Человек не терпит насилия!

10 малоизвестных фактов о Богдане Хмельницком

medium subotovvvv

370 лет назад – в мае 1648 года – Богдан Хмельницкий одержал свои первые победы над войском Речи Посполитой. Возглавленное им восстание вскоре переросло в национально-освободительную войну, в результате которой Войско Запорожское стало государством. Хмельниччина во многом обусловила трансформацию средневековой Руси в модерную Украину (https://ord-ua.com/2017/12/30/rozhdennaya-v-pograniche-830-letie-ukrainy/), а также оказала большое влияние на Центральную и Восточную Европу.

В этой связи предлагаем вашему вниманию биографию одного из наиболее значимых героев украинской истории.

  1. Схід і Захід разом

Как отмечал Михайло Грушевский, ранняя «биография Хмельницкого настолько же бедна на безоговорочные факты, насколько богата на легенды». Все же, определенно можно сказать, что его отец – Михайло Хмельницкий – был выходцем с Перемышельщины (самая западная руська земля), который стал осадником Чигирина, а мать Анастасия (Агафия) – козачкой с Переяславщины (самый восточный реестровый полк).

  1. Лишенный шляхетства?

Богдан Хмельницкий был профессиональным военным, но нет однозначного ответа на вопрос – был ли он шляхтичем де-юре? Безусловно, его отец был шляхетского происхождения (впрочем, возможно, лишенным такого социального статуса), но мать, вероятно – нет. Впрочем, де-факто Богдан Хмельницкий считал себя шляхтичем, к тому в степном пограничье козацкая старшина держала себя со шляхтой наравне.

  1. Оппозиционер-соглашатель

Хотя будущий гетман и участвовал в восстаниях 1630-х годов, направленных на защиту козацких прав и вольностей, однако не принадлежал к непримиримой оппозиции. Наоборот, он был среди подписантов капитуляции 1637 года, а впоследствии ездил на переговоры в Варшаву. Причем, если в 1637-м он был генеральным писарем Войска Запорожского, то после ординации 1638 года, урезавшей козачьи вольности, стал всего лишь сотником.

  1. Борец с беспределом

Богдан Хмельницкий признавал, что поднял восстание из-за личных проблем: местные власти совершенно по беспределу отжали у него хутор Субботов. При этом чигиринский подстароста Даниель Чаплинский выкрал сожительницу Хмельницкого и забил до смерти сына.

Хмельницкий жаловался и получил от короля документ, подтверждающий его право собственности. Однако местные власти продолжали беспредельничать: вместо хутора Хмельницкому выплатили издевательскую компенсацию, а вскоре попытались его убить. Не видя, как противостоять беспределу, Хмельницкий начал подготовку к восстанию.

История с хутором объясняет, почему Хмельницкого поддержали не только козаки и крестьяне, но и мелкая шляхта. У них были примерно такие же документы на право собственности, и они понимали: если сегодня «отжали» хутор у Хмельницкого, то завтра могут забрать у них.

  1. Мастер консенсуса с репрессивным уклоном

Политический успех Хмельницкого объясняется тем, что он умел соблюдать баланс интересов между «старынной» казацкой старшиной, православной шляхтой, пробившимися в большую политику представителями «черни», духовенством и купечеством. Он сдерживал как олигархические устремления, так и анархические поползновения, порою прибегая к довольно крутым мерам. Например, жестко подавил антигетманские выступления на Запорожской Сечи. Словом, предпочитал договариваться, но мог и саблей рубануть.

Кроме того, Хмельницкий умел подбирать и продвигать талантливых и деятельных людей. «Разве у них один Хмельницкий? – сетовал коронный гетман Миколай Потоцкий. — Тысячами их считать следовало бы! Одного сегодня казнят — на его место другого, более делового и разумного выберут, и то такого, чтобы об их делах заботился!».

  1. Скромный в быту и страшный во гневе

Как отмечали зарубежные послы, гетман был нарочито скромен в быту. Часто упражнялся в стрельбе из лука. Любил выпить и в хорошем настроении поиграть на бандуре. Знал латынь, польский, турецкий и татарский языки.

Как писал посол Венеции Альберто Вимина, Богдан был «роста скорее высокого, чем среднего, широкий в костях и мощного телосложения. Его речь выказывает зрелость суждений и острый ум. В поведении он мягкий и простой и этим привлекает к себе любовь воинов, но, с другой стороны, он держит их в дисциплине жесткими требованиями. Всем, кто входит к нему в комнату, он протягивает руку и всех садит на лавку, если это козаки».

Иногда у Хмельницкого случались такие приступы ярости, что лучше было ему не перечить. Однако, как правило, он быстро отходил и просил не держать на него зла.

  1. Виртуоз разведки

Если козацкую армию Хмельницкий получил уже в более-менее готовом виде, то одну из лучших в то время разведслужб создал при помощи ближайших соратников. По признанию противников, Хмельницкий наводнил своими агентами не только Речь Посполитую, но и сопредельные государства. Как впоследствии отмечал козацкий летописец Григорий Грабянка, Хмельницкий «мыслил глубоко, очи навсюду имеючи».

Известны случаи, когда гетманские агенты, «случайно» попадая в плен и рискуя жизнью, давали неправдивые сведения. Даже враги признавали, что Хмельницкий почти всегда лучше знал об их силах и планах, чем они – о козачьем войске. Наиболее ценным агентом Хмельницкого был один из ближайших слуг польского короля Яна Казмира – шляхтич Василь Верещага. Его изобличили, узнав от пленного татарского мурзы, что в ближайшем окружении короля у Хмельницкого есть свой человек, не получив сведений от которого гетман не спешит принимать решения.

Кроме того, соратникам Хмельницкого удалось наладить работу контрразведки, благодаря чему гетману и генеральному писарю Ивану Выговскому удалось избежать покушений. Вообще, Хмельницкий был скрытным человеком, но порою любил козырнуть своею осведомленностью. Однажды посла из Варшавы он встретил словами: «А с чем ты приехал … и что тебе поручили мне передать – я все это знаю».

  1. Дипломатические многоходовки

Богдан Хмельницкий не зря учился в иезуитском коллегиуме. Это был человек «с тысячей штук» (замыслов. – Авт.), как говорили о нем современники. Наверное, наиболее ярко это его качество проявилось во внешней политике. Как докладывал польскому королю воевода Анджей Потоцкий, козаки, «пугают Вашу Милость царем, а царя – Вашей Королевской Милостью».

С московским царем Хмельницкий вел довольно сложную игру: с одной стороны, просился в поданные, с другой – держал в Чигирине самозваного претендента на московский престол Тимофея Анкудинова, выдававшего себя за сына царя Василия Шуйского. Царские послы требовали выдать Лжешуйского, однако Хмельницкий под разными предлогами отказывался.

«Этот мужик у нас не называется сыном царя Василья, — объяснял гетман послам, — а если услышим, что называется не только сыном царя Василья, хотя даже простым князем, сейчас велю казнить, а отдать мне его нельзя… У нас здесь то же, что на Дону: кто откуда приедет – выдачи нет». В то же время самозванец подбивал Дон на новую смуту. И только добившись своего на переговорах с Москвой, Хмельницкий отослал Анкудинова с подконтрольной территории (но не выдал).

Впоследствии, уже став подданным царя, Хмельницкий пошел на конфронтацию с Москвою из-за юго-восточной Беларуси. (https://ord-ua.com/2016/02/29/kak-getmanyi-belarus-tsaryu-ne-otdavali/)

  1. Дела семейные

Богдан Хмельницкий был женат трижды. Первая супруга, мещанка Ганна Сомко, была матерью всех его детей. После ее смерти он сошелся со шляхтянкой Мотроной (Еленой), прислуживавшей у него в доме, которую выкрал Чаплинский при наезде на Субботов и женился на ней. Однако Хмельницкий отбил ее, и вскоре их повенчал сам иерусалимский патриарх Паисий. Впрочем, семейное счастье длилось недолго. Через два с половиною года, в отсутствие отца, сын Тымиш повесил мачеху на воротах, обвинив ее в краже денег и сговоре с врагами. По одним данным, Хмельницкий очень расстроился и чуть не прибил сына, по другим – не очень-то и горевал. Наверное, вторая версия ближе к истине, поскольку уже через два-три месяца он женился в третий раз – на уже немолодой полковничьей вдове Ганне Золотаренко.

У Хмельницкого было трое сыновей и четверо дочерей. Среднего сына Остапа забили до смерти люди подстраросты Чаплинского. Жестокий, но толковый старший сын Тымиш был главной надеждой отца на установление наследственного гетманата. Для этого он даже устроил его брак с дочерью молдавского володаря. Однако наследник погиб, воюя на стороне тестя. Его смерть поломала династические планы, поскольку младший сын Юрий на момент смерти отца был, во-первых, слишком юным, а, во-вторых, оказался слишком слабохарактерным, чтобы управлять в такое непростое время. (http://ord-ua.com/2010/10/14/chudnovskaya-bitva-apofeoz-mnogovektornosti/) О дочерях Хмельницкого известно мало. Старшие Катерина и Степанида были женами козацких полковников, младшие (их иена неизвестны) тоже вышли замуж за козацких страшин, но рангом пониже.

  1. На весах «истории»

Интересно, что до начала 1930-х годов украинская советская историография трактовала Хмельницкого как «предателя восставшего селянства», который содействовал «укреплению колониального господства России и феодального угнетения». И только после сталинских чисток, когда великодержавный подход победил марксистский, «воссоединение Украины с Россией» было признано безусловно прогрессивным событием.

Дмитро Шурхало, для «ОРД»

Оцените материал:
54321
(Всего 2, Балл 4 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Ирина Долозина -- чемпион по "скруткам". При всех начальниках
НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Последние российские новости впечатляют. Бывший журналист «Новой газеты» Сергей Канев пишет, что под Питером была обнаружена частная тюрьма с крематорием.…
Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

  Почему крупные дистрибьюторы лекарств и торговцы «самопальными» медпрепаратами попали в одно уголовное дело. Весной этого года, 25 марта, федеральный суд…
НОВОСТИ