Человек не терпит насилия!

И вышли на площадь-2: военный путч по-украински

Восстание декабристов (http://ord-ua.com/2015/12/14/i-vyishli-na-ploschad-190-letie-vosstaniya-dekabristov/) имело самое непосредственное отношение к Украине, где мятежники располагали значительными силами. Здесь  действовали два тайных общества – Южное и Объединенных славян, имевшие своих людей во многих военных частях. Однако, о поражении восстания в Петербурге они узнали только после того, как начались аресты лидеров Южного общества. Освобожденный сообщниками из-под ареста руководитель васильковской управы Южного общества подполковник Сергей Муравьев-Апостол 29 декабря 1825 года поднял восстание в расквартированном под Киевом Черниговском полку. 

“Испанская революция (1820 г., когда восставшие части прошли от Кадиса до Мадрида – Д.Ш.) также началась на окраине государства”, — говорили руководители этого выступления, оценивая свои шансы на успех. 

Офицеры из Общества объединенных славян предлагали Муравьеву-Апостолу немедленно идти на Киев, где были распропагандированные ими части. Но тот решил подождать, когда к выступлению присоединятся другие полки, возглавляемые членами Южного общества, послав в Киев лишь агентов-агитаторов. Однако, получив известие о провале военного переворота в Санкт-Петербурге, большинство “южан” отказалось от выступления. Тем временем, из-за нерешительности руководства произошел резкий перелом в настроениях. Часть офицеров, отчаявшись в успехе, бежала. Их примеру последовали и многие солдаты. В итоге, уже 3 января 1826-го правительственные войска легко подавили и это выступление. (Больше об этом мятеже, его руководителях, а также о возможном альтернативном сценарии развития событий можно прочитать в книге Натана Эйдельмана «Апостол Сергей» http://az.lib.ru/m/murawxewapostol_s_i/text_0050.shtml)

Впрочем, в данном случае заговорщики действовали в общероссийском контексте. О собственно украинской истории военных переворотов следует говорить, начиная с революционного 1917-года. Первой такой попыткой был мятеж в полку им. гетмана Полуботка в июле 1917-го. Пользуясь недовольством солдат новоформируемого полка, самостийники пытались заставить руководство Центральной рады взять курс на независимость Украины. Солдаты-полуботковцы взяли под контроль стратегические объекты в центре Киева и отправили делегацию к Михаилу Грушевскому. Однако лидеры украинского движения оставались убежденными федералистами (самостийниками они стали только в начале 1918-го – благодаря Ленину http://ord-ua.com/2012/11/18/yak-lenin-iz-ukrayinskih-federalistiv-zrobiv-samostijnikiv/). Так что Грушевский благоразумно избежал встречи с полуботковцами. В итоге, не найдя понимания ни у политиков, ни среди других украинский военных  – мятежники вернулись в казармы, а вскоре отправились на фронт (шла Первая мировая).

«Нечто вроде диктатуры» – две попытки Скоропадского

Наиболее значимый государственный переворот в украинской истории связан с именем генерал-лейтенанта Павла Скоропадского. Лев Троцкий как-то даже назвал его украинским Бонапартом. Увы, украинского Наполеона из Павла Петровича не получилось. 

Надо сказать, что впервые о необходимости военного переворота он задумался еще в конце 1917-го. Тогда под его командованием находился Первый украинский корпус – около 40 тысяч бойцов. Кроме того, в октябре 1917-го генерала избрали атаманом Вольного козацтва – парамилитарной организации, насчитывавшей около 60 тысяч членов, в т.ч. более 20 тысяч активных боевиков. 

В ноябре корпус Скоропадского отбил первую попытку большевиков захватить Киев с помощью распропагандированных фронтовых частей. Так что авторитет генерала был высок. Вскоре офицеры Корпуса и генеральная старшина Вольного козацтва пришли к выводу, что Центральная рада и ее правительство неспособны защитить Украину от большевиков (в действительности так оно и оказалось). Поэтому было принято решение ввести верные части в Киев и заставить Центральную раду передать власть диктатору – генералу Скоропадскому.

«Мне казалось, что если войти в соглашение с генералом Табуи (руководитель находившейся в Киеве французской военной миссии. – Д.Ш.), который более или менее распоряжался польским корпусом и чехословаками, и если примкнуть сюда некоторые из украинских частей, которые хотели идти ко мне, можно было бы, не разгоняя пока Рады, так как внутри ее было полное несогласие и она сама стремилась, под страхом большевистской опасности, признать любую власть, лишь бы она была украинской, объявить нечто вроде диктатуры, а уже потом видно будет», – вспоминал потом Скоропадский.

В начале декабря все было готово для переворота, но генерал решил подождать более подходящего момента… Между тем, ситуация вскоре изменилась настолько, что ему пришлось спасать собственную жизнь, выбираясь из захваченного большевиками Киева. 

И все же, Скоропадский взял власть в свои руки в конце апреля 1918-го – однако, уже в совершенно иной ситуации. После заключения Брестского мира в Украину пришли немцы. Увидев, что пригласившая их украинская власть совершенно не парится по поводу исполнения условий договора (поставки продовольствия взамен на военную помощь), они решили найти ей замену.  Выбор пал на Скоропадского, которого на Хлеборобском конгрессе провозгласили гетманом, а затем офицерские отряды взяли под контроль основные государственные объекты. Однако основную  подготовительную работу (в частности, блокирование и разоружение верных Центральной раде частей) за мятежников сделали немцы. 

Взяв бразды правления в свои руки, гетман Скоропадский сделал немало для становления и развития украинского государства, но не смог решить основные проблемы: провести давно назревшую земельную реформу и создать сколь-либо устойчивую модель власти (http://ord-ua.com/2013/08/20/getmanat-pavla-skoropadskogo-strana-nevyiuchennyih-urokov/). В итоге, когда немцы в ноябре 1918-го неожиданно быстро проиграли войну, Скоропадский не нашел общего языка с оппозиционным Украинским национальным союзом, а вместо этого сделал ставку на союз с российскими белогвардейцами, за спиной которых стояла победившая Антанта. Ответом на такие действия стало мощное восстание, поддержанное как населением, так и украинскими военными. В итоге, уже в декабре Скоропадский вынужден был отречься от власти (впрочем, гетманский титул он оставил за собой).

В этой связи показателен пример бывшего однополчанина украинского гетмана – Карла-Густава Маннергейма. В разные годы он был финским главнокомандующим, регентом и президентом. Но он не только в нужный момент брал власть в свои руки, но и умел вовремя передать бразды правления (Больше об этом читайте в моей книге «Скоропадський, Маннергейм, Врангель: кавалеристи-державники» http://www.dk-books.com/upload/iblock/cfa/cfaea14ea1e6e95f04234602d5b05da9.jpg

Директория УНР: путчисты правые – путчисты левые

Период Директории УНР, пришедшей на смену гетманату, ознаменовался целой чередой военных мятежей, отличительной чертой которых была крайне слабая организация. Уже в марте 1919-го в Каменец-Подольском левые партии во главе с экс-премьером УНР Владимиром Чеховским и экс-министром обороны УНР Александром Жуковским создают «Комитет охраны республики», который объявил низложенным действующее правительство и призвали заключить мир с большевиками. Путч был подавлен, однако вместо правого кабинета премьера Остапенко был создан левый – Мартоса, выступавший за мирные переговоры с большевиками. 

Но тогда уже возмутились правые. В апреле 1919-го поддерживаемый ими командующий Северной группой армии УНР атаман Владимир Оскилко арестовал правительство, намереваясь передать власть президенту ЗУНР Евгению Петрушевичу. Однако мятежникам не удалось арестовать главу Директории и главнокомандующего Симона Петлюру. А тот с помощью верных частей быстро подавил мятеж, лидеры которого бежали в Польшу. Есть основания полагать, что за спиной атамана Оскилко стоял экс-министр обороны УНР генерал Греков, возглавлявший на тот момент Украинскую галицкую армию.

Еще одним правым путчем стала попытка опального полковника Петра Болбочана в июне 1919-го взять под свое командование Запорожский корпус армии УНР. Сомнительная (но не совсем уж и безосновательная) с юридической точки зрения процедура назначения на должность была расценена как мятеж, за который полковника расстреляли. 

 Куда более серьезные последствия имел путч, который в декабре 1919-го предпринял командир Гайдамацкой бригады атаман Омелько Волох. Взбунтовавшиеся под его руководством бойцы пытались арестовать Симона Петлюру, а не сумев – захватили часть государственной казны и перешли на сторону большевиков. Этот мятеж имел крайне негативные последствия – после него правительство и большая часть армии УНР отказались от самостоятельной борьбы и перешли на подконтрольную полякам территорию. Надо сказать, что трагедия стала возможна, прежде всего, по вине главнокомандующего. Ведь офицеры заблаговременно предлагали застрелить бунтовщика Волоха, но Петлюра отказался, видимо, испытывая к своему давнему (еще по Гайдамацкому кошу Слободской Украины) соратнику сантименты. Зато поддерживаемого правыми полковника Болбочана, которого Петлюра недолюбливал, расстреляли тут же. Вообще, главнокомандующий войсками УНР не очень хорошо ладил с армейским командованием. 

От независимости до Кучмагейта

К рождению украинского государства в 1991-м военные имели непосредственное отношение. Как отмечал Збигнев Бжезинский, тогда «неожиданное навязывание, похожее на переворот, украинского  командования над подразделениями Советской армии», расположенными на территории Украины, стало одним из главных факторов, которые  не только предопределили крах Союза, но и «помешали СНГ стать новым аналогом более федерального СССР»

Однако вскоре настали времена «бездумного пацифизма», как теперь об этом говорит президент Порошенко, и роль армии стала близкой к нулю. Правда, в 2000 году попытку «насильственного свержения конституционного строя» якобы предприняли прокоммунистические военные отставники. Однако в историю этот скорее курьезный случай вошел под названием «заговора грибников». Поскольку никаких реальных сил в распоряжении путчистов не было ( а так, мало ли кто о чем мечтает на досуге), а на картах, которые СБУ представила в качестве доказательства, по словам обвиняемых, были отмечены грибные места, а не места сосредоточения мятежников. 

Кстати, гоняясь за мнимыми путчистами, спецслужба проморгала вполне реального майора Мельниченко, который со своим диктофоном доставил президенту Кучме куда больше хлопот, чем игравшиеся в военный переворот отставники-грибники. 

Дмитро Шурхало, для «ОРД» 

Оцените материал:
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

8 ответов

  1. Каждый сам себе и петлюра, и скоропадский, и президент, и диктатор, и гетман, и яценюк, и порошенко.

    И все это усугубляется тем что ВОРУЮТ.

    ВОРУЮТдДенно и нощно. БЕЗЖАЛОСТНО.

    Да так ВОРУЮТ, что даже немцы бы в 1918 охренели бы вместе со своими контрибуциями, конфискациями, репарациями и сатисфакциями.

  2. Ленинский тезис о переводе войны в гражданскую никто не отменял. И признаки революционной ситуации все в наличии. С нетерпением ждем.

  3. Так тот вообще договорился до того, что молитвы крымских татар совершенные на полуострове, то не правильные молитвы.

    Правильные молитвы только у ”блокадников”

    И вот когда они придут в Крым с материка, то они “спросят” с татар, оставшихся на полуострове, почему они на диванах лежали, а не ЛЭП рвали и поезда под откос не пускали.

    И держава такое терпит. В отношении своих же граждан, поневоле оказавшихся в оккупации.

  4. По блокадке Крыма ничему удивляться не приходится. У организатора блокады и “великого укротатарского патриота” Ислямова Поклонская арестовала 8 объектов недвижимости. Из них 6 коммерческих в Москве. И произолшло это не в 2014, а зимой 2015 г. Выходит он все это время экономику супостата развивал. Убытки причиненные Украине вообще считать не решаются. А арестованную недвижимость россияне ему наверняка вернут. Возможно вместе с медалью или досрочным званием.

  5. В сети высмеяли семью Путина: опубликованы фото

    22 декабря 2015 | 15:37

    В сети высмеяли семейные ценности президента РФ Владимира Путина, разместив его фото рядом с семейными фото политиков из различных стран.

    Снимки разместил на своей странице в соцсети Facebook российский блогер Андрей Зубец.

    «Семейные ценности. Эрдоган, Порошенко, Обама, Навальный и Путин», — отметил он в подписи к подборке.

    «Судьба резидента», «С Путиным жена?», «Я давно заметила, что не умеет руководить страной человек, не умеющий руководить его маленькой ячейкой», — комментируют пользователи.
    Источник: Новости Facenews — http://www.facenews.ua/news/2015/302396/

  6. Путин — коррумпированная жопа осла

    Если Вы считаете странным совпадением, что многие из современных супербогачей России — бывшие или настоящие друзья Путина; если Вы считаете неправильным тот факт, что никак не расследуются сообщения о супердорогих яхтах и дворцах, принадлежащих Владимиру Владимировичу; если Вас не устраивает, что каждый год из бюджета страны с неизменной постоянностью разворовываются миллиарды и миллиарды наших общих, кровью и потом заработанных рублей — значит, эта группа для Вас. Добро пожаловать, дамы и господа!

    Місце перебування

    Санкт-Петербург, Росiя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Ирина Долозина -- чемпион по "скруткам". При всех начальниках
НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Последние российские новости впечатляют. Бывший журналист «Новой газеты» Сергей Канев пишет, что под Питером была обнаружена частная тюрьма с крематорием.…
Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

  Почему крупные дистрибьюторы лекарств и торговцы «самопальными» медпрепаратами попали в одно уголовное дело. Весной этого года, 25 марта, федеральный суд…
НОВОСТИ