Человек не терпит насилия!

«Третьим буду!» – история московских претензий на римское наследие

moskvaa34230

«Москва – Третий Рим» – скоро этой концепции, одной из основ российского экспансионизма, исполняется пятьсот лет. Вообще, идея имперской преемственности в свое время была популярной и в разных странах переигрывалась на разные лады. Вспомнить хотя бы Третий рейх! Что касается «Третьего Рима», то в ХІХ-ХХ веках своя вариация на данную тему была в ходу в Италии: Первый Рим – императорский, Второй – папский, Третий – собственно итальянский. Однако, надо сказать, российский случай представляется куда более экзотичным.

«Второй Рим» на троих

После падения Константинополя и героической гибели императора Константина ХІ (1453) византийское политическое наследство разделили между собой три монарха.

Во-первых, султан Мехмед ІІ взял себе титул «императора ромеев». На первый взгляд, выглядит странно – как если бы товарищ Сталин после взятия Берлина провозгласил себя «фюрером и канцлером Третьего рейха». Однако Османы поначалу всерьез считали себя правопреемниками и продолжателями византийской имперской традиции.

Во-вторых, овдовевший великий московский князь Иван ІІІ в 1472 году обвенчался с племянницей последнего византийского императора Софьей (Зоей) Палеолог, получив в качестве приданного также двуглавого орла – герб династии Палеологов. Интересно, что Софья-Зоя, приехавшая в Москву из Рима, где она росла и воспитывалась при папском дворе, была самой что ни на есть греко-католичкой (униаткой).

В-третьих, племянник последнего византийского императора и прямой наследник престола Андрей Палеолог в 1494 году продал титул и право на византийский престол (а также на сербский и трапезундский!) французскому королю Карлу VIII.

Однако французские и османские монархи в дальнейшем охладели к византийскому наследию, в отличие от российских самодержцев. Уже Василий ІІІ, сын Ивана ІІІ и Софьи Палеолог, в подтверждение своих претензий на константинопольское и киевское наследие соорудил знаменитую шапку Мономаха: якобы император Константин IХ Мономах подарил ее своему внуку – киевскому князю Владимиру Мономаху. (На самом деле, шапка моложе лет на триста; к тому же, достаточно посмотреть на изображения тех времен, чтобы понять: в таких головных уборах ходили золотоордынские, а не византийские правители.) Именно в годы правления Василия ІІІ появилась знаменитая третьеримская концепция.

Куда вы смотрите? Куда вы лезете?

Автором знаменитого постулата считается старец Филофей – монах одного из псковских монастырей. Суть концепции он изложил в 1520-х годах в двух письмах-посланиях: дьяку Менухину (чиновник при московском наместнике) и великому московскому князю Василию ІІІ:

«Два убо Рима падоша, а третии [Москва] стоит, а четвертому не быти».

Первое послание «На звездочетцев и латин» (или «О злых днях и часах») направлено против астрологии, которую тогда продвигал заезжий лекарь Николай Немчин. По мнению Филофея, «не от звезд сие происходит» и вообще, православному человеку грех заниматься такими делами. Второе послание – «Об исправлении крестного знамения и о содомском блуде». Тему крестного знамения Филофей только обозначил в твоем царстве не осеняют люди себя правильно знамением святого креста»), но вообще никак не раскрыл. А по второму вопросу заметил, что «мерзость такая преумножилась не только среди мирян, но и средь прочих, о коих я умолчу, но читающий да разумеет» (очевидно, намек на духовенство).

В общем, речь идет не о планах имперской экспансии (кстати, московский аншлюс Пскова произошел только в 1510 году), а о необходимости подтянуть морально-нравственные устои. Это особенно важно в ситуации, когда «Ветхий Рим» погряз в ереси, «Второй Рим» за греховные связи с «Ветхим» оказался под властью мусульман – и Москве, как столице последнего православного царства, предстоит стать «Третьим Римом». Словом, на вас ложится ответственная задача, а вы чем занимаетесь?!

По мнению Филофея, без «Рима» вообще никак не обойтись: «Инако же ромейское царство неразрушимо, яко Господь в римскую власть написася». Эту фразу трактуют по-разному, но преимущественно в том смысле, что Христос не просто так родился в подданстве римских императоров.

Кроме того, раз Москва – Третий Рим, то «великий Константин, и блаженный святой Владимир, и великий богоизбранный Ярослав» (вот они, на Киев претензии!) были объявлены предками московских князей. Эта идея особенно пришлась по вкусу московским правителям. Вскоре Иван IV Грозный не только объявил себя царем, но и провел свою родословную до римского императора Октавиана Августа.

От самоизоляции до экспансионизма

Третьеримская концепция стала одной из ключевых при учреждении в 1589 году Московского патриархата. Однако, после Церковной реформы и Раскола (1651-1667) ее взяла на вооружение не официальная церковь, а старообрядческая. Новации патриарха Никона и Петра І старообрядцы расценили не иначе как «падение Последнего Рима в нечестие», а себя считали его последними адептами. Поскольку единоначалия у ревнителей «древлего благочестия» не было, то третьеримскость они трактовали по-разному (благо, Филофей еще напустил тумана о крестном знамении). Больше ста лет концепция циркулировала в старообрядческом подполье. А российские имперские идеологи узнали о ней после 1819 года, когда первоисточники были опубликованы в популярной тогда исторической литературе.

Новый импульс и переосмысление идея о «Третьем Риме» получила во второй половине ХІХ века благодаря российским панславистам. Дескать, мы бы и не хотели лезть во все эти дела, да наше мессианство нас к тому обязывает. «Это совпадает с еще одной идеологической линией: Россия хочет расчленения Османской империи. В 1877 году начинается русско-турецкая война, а в начале 1878 года русские войска оказываются в предместьях Константинополя. В этот момент Россия наконец ощущает свое призвание. Возникает псевдовизантийский стиль в архитектуре, и вплоть до 1917 года идея наследования Россией Византии развивается по нарастающей», – говорит российский историк-византист Сергей Иванов.

Сейчас третьеримская концепция выглядит сильно устаревшей, а потому уступила место «Победобесию». Правда, в прошлом году в РПЦ вспомнили о ней, используя как аргумент в противостоянии с Константинопольским патриархатом.

Дмитро Шурхало, для «ОРД»

Оцените материал:
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Ирина Долозина -- чемпион по "скруткам". При всех начальниках
НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Последние российские новости впечатляют. Бывший журналист «Новой газеты» Сергей Канев пишет, что под Питером была обнаружена частная тюрьма с крематорием.…
Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

  Почему крупные дистрибьюторы лекарств и торговцы «самопальными» медпрепаратами попали в одно уголовное дело. Весной этого года, 25 марта, федеральный суд…
НОВОСТИ