Человек не терпит насилия!

Князь-козак: 10 малоизвестных фактов о Дмитрии Вишневецком-Байде

01vvvvv

Говоря о Дмитрии Вишневецком, Михаил Грушевский (https://ord-ua.com/2016/09/29/10-maloizvestnyih-faktov-o-mihaile-grushevskom/) сравнивал его жизнь с блестящим метеором, который в середине XVI века пролетел через украинскую историю.

Вообще, род князей Вишневецких оставил заметный след в истории Украины и Восточной Европы в целом. Один из них даже стал королем Речи Посполитой. Но даже на фоне столь неординарной родни князь Дмитрий Иванович Вишневецкий, получивший козацкое прозвище Байда, представляется выдающейся личностью. В связи с 500-летним юбилеем, предлагаем обратить внимание на биографию этой легендарной личности.

1) Тени забытых предков

Вишневецкие происходили то ли от литовских Гедимичновичей, то ли от турово-пинских Рюриковичей. В любом случае, основателем самостоятельной династии во второй половине XV века стал дед нашего героя – Михаил Васильевич – получивший в наследственное владение замок Вишневец (тут впоследствии родился и наш герой). Кстати, этот родовой замок – перестроенный во дворец, а затем в дом культуры – сохранился до сих пор в Збаражском районе Тернопольской области.

Вишневецкие имели обширные, но по причине татарских набегов малозаселенные владения. В начале XVI века они обязаны были выставлять на великокняжескую службу всего 82 конных воина, тогда как другие княжата – около полутысячи. Так что борьба с татарами стала основным занятием Вишневецких – ведь от этого напрямую зависело их благосостояние и могущество.

2) Уроки маневрирования со «Стеной»

Дмитрий Иванович с молодых лет служил под началом барского старосты Бернарда Претвича. За успехи в борьбе против татар того прозвали «Муром Подолья», хотя он как раз был мастером маневренной войны и часто совершал рейды на вражескую территорию. У него Вишневецкий научился степной герилье, приобрел авторитет и близко познакомился с козаками.

Кстати, козацкое прозвище Байда князь получил намного позже, возможно, уже после гибели. Однако, безусловно, он вел козацкий образ жизни, проведя на степном пограничье более 20 лет жизни (и даже не женился).    

3) Особенности администрирования  

Хотя легендарный козак Байда стал народным героем, сам князь Дмитрий Иванович был далек от народных нужд и даже приумножал их. Став в 1549 г. старостой каневским и черкасским (прежний староста, его родной дядя князь Федор Вишневецкий, попал в плен к татарам), он увеличил подати. Особенно местных жителей обозлило то, что староста раздал местные промыслы (прежде всего, бобровые) в концессию заезжим промысловикам.

Кроме того, как вскоре показала ревизия каневского и черкасского замков, староста весьма халатно отнесся к вопросу их реконструкции. Впрочем, князь был сторонником активных действий на вражеской территории, а поскольку гарнизоны замков были малочисленны, то он брал на службу козаков, на плату которым и шли собранные подати (впрочем, когда козаки брали добычу, то Вишневецкий получал десятую часть).

Так что, должность старосты он вскоре потерял, а вместо этого назначен «стражником днепровским».  

4) Еще не Сечь, еще не гетман

Основанную князем на острове Малая Хортица крепость часто называют первой Запорожской Сечью. Однако, такое название весьма условно – тут скорее следует говорить о прототипе. Ведь Запорожская Сечь – это не только крепость на острове за днепровскими порогами, но еще и определенный способ козацкого самоуправления. А тут речь идет о княжеском замке, но не о козацкой Сечи или Коше. Также вряд ли стоит называть Вишневецкого козацким гетманом – ничего не известно о том, чтобы его избирали или назначили на такую должность. И все же, князь сыграл большую роль в становлении запорожского козацтва как самостоятельной военной силы.

Кстати, чуть больше, чем через сто лет, дальний родственник нашего героя Иеремия Вишневецкий (https://ord-ua.com/2012/12/16/alternativyi-zabyityih-predkov-vishnevetskij-i-nemirich/) попросил у короля Хортицу себе в собственность, в том числе и на том основании, что здесь когда-то был замок одного из Вишневецких. Однако, начавшая вскоре Хмельниччина поставила крест на этих планах.  

5) Несостоявшаяся аннексия

После того, как татары вытеснили Вишневецкого с Хортицы, он обозлился на короля и великого князя литовского – что тот не оказал ему помощи – и в конце 1557 г. перешел на службу к московскому царю, от которого уже получал помощь. Причем, если верить московским источникам, князь предложил царю не только услуги свои и своих людей, но и передать ему каневское и черкасское староство. Однако царь «велел ехати к себе, а Черкасы и Канев велел королю отступитца, потому как царь с королем в перемирие».

6) Дядя-князь и племянник-царь

Московский царь Иван IV Грозный приходился князю двоюродным племянником (мать Ивана Васильевича – Елена Глинская – была двоюродной сестрой Дмитрия Ивановича). Племянник уважительно отнесся к дяде – Вишневецкий получил богатые подарки и 10 тысяч рублей подъемных (в то время годовой доход царской казны составлял около 1,2 млн. рублей, а средняя лошадка стоила 3 рубля). Кроме того, ему дали в кормление Белевское удельное княжество.

Когда Вишневецкий оставил московскую службу и вернулся к королю, то внешне царь отреагировал безразлично: «Пришел он, как собака, и потек он, как собака, а государству моему убытку никакого не причинил». Однако же, царскому посланнику велено было «проведывати»: как король принял Вишневецкого, какую дал должность дал, держит при себе или куда услал?..

А когда стало известно о гибели князя, то братия одного из монастырей получила от царя «корм болшой» с тем, чтобы «князя Димитрия в синодики в большой и в рядовой записали и поминали, доколи благословит Бог монастырю быть».

7) Запорожец на Кавказе

Находясь на царской службе, князь Вишневецкий побывал на Северном Кавказе, где привел к присяге царю несколько местных племен и организовывал их походы против татар и турок и, фактически, стал полусамостоятельным правителем – таким себе вице-королем.  Он также активно обращал аборигенов-язычников в православие. Именно после его походов Иван Васильевич во второй раз женился на черкесской княжне Кучене (Марии Темрюковне).

Неизвестно, чем бы могли окончиться северокавказские приключения Вишневецкого, однако царь готовился к войне против Великого княжества Литовского, а потому решил помириться с крымским ханом и отозвал дядю-князя с Северного Кавказа. Впрочем, попытка договориться с татарами вскоре обошлась царю очень дорого (https://ord-ua.com/2011/05/27/yubilej-kryimskotatarskogo-blitskriga/ ).

8) В лабиринтах многовекторности

Воюя против татар и турок, князь Вишневецкий часто действовал по собственному усмотрению, чем доставлял немало хлопот своим сюзеренам. В какой-то момент король и великий князь литовский даже обрадовался, узнав, что днепровский стражник связался с московитами – теперь все проблемы во взаимоотношениях с Крымом он объяснял тем, что козаков и их предводителя подстрекают из Москвы.

Впрочем, царь тоже не всегда мог обуздать своенравного дядю-князя, а поэтому о подготовке последнего масштабного похода заблаговременно сообщил крымскому хану, из-за чего подготовленная Вишневецким операция окончилась неудачно. Вскоре царь вообще отправил князя и его «каневских черкас» обратно на Днепр. В преддверии новой войны племянник поручил дяде «недружбу делати королю Литовскому».

Однако князь Дмитрий решил по-своему и летом 1561-го через родственников договорился о возвращении в литовское подданство. После этого царь не только отказался открывать южный фронт против Великого княжества Литовского, но и приказал вывести гарнизон и срыть укрепления некоего «Псельского городка» – передового юго-западного форпоста.

9) Жертва честолюбия

Тем временем, в Молдавском княжестве шла борьба за власть, и в начале 1563 г. одна из боярских партий пригласила князя Дмитрия в качестве претендента на престол (его мачеха Магдалена Деспот принадлежала к одной из местных династий).  

Но тут Вишневецкого погубило честолюбие, на котором сыграли противники. Одна из конкурирующих партий пригласила его на переговоры, призывая не дожидаться объединения с союзником – воеводой Альбрехтом Ласким: «жадаем тебе самаго… если пана Лаского чекаеш, не будет твоя слава, але наполы з паном Ласким». Удивительно, но немолодой уже князь повелся на такие понты! Отправившись во главе небольшого отряда на переговоры, он угодил в засаду и попал в плен. Вскоре более хитрый претендент Стефан VII Томша выдал конкурента турецкому султану (впрочем, султан не оценил услуги и вскоре сделал ставку на другого претендента).

10) Несломленный муками

У турок Вишневецкий побывал дважды. Причем, первый раз – в 1553-1554 гг. – в качестве гостя «со всею своей ротою». Остается лишь гадать, почему «Дмитрашку», уже известного своими походами против турок и татар, и его людей гостеприимно приняли в Очакове. Возможно, князь тогда даже посетил османскую столицу.

Во второй раз князь оказался у турок в 1563-м – уже пленником. После отказа принять ислам и перейти на службу к султану он принял страшную смерть: сброшен на вбитые в крепостную стену крюки и после трехдневных мучений  убит, поскольку страшно ругал своих врагов и их веру. Видимо, его специально казнили в районе, где проживали зарубежные купцы и дипломаты – чтобы те стали свидетелями казни. Благодаря свидетельствам очевидцев история гибели князя Вишневецкого получила широкую огласку и легла в основу популярных в то время произведений о геройской смерти христианского рыцаря и его моральной победе над врагами-иноверцами. Одним из первых его воспел не лишенный поэтического дара немецкий ландскнехт Иоганн Зоммер. А у себя на родине князь запомнился и был воспет в народной песне в образе бесстрашного героя-козака Байды.

Дмитро Шурхало, для «ОРД»

Оцените материал:
54321
(Всего 1, Балл 5 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

Один ответ

  1. Интересная статъя.Один из моих далъних родственников. Князь Aleksander Wiśniowiecki h. Korybut мой 13ый прапра..прадед по материнской линии..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Ирина Долозина -- чемпион по "скруткам". При всех начальниках
НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Последние российские новости впечатляют. Бывший журналист «Новой газеты» Сергей Канев пишет, что под Питером была обнаружена частная тюрьма с крематорием.…
Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

  Почему крупные дистрибьюторы лекарств и торговцы «самопальными» медпрепаратами попали в одно уголовное дело. Весной этого года, 25 марта, федеральный суд…
НОВОСТИ