Человек не терпит насилия!

Зигзаги иранской революции

medium f21d2f390e7e8dc5d1b79be9a1efd6f1819d472a 1

40 лет назад в Иране произошла революция. 16 января 1979 года шахиншах Мохаммед Реза Пехлеви и шахбану Фарах Пехлеви покинули страну. Однако кульминационным моментом революции стало не бегство иранской монаршей четы, а триумфальное возвращение духовного лидера иранских мусульман аятоллы Рухоллы Хомейни. Именно он определил дальнейший ход событий. Утром 1 февраля 1979 года он впервые вступил на иранскую землю после многолетнего изгнания, а уже 4 февраля объявил о формировании нового правительства и назначил премьера. 11 февраля 1979 года иранская революция окончательно стала исламской. Вскоре те, кто пригласил Хомейни вернуться на родину, сами отправились в изгнание.

В свете незавершенности преобразований и политической неопределенности в Украине, история иранской революции весьма поучительна и небезынтересна.

Шах расписался в полном неумении –

Вот тут его возьми и замени!

Где взять? У нас любой второй в Туркмении –

Аятолла, и даже Хомейни.

(В.Высоцкий)

В словах известного советского барда есть доля правды – тюрки сыграли в иранской истории весьма заметную роль. Последней этнически персидской династией были Сасаниды (227-651 гг.). Затем на территории Персии правили арабы, монголы, белуджи, а начиная с 1502 г. династии персидских/иранских шахов имели тюркское (реже курдское) происхождение. В частности, последняя династия Пехлеви – этнические азербайджанцы. А вот аятолла Рухолла Хомейни как раз был по национальности персом. Впрочем, этнический фактор там не имел определяющего значения.

Через тернии традиций к звездам модернизации

Низложив предшественника, в конце 1925-го Реза Пехлеви стал иранским шахом. Он проводил реформы примерно в том же духе, что и Ататюрк в Турции – вестернизация и модернизация государства. Как и в Турции, реформы не находили отклик среди консервативной части населения.

В 1941 году СССР и Великобритания ввели свои войска в Иран и принудили симпатизировавшего Германии шаха отречься от престола. Больше всего этому обрадовались традиционалисты. Женщины, боявшиеся выйти из дома, «с тех пор как Реза-шах насильно упразднил чадру (в 1933-м. – Авт.), чувствовали себя, как будто их выпустили на свободу после заключения, потому что они снова могли показаться в чадре на улице».

Новый шах Мохаммед Реза Пехлеви поначалу был конституционным монархом, но в 1953 году при поддержке США и Великобритании взял власть в свои руки. Впрочем, он старался проводить многовекторную внешнюю политику, например, трижды (1956, 1965 и 1972) посещал СССР. Благодаря нефтедолларам, шахский Иран казался вполне стабильной региональной сверхдержавой.

В 1963 году по инициативе шаха началась масштабная кампания реформ, направленных на социально-экономическое развитие – Белая революция. У крупных землевладельцев выкупили большую часть земли и на 30% дешевле рыночной стоимости продали крестьянам, создавались новые учебные заведения (среди прочего, делался упор на образование женщин), строились дороги, государство финансировало индустриализацию (советские специалисты развивали металлургию).

Однако, направленные на построение светского государства реформы вызывали недовольство влиятельного шиитского духовенства, а коррупция и авторитарные методы правления – оппозиционного Национального фронта, объединявшего либералов и левоцентристов. Иран менялся слишком медленно. Бедность и неграмотность значительной части населения были одним из главных доводов в пользу аргументов оппозиционеров. В ответ Пехлеви закручивал гайки: в 1964 году исламского лидера аятоллу Хомейни выслали из страны, а лидеры Национального фронта вынуждено отказались от общественно-политической деятельности.

В 1971 году прошло пышное празднование 2500-летия персидской монархии, где только один банкет обошелся в $22 миллиона. Однако помпезные торжества, на которых гуляли преимущественно зарубежные гости, только способствовали росту недовольства. В 1973 году шах установил однопартийный режим и расширил полномочия и без того свирепствовавшей тайной полиции, однако уже в 1977-м под давлением международной общественности пошел на некоторую либерализацию.

Протест перерастает в революцию

Иранская революция началась в январе 1978-го под исламскими лозунгами. Показательно, что первые протесты вспыхнули в Куме, где начинал свою деятельность Хомейни и духовенство пользовалось большим влиянием. Несмотря на то, что полиция и шахская гвардия жестко разогнали протестующих (точное число погибших неизвестно), протесты не только продолжались, но и ширились. К ним присоединились и другие оппозиционеры, даже антиклерикально настроенные левые.

В августе во время беспорядков в Абадане при не выясненных обстоятельствах случился пожар в кинотеатре, повлекший гибель более 400 человек (власти обвинили в поджоге исламистов, исламисты – шахскую спецслужбу). В ответ шах объявил военное положение, предусматривающее запрет на любые массовые акции. Однако протесты не только не прекратились, но вспыхнули с новой силой, их поддержали даже умеренные сторонники конституционной монархии. Осенью десятки тысяч людей вышли на улицы Тегерана, где в стычках с полицией погибло около 80 человек. Эти событии стали поводом для всеобщей забастовки, в результате которой остановилась нефтедобывающая и перерабатывающая отрасли, а также большинство крупных предприятий. В декабре по всей стране протестовали миллионы людей, противостояние все чаще приобретало силовой характер.

Не находя ни внутренней, ни международной поддержки, шах 4 января 1979 года назначил премьер-министром умеренного оппозиционера Шакура Бахтияра, а уже 16 января по его настоянию покинул страну. Официально объявили, что он отправляется в «длительный отпуск», но всем было понятно – это бегство.

Пришедшие к власти лидеры «Национального фронта» были уверены, что им удастся договориться с Хомейни на том, что «ислам и демократия отныне являются двумя основными принципами». Ради этого они даже отказались от конституционной монархии, которую до недавнего времени отстаивали. Однако, только прибыв в Иран, Хомейни сразу же дал понять, что берет власть в свои руки. Через несколько часов после прибытия в Тегеран он назвал Бахтияра и возглавляемое им правительство незаконными, а через два дня заявил о назначении нового премьера.

Вскоре в Тегеране между лояльными Бахтияру силовиками и вооруженными сторонниками Хомейни (будущие Стражи исламской революции) начались столкновения. Деморализованные после падения шахского режима военные самоустранились, заявив о своем нейтралитете. В итоге, победа досталась исламистам, а Бахтияр бежал во Францию, откуда недавно вернулся Хомейни. Вскоре в изгнание отправились многие из тех, кто думал договориться с исламистами о создании демократического государства.

Вот, новый поворот…

Немногочисленная радикальная оппозиция исламскому режиму, ведущая вооруженную борьбу, действует в Иране с начала 1980-х годов. Показательно, что во время ирано-иракской войны (1980-1988) на стороне противника воевало порядка 20-тысяч иранских «власовцев».

А вот первые массовые протесты против режима аятолл начались в 2009 году. Последние 10 лет протесты в Иране вспыхивают по самым разным причинам (например, в конце 2017-го поводом послужило подорожание яиц), но непременно обрастают политическими требованиями. В отличие от своих прабабушек, многие иранские женщины не только не боятся выйти из дому без чадры, но и все громче протестуют против хиджабов…

«Проблема в том, что наши дети больше не хотят жить, как мы», — резюмировал президент Ирана Хасан Рухани в прошлом году.

Дмитро Шурхало, для «ОРД»

Оцените материал:
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Ирина Долозина -- чемпион по "скруткам". При всех начальниках
НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Последние российские новости впечатляют. Бывший журналист «Новой газеты» Сергей Канев пишет, что под Питером была обнаружена частная тюрьма с крематорием.…
Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

  Почему крупные дистрибьюторы лекарств и торговцы «самопальными» медпрепаратами попали в одно уголовное дело. Весной этого года, 25 марта, федеральный суд…
НОВОСТИ