. К тому же, комендант киевского гарнизона князь Юрий Барятинский отказался выполнять условие капитуляции об оставлении города, заявив парламентерам: «Я повинуюсь указам своего царя, а не Шереметева! Много в Москве Шереметевых». Штурмовать будущую столицу Украины поляки и козаки не решились.

Победа, не ставшая украинской

В то время, как козацкая рада в Корсуне ратифицировала Слободищенский договор, полковник Яким Сомко (родной дядя Юрия Хмельницкого – брат его матери) от имени части левобережных полков присягнул на верность московскому царю. У Юрия Хмельницкого и его союзников не хватило сил взять ситуацию на левом берегу Днепра под контроль.

Гетманщина фактически распалась на две половины, боровшиеся между собой на стороне Москвы и Варшавы. Причем, и в этом расколе не было единства: порой левобережные полки бунтовали против московитов, а правобережные –против поляков. В украинской истории начался один из наиболее трагических периодов, который уже современники точно назвали Руиной.

Через неполные семь лет Речь Посполитая и Московское царство, подписав перемирие, зафиксировали раздел Украины на две части.

Чудновская битва стала апофеозом украинской многовекторности, которая явила себя прямо на поле боя. А Юрий Хмельницкий был самым ярким воплощением этого курса в отечественной истории, успев за свою недолгую жизнь (в 44 года он был казнен турками за жестокость) побывать на службе у московского царя, короля Речи Посполитой и султана Оттоманской Порты.

Дмитро Шурхало, для «ОРД»

Оцените материал:
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

20 ответов

  1. Сумно визнавати, що, мабуть, в нашій крові таки закладено зрадництво та продажність. До цього ще смлід додати й нерозумність. Виходить, що у нас ніколи не хватало сміливості та сили волі для того, щоб бути вірними навіть самим собі. Чим більше читаєш таких матеріалів, тим менше самоповаги залишається. Між собою грземося, зха допомогою біжимо до своїх же ворогів, на рідну землю кличемо чужинців, живемо чужим розумом, наче свого не маємо. Все сподіваємося, що “німець” нам від своєї доброти душевної допоможе та порадить щось таке, що буде нам на користь, а не йому. І все це тягнеться століттями. До того часу, поки ми не будемо думати та діяти на власній землі за власним розсудом та собі на користь, не позираючи за кордони та чекаючи звідти “доброго дядька” зі “щирою та доброю порадою” і грошима, до того часу ми не варті нашої Батьківщини.

  2. КАН ПРАВ… ВРОЖДЕННАЯ “ХИТРОЖОПОСТЬ” ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ “НАРОДА” ПРИВОДИЛА И ПРИВЕДЕТ УКРАИНУ В УПАДОК. А ПОПЫТКИ РАЗЫГРАТЬ ЯЗЫКОВУЮ КАРТУ ПОКАЗЫВАЮТ ТУПОУМИЕ ИГРОКОВ….

  3. Невольно хочется провести параллель с сегодняшней политической ситуацией в Украине: одного тянет продаться в Москву, другого в Польшу.

  4. Тодішні козаки — це продажна, розбещена, чванлива сволота, що не хотіла працювати та жила розбіями та грабежами. Тому які засновники — така і держава. Зі святом Покрови та козацтва.

  5. Бандерівець зі Сходу.-если о чем-то пишешь,то хотя бы поверхностно изучи тему ,о которой пытаешься судить.Для выводов не достаточно знать алфавит.

  6. Багато береш на себе, Кан. Не суди. Звичайна для тих часів історія. Нічим не відрізняється від історії подрібнених італійських чи німецьких князівств. А ось від історії ординської московії точно відрізняється. Просто ми більш самокритичні і вимогливі до себе. А наші сусіди з північного сходу не соромляться своєї історії та ще й вигадками займаються. Це при тому, що Васілій ІІІ, батько Івана ІV, називав кримського хана своїм законним царем.
    І що цікаво, ми їх навчили говорити, читати, писати, молитися, а тепер вони намагаються нас вчити жити. Як оцей стервятник VIS.

  7. Проводить поверхностные параллели с прошлым и настоящим можно какие угодно. Но если заглянуть поглубже, то можно увидеть, что мотивация властьимущих не изменилась — личное обогащение за счёт других любимы доступными способами. Кроме того отсутствовала общая идеология как таковая. А если система не имеет объединяющей идеи, да и ещё направлена только на обогащение узкого круга лиц, то она обречена на крах. Что и имеем по сути сейчас. Вот только интересно, а закончится так же?

  8. Как сказала одна мудрая женщина, некоторые хохлы могут самореализоваться только путем сдачи в плен. И это уже на генетическом уровне. Обидно? Да! Но от правды никуда не деться.

  9. Достала уже Москва с козлиным Донецком. Все неймется. И сами не живут русские и нам украинцам не дают! Все страны в Европу стремяться,а у нас Янык с Донецкими только в Россию (уровень губернатора как раз для Яныка -ни ума не надо,ни образования)

  10. славте родителей, бо дышим сегодня, славте богов, бо трошки говорим сегодня, славте предков, бо мыслим хоть немного. жаль конечно, что мыслящих пока маловато…

  11. то, что мы сегодня имеем, заслуга предков наших, славить их за это надо, пытались что-то делать. мало чем мы от них сегодня отличаемся, они приспосабливались, а мы разве делаем не тоже самое? и если нам сегодня так хреново, то может в мыслях и поступках нащих, что-то общее, т.е. те же грабли? а как же наши дети и внуки? неужели такими же будут? помни и не суди прошлого, оно прошло, делай сегодня, бо оно в твоих руках, а завтра будет то, что о тебе скажут твои потомки(то о чём статья), или зарастёт память о тебе, или помнить и славить будут предков своих и тебя в том числе. здравы будте духом и телом

  12. КАКИЕ ЕЩЕ НАДО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПРОДАЖНОСТИ на генетическом уровне ОТДЕЛЬНЫХ ОСОБЕЙ: После смены власти на родине экс-гаранта, в Хоруживке Сумской области, кипят политические страсти. «Весь сельсовет перекрасился: былые «оранжевые» теперь за «Регионы». Вот чума! Даже глава сельсовета Нина Левченко выдвинулась на выборы не от «Нашей Украины», а от Партии Регионов», — возмущается местный диссидент Петр Шмат, который еще в 2004 году поддержал Януковича. (http://cripo.com.ua/?sect_id=10&aid=102348)

  13. Предательство и приспособленчество самых хитрож…х приводит к тому, что имеем. Только сейчас осознаете, а если сами во власть попадете — не такими ли станете? Начинаете мыслить? Это хорошо. Поэтому цените исключительно и только, в себе и других, постоянство во взглядах и убеждениях. И не меняйте их, особенно в угоду кого либо. Да здравствуют стойкие и честные! Если ты чесный и смелый — иди в коммунисты! Если ты мыслящий — голосуй за коммунистов! За всех остальных голосовать будут заблудшие и обманутые.

  14. Правда: “Поэтому цените исключительно и только, в себе и других, постоянство во взглядах и убеждениях”. Не меняется только идиот — людям свойственно развитие. Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину.

  15. Поляки считают Богдана Хмельницкого — продажным, Россияне тоже. только у нас ему памятник поставили в центре Киева.

  16. Ще не вмерла Україна/
    Але вмерти мусить:/
    Те, що лях не задушив,/
    То москаль додушить./
    З книги Єфіменко О.Я. “История украинского народа” 1906р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Ирина Долозина -- чемпион по "скруткам". При всех начальниках
НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Последние российские новости впечатляют. Бывший журналист «Новой газеты» Сергей Канев пишет, что под Питером была обнаружена частная тюрьма с крематорием.…
Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

  Почему крупные дистрибьюторы лекарств и торговцы «самопальными» медпрепаратами попали в одно уголовное дело. Весной этого года, 25 марта, федеральный суд…
НОВОСТИ