Сейчас вроде как уже и неуместно писать об убийстве Максима Курочкина. Такие события вокруг происходят, такие ожидания, у кого мрачные, у кого – радостные. Неделя, похоже, действительно получается Страстная. Но может быть, убийство Курочкина тоже имеет некоторое отношение к событиям нынешним? Ведь в какой-то степени мы сейчас рахлебываем последствия активного вмешательства российских спецслужб (не только ФСБ и ГРУ), политиков и криминалитета в избирательную кампанию 2004 года. Ведь просто кишело здесь в 2004 году от мутных московских гостей. И не всегда можно было понять, где политтехнолог, где шпион, а где просто бандит. Впрочем, многие люди запросто объединяли в себе все эти ипостаси. И понять, где именно политтехнологии превращались в преступление – сложно до сих пор. Достаточно вспомнить известный предотвращенный взрыв возле штаба Ющенко. Исполнить его были должны московские друзья Курочкина Москвитин и Шугай, а курировал, судя по некоторым телефонным перехватам – Андрей Клюев. Помните разговорчик?
Цитируем:
— Ало.
— Ало, Алексей Данилович….
— Добрый день.
— Добрый.
Клюев: Это, Клюев, один короткий вопрос.. подскажите адрес центрального нашего оппонента.
— По памяти — Ярославская.
Клюев: Ярославская?! А как там дальше?
— Один дробь что-то там… сейчас я секунду и я вам перезваниваю.
Клюев Ну перезвоните мне, пожалуйста.
— Ало
Клюев: Ало.
— Ну самый большой, это тот что я назвал Ярославская 1/3.
Клюев: Минуточку. Ярославская…
— там большой трех этажный дом, угловой, и тут же на Подоле есть два офиса Боричев Ток.
Клюев: Боричев Ток.
— Да, 8а и 22.
Клюев: а основной где?
— Это первый, что я назвал, самый первый
Клюев:- там где Юля и т.д..
— Нет у Юли свой…
Клюев: А где все руководство, есть где они собираются? Ну все таки есть же где они собираются в основном.
— Вот это — на Боричев Ток, все службы в Ярославской, все водном квадрате, как бы..
Клюев: А то место где собирается руководство, где это?
— Они бывают на Ярославской 1/3д, у него 8а…, там тоже проводит встречи в более узком кругу и 22 тоже по-моему есть.
Клюев: Такого места основного, как унас, там нет.
— Его кабинет на 8а находится.
Клюев: А как там охраны много?
— Да много, там американское посольство рядом, там техника задействована.. серьезная
Клюев: Во всех трех, да.
— Да, да.
Клюев: Ясно. Но кое какие позиции есть там у нас. А вход там свободный, как там вход? Там на входе полная куча, да?!
— Да , да там служба стоит.
Клюев: Ладно хорошо, спасибо.
— Спасибо, до свидания.”
В своей телепередаче “Закрита зона” журналист Владимир Арьев подробно рассказывал о том, как Клюев и компания готовили взрыв в штабе Ющенко. К загадочному “Алексею Даниловичу” Клюев обратился, чтобы уточнить точный адрес штаба, степень его охраняемости и маршруты подхода. В принципе, загадочный “Данилыч” мог оказаться кем угодно, от помощника Клюева, до его личного водителя. Однако, на беду “Данилыча”, он обладает весьма характерным голосом, который уверенно опознали близко знающие его люди. Выяснилось, что “гидом” Клюева выступил Алексей Данилович Прилипко — начальник департамента внешнего наблюдения МВД. Или, той самой “семерки”, которая в свое время “пасла” Гонгадзе.
Интересно, что в роли комментатора убийства Макса Курочкина от Верховной Рады выступил весьма любопытный человечек – депутат Сивкович. Который засветился не только на парламентском «расследовании» отравления Ющенко, участие в котором, кстати, многие приписывали Курочкину, но и на весьма близких контактах с тем же Клюевым. Точнее говоря, Сивкович просто работает в «бригаде» Клюева. Работает плохо. Достаточно вспомнить последнюю «Свободу слова», на которую депутат приволок патрон от винтовки, почему-то назвал его «пулей», а потом в качестве своей эксклюзивной информации пересказал зрителям статью журналиста «Версий» Артема Боброва «Курочкина застрелил «выборгский снайпер». Пересказал полностью, и даже не сослался на автора. Реальный такой поганый плагиат. И показатель профессионализма этого типа бывшего «чекиста». Украл – выдал за свое – попиарился. Он, кстати, вчера опять засветился. Заявил о том, что располагает сведениями, что СБУ собирается арестовать его хозяина – Андрея Клюева. Информация естественно, не подтвердилась. Не может, к сожалению, СБУ арестовать Клюева самостоятельно. На жуликов, извините, госчиновников такого ранга санкцию может выдать только Киевский апелляционный суд по представлению Генпрокурора. А он у нас, сами знаете, медведько. Короче говоря, опять Сивкович «дал в штангу», но зато перед хозяином «прогнулся». Впрочем, мы отвлеклись. Вернемся к персоне покойного.
Выбор Курочкина на роль «смотрящего» за «общаком» одной из московских ОПГ был ошибочен. Так же как и привлечение Курочкина российскими спецслужбами к участию в политических операциях, о чем мы расскажем ниже. Прежде всего, потому что конфликтность Курочкина была чрезмерной, во-вторых, потому что он оказался болтлив. Да, «бакланство» Макса было нужным, когда нужно было закошмарить какого-нибудь хозяина облэнерго, но он «бакланил» всегда. Мы не будем перечислять все случаи опасного хулиганства Курочкина, вспомним лишь некоторые. В апреле 2001 года в Москве, в кафе «Метелица» Макса, после некорректных высказываний с его стороны, избил харьковский уголовный авторитет «Батон» (Сергей Батонский). Избил сильно, Курочкину после этого пришлось два месяца лечиться заграницей. Однако, на следующий день после этого избиения «Батона» застрелили возле подъезда его дома некие братья Писоцкие, люди Курочкина. Однако, по «понятиям», это был чистый беспредел. И с тех пор у Курочкина появились «кровники» из числа харьковских «людей», среди которых, например, «Гепа» (Геннадий Кернес), «Испанец»(Владимир Бодапростый), «Маха» (Сергей Лесной), «Борода» (Игорь Чепель) и другие. Испортил отношения Макс и с днепропетровским авторитетом «Нариком» (Александр Налекрешвили, он же Петровский) и его командой. Вряд ли с восторгом отнеслись к убийству «Батона» и его московские покровители, среди которых были и достаточно авторитетные «люди». Следует заметить, что беспредельно вели себя и члены команды Макса. Совершенно безобразный случай произошел, например, в декабре 2002 года в Ялте. Тогда в ночном клубе «Ривьера», в присутствии Курочкина его подчиненный Дандов публично оскорбил сожительницу преступного авторитета одной из крымских ОПГ по фамилии Ван-Чен-Жуй. Дандов попросту попытался ее уволочь «в номера», несмотря на сопротивление девушки. А вступился за девушку весьма серьезный человек – Сергей Саркисян, член правления «Сибирского аллюминия», родной брат депутата госдумы России. Завязалась драка, в результате которой охраннику Саркисяна сломали ребро. По этому факту было даже возбуждено уголовное дело, впрочем, скоро оно было закрыто. Опаснее были претензии Саркисяна, и Курочкин всячески пытался замять конфликт, передал брату Саркисяна смешную сумму в размере 10 тысяч долларов. Саркисян, однако, морального удовлетворения не получил и требовал еще 40 тысяч долларов, которые и были ему переданы.
Впрочем, не всегда Курочкину все так легко сходило с рук. Иногда его просто пытались убить. По словам Макса, на него покушались 17 раз. Широко известен один случай, когда на улице Горького в Киеве Курочкина пытались взорвать, в результате чего пострадали охранявшие его «титановцы». Произошло это 6 ноября 2004 года. Когда Макс выходил из квартиры бывшей жены Льва Парцхаладзе, возле парадного взорвался начиненный взрывчаткой автомобиль. Исполнители и заказчики этого покушения найдены не были, но говорили о том, что это месть Льва Парцхаладзе. Возмущенного не столько тем, что Курочкин спал с его бывшей женой, сколько тем, что он этим публично хвастался. Вобщем, следует признать, что Макс практически не имел шансов умереть от старости. И в Украине, и в России он стал фигурой совершенно одиозной. И, тем не менее, к выборам 2004 года из него сделали фигуру политическую.
Общеизвестно, что 31 августа 2004 в Киеве был создан так называемый «Русский клуб», руководил которым Курочкин и служивший прикрытием как для российских «спецов», так и для «политтехнологов в погонах» вроде Шувалова и Павловского. Менее известно, что чуть раньше в Москве было создано частное охранное агентство «Альянс» (по некоторым данным, дочерняя фирма ЧОП «Альянс – Вымпел». Вспомните, кстати, «Витязь», в котором в свое время служил курочкинский приятель «Ояма» Шишов). «Альянс» активно работал в Украине. В частности, он обеспечивал охрану кандидата в Президенты Украины Виктора Януковича. Считалось, что фирма подконтрольна также Виктору Медведчуку, который таким образом сделал «взнос» в кампанию Януковича. Кстати, взнос довольно сомнительный. Охрана – дело весьма тонкое. Может охранять, а с другой стороны, именно охране легче всего «ликвидировать» подопечного. Руководителем «Альянса» был некий Вячеслав Иванов. Друг Курочкина, о котором он вспоминает в своем письме из СИЗО к Ренату Ахметову. «Заказчик убийства Виталия Иванова в Москве – Михаил Воеводин, исполнители – Гладков Владимир и Алтухов Олег.»
Виталия Иванова расстреляли в Москве 2 февраля 2005 года. Именно в то время, когда в Украине началось активное расследование как отравления Виктора Ющенко, так и других тайных спецопераций. Иванов был фактически руководителем силового звена Курочкина. Не исключено, что его убийство было превентивной «зачисткой» слишком информированного свидетеля. Вот что писала об этом убийстве московская пресса:
«Охранника убили гангстеры с политическим уклоном?
До Москвы докатились криминальные отголоски недавних президентских выборов на Украине. В пятницу в центре столицы был застрелен 35-летний Виталий Иванов — руководитель частного охранного предприятия, созданного при непосредственном участии одного из ближайших партнеров Виктора Януковича.
Как стало известно “МК”, убийство было совершено на улице Большие Каменщики. Иванов с семьей переселился в двухкомнатную квартиру в этом доме год назад, когда в другой его квартире начался ремонт. Вместе с Ивановым сюда переехали жена, теща и 5-летняя дочь. Именно теща Иванова стала последней, кто разговаривал с предпринимателем. Обычно он возвращался с работы очень поздно, но в пятницу подъехал к дому уже в 21.00. Мужчина позвонил в домофон, и теща открыла ему дверь. Спустя некоторое время обеспокоенная отсутствием зятя женщина вышла на лестничную площадку 11-го этажа и закричала от ужаса. Иванов лежал лицом вниз в огромной луже крови. Немолодая женщина бросилась за помощью к соседям, а те вызвали милицию и “скорую”. Но Иванов был уже мертв — его изрешетили пулями. Стражи порядка обнаружили на месте происшествия 22 (!) гильзы от пистолетов “ТТ” и “Браунинг”.
Сосед Иванова предполагает, что убийцы могли проникнуть в подъезд, воспользовавшись неведением консьержки. С 23 января в доме, который считается элитным, ввели круглосуточное дежурство. Но вахтеры еще не успели выучить всех, кто прописан в здании. Очевидно, убийцы или представились жильцами, или сказали, что идут в гости.
Сыщики не исключают, что корни убийства Иванова следует искать на Украине. Ведь погибший был учредителем и заместителем генерального директора ЧОП “Альянс”. А именно эта фирма была создана при непосредственном участии известного бизнесмена, исполнительного директора “Российского клуба” Максима Курочкина.
Курочкин — фигура, хорошо известная и российским, и украинским правоохранительным органам. Его пытались “прощупать”, например, даже на причастность к отравлению Виктора Ющенко еще до выборов. Сейчас он ведет активную войну за право контролировать киевский рынок “Озерки”. Кстати, недавно, в ноябре 2004 года, самого Курочкина пытались убить — взорвали начиненный взрывчаткой автомобиль. Тогда бизнесмена спасли именно охранники. Есть у Курочкина недоброжелатели и в Москве. Например, именно сейчас в столице идет судебный процесс по делу об убийстве криминального авторитета по кличке Батон (“МК” подробно рассказывал об этом). На скамье подсудимых — предполагаемый киллер, но считается, что Батона заказали липецкие бандиты, с которыми тесно контактирует Курочкин. Любопытно, что многие свидетели в ходе процесса отказались от первоначальных показаний, тем самым “отмазывая” обвиняемого. А если учесть, что свидетелей на суд доставляют сотрудники пресловутого ЧОП “Альянс”, созданного летом прошлого года, то убийство Иванова вполне может стать очередным эпизодом гангстерской войны в Москве.
Московский комсомолец, 06.02.2005»
Это был «первый звоночек» для Макса Курочкина. Возможно, единственным спасением для него было абсолютное молчание. Но ему еще было нужно возвращать неудачно вложенные в Украине чужие деньги.
(продолжение следует)
Станислав Речинский, «ОРД»