Человек не терпит насилия!

Наполеон vs Пишегрю: история одной разоблаченной переписки

medium Pichegru

Какая-то в смс-переписке Александра Онищенко с клевретами президента невыразительная терминология: деньги – «документы», «кислород», «подарок», Порошенко – «Первый»… Вот, например, в переписке генерала Пишегрю с принцем Конде деньги – это «патриотизм», а Наполеон (тогда еще генерал Бонапарт) – «Элеонора». Насколько циничней и интересней! Хотя, в нашем случае речь идет о барыгах (уж извините за терминологию), а во французском – о заговорщиках. Кстати, генерал круто погорел именно на том, что была разоблачена его переписка с принцем. Так что этот случай представляется крайне интересным в контексте последних событий в украинской политической жизни.

Генерал Шарль Пишегрю – один из ведущих французских военачальников, сделавших карьеру благодаря Великой французской революции. При короле он девять лет прослужил в артиллерии, дослужившись до унтер-офицера, а за два года революционных войн – из командира полка стал командармом. Разбив английские, австрийские и голландские войска его армия захватила Голландию. Прием, благодаря организованной им операции, гусарский полк в кавалерийской атаке захватил вмерзшие в лед корабли голландского флота (наверное, единственный такой случай в военной истории).

Генерал Пишегрю один из немногих, кого Конвент удостоил титула «Спаситель Отечества». (https://ord-ua.com/2014/04/27/v-ozhidanii-organizatora-pobed/) Однако примерно в это же время он по непонятным причинам вступает в тайную переписку с лидером роялистов и командиром их вооруженных формирований Людовиком-Жозефом де Бурбоном, принцем Конде.

Зачем прославленному революционному генералу надо было связываться с одиозными Бурбонами? Убедительного ответа на этот вопрос историки не нашли. В королевской армии генералу Пишегрю светило бы дослужиться максимум до прапорщика. Видимо, дело в том, что он плохо ладил с режимом Директории, который пришел на смену якобинской диктатуре.

В это время качество командования генерала Пишегрю заметно падает. Он, фактически, позволяет разгромить одну из революционных армий из-за чего вынужден подать в отставку. Все же, в виду былых заслуг, генералу предлагают почетную синекуру – должность посла. Однако вместо этого Шарль Пишегрю идет в политику: участвует в выборах и благодаря помощи бывших регионалов роялистов становится председателем Совета пятисот (нижней палаты законодательного собрания) и лидером оппозиции.

Роялисты уверенно шли к реваншу и реставрации и, вполне вероятно, дошли бы, если бы не случай. В ходе итальянской кампании войска генерала Бонапарта захватили Венецию, откуда поспешили выехать дипломатические миссии враждебных государств. Однако в Триесте наполеоновский разведбат задержал российскую миссию вместе с послом. Вскоре их отпустили, кроме одного сотрудника – французского роялиста графа Луи д’Антрега. Этот товарищ, работавший сразу на несколько контор, понадеявшись на свой дипломатический иммунитет, не уничтожил портфель с документами. В итоге, его вместе с портфелем доставили в штаб-квартиру Наполеона. Среди прочего, в портфеле нашли документы, свидетельствующие о связях генерала Пишегрю с принцем Конде, со всеми смачными подробностями. В обмен на «побег» д’Антрег выдал дополнительный компромат на Пишегрю.

Вообще-то, французские генералы не любили лидеров Директории, некоторые из них (тот же Наполеон) уже видели себя во главе государства. Однако тут расчетливый Наполеон решил подыграть властям, чтобы избавиться от конкурента – и переслал полученные сведения и документы в СБУ куда надо.

Результатом этого стал Переворот 18 фрюктидора: верные Директории войска окружили законодательное собрание и арестовали 53 членов обеих палат, а также редакторов роялистских телеканалов газет и другую опасную публику. Одновременно по Парижу были расклеены афиши, где излагались подробности переписки генерала Пишегрю и принца Конде. Вычищенный и присмиревший Совет пятисот постановил выслать около 120 заговорщиков в Гвиану – гиблое место, где в те времена выживал едва ли каждый десятый.

В результате 18 фрюктидора, через 2 года и 2 месяца настало 18 брюмера – к власти пришел Наполеон.

Дальше начинается захватывающая история, которую уже трудно натянуть на наши политические реалии. В Гвиане генерал-экс-спикер умудрился убить часового и вместе с несколькими сообщниками на пироге бежать в соседнюю голландскую колонию. Оттуда он перебрался в Англию, затем – в Германию, поступил на российскую службу и даже помогал Суворову ходить через Альпы.

Затем генерал Пишегрю опять перебрался в Англию, где вместе с самыми отчаянными роялистами составил заговор с целью убийства Наполеона (тогда еще первого консула). После первого неудачного покушения генерал Пишегрю с группой соратников тайно высадились в Нормандии и пробрались Париж. Тут на их след вышла полиция. Генерала Пишегрю выдал предатель (кстати, неплохо устроился после реставрации Бурбонов – нет, все-таки есть, где провести параллели). Через месяц с небольшим после ареста генерала Пишегрю нашли мертвым в камере (официальная версия – самоубийство), а через два с половиной месяца Наполеон стал императором… А начиналось все банально – с переписки.

Дмитро ШУРХАЛО, для «ОРД»

Оцените материал:
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Ирина Долозина -- чемпион по "скруткам". При всех начальниках
НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Последние российские новости впечатляют. Бывший журналист «Новой газеты» Сергей Канев пишет, что под Питером была обнаружена частная тюрьма с крематорием.…
Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

  Почему крупные дистрибьюторы лекарств и торговцы «самопальными» медпрепаратами попали в одно уголовное дело. Весной этого года, 25 марта, федеральный суд…
НОВОСТИ