Человек не терпит насилия!

В поисках выхода из кризиса: рецепты португальских военных. Часть первая: от короля-литературоведа до экономиста-диктатора

medium Estremoz13

Руководство Украины демонстрирует удручающую неспособность эффективно управлять и преобразовывать страну, да и попросту неумение договариваться. Хотелось бы ошибиться, но очень маловероятно, что в результате перевыборов к власти придут качественно лучшие политики. Также очевидно, что еще одного Майдана Украина может не выдержать. Так что необходимо искать иные решения по выходу из кризиса, который все больше поражает своими глубинами.

В этой связи стоит вернуться к теме, которую ранее затронули в цикле публикаций «И вышли на площадь…» 

(http://ord-ua.com/2015/12/14/i-vyishli-na-ploschad-190-letie-vosstaniya-dekabristov/

http://ord-ua.com/2015/12/21/i-vyishli-na-ploschad-2-voennyij-putch-po-ukrainski/ 

 https://www.ord-ua.com/2015/12/26/i-vyishli-na-ploschad-3-armiya-i-majdan-/). 

Исторический опыт свидетельствует, что силой, которая способна запустить процесс преобразований, может выступить пользующаяся доверием общества армия. Одним из государств, где это было доказано на практике, является Португалия. Португальцы не отличались излишней воинственностью, однако в ХХ веке военные там выступали в роли арбитра политических процессов. Именно они перезагружали политическую систему, которую политики загоняли в очередной кризис. 

Вообще, Португалия, хотя и находится на другом конце Европы, во многом похожа на Украину. Если украинцы сформировались на границе со степью, то португальцы – на границе с океаном. Они такие же любители грустных и мелодичных песен, как и мы… Думаю, не случайно именно в Португалии многие наши соотечественники нашли себе не только работу, но и свой новый дом. 

Сумасшедший на пути революции

К началу ХХ века в португальском обществе все больше вызревало недовольство тем, что правящая Браганца-Кобургская династия не может эффективно отстаивать интересы в колониях. Одна из самых старинных колониальных империй все боле уступала позиции боле молодым. В частности, королевская дипломатия не смогла обеспечить сухопутный коридор между принадлежащими Португалии Анголой и Мозамбиком, уступив в этом вопросе немцам и англичанам.

В 1908-м группа террористов атаковала королевский кортеж, в результате чего погибли король его старший сын. Героическая королева спасла себя и младшего сына, отбиваясь букетом цветов (!),  пока нерасторопная полиция не перестреляла нападавших. Однако, чудом спасшийся новый молодой король увлекался музыкой, литературой, искусством и не хотел вникать в политические расклады … Неудивительно, что уже в 1910-м в Лиссабоне вспыхнула революция.

Надо сказать, что первоначально успех революции выглядел сомнительно, поскольку одного из ее лидеров доктора Мигеля Бомбарду накануне застрелил душевнобольной пациент (прямо в больнице!), а другой – флотский офицер Кандидо душ Рейш – погиб при невыясненных обстоятельствах. Однако вспыхнувшее восстание поддержали военные моряки. 

В такой ситуации решающее слово оказалось за офицерами столичного гарнизона, которые встали на сторону республиканцев. Военные отказались подавлять мятеж моряков, а вместо этого блокировали Лиссабон, чтобы не допустить в город лояльные королю части. В это время команды двух военных кораблей  открыли огонь по королевской резиденции (прообраз крейсера «Аврора»!)… Так что королевская семья по-быстрому погрузилась на бразильский военный корабль и отплыла в Англию (там низложенный монарх написал фундаментальное исследование о средневековой португальской литературе – это вам не «Анна Ахметова»!). 

Генерал отдает власть профессору

Однако пришедшие к власти либералы не смогли решить большинство оставшихся от монархии проблем, но зато погрязли в политических дрязгах и коррупции. Причем, большинство политических кризисов проходило в рамках одной Демократической партии (что-то типа «Нашей Украины» или БПП), представители которой в 1910-1926 гг. возглавляли 25 правительств из 44. Все это сопровождалось многочисленными кризисами, экономической стагнацией, мятежами, восстанием монархистов и попыткой установления президентской диктатуры. Военные периодически вмешивались в ситуацию, способствуя смене того или иного правительства. Фактически, они стали неформальной частью политической системы первой республики.

В 1916-м Португалия была втянута в Первую мировую войну, но, понеся серьезные потери в кораблях и на фонте во Франции (туда отправили целый корпус), португальцы получили лишь небольшую территорию в Африке за счет дележа немецких колоний. 

С сентября 1924-го по июль 1925-го сменилось семь правительств, политический кризис сопровождался экономическим, страна погрязла во внешних долгах. В мае 1926-го правительство вышло за рамки полномочий, объявив о роспуске нижней палаты парламента. Вскоре в провинциальном городе Брага  на севере страны начальник местного гарнизона генерал да Кошта объявил о «Национальной революции против невыносимого положения страны». С разных концов Португалии военные двинулись на столицу, где флотские офицеры уже низложили правительство. Чтобы не поссориться, военные образовали триумвират, однако скорее один из его членов генерал Кармона взял власть в свои руки, отстранив товарищей. Но как бороться с экономическим кризисом он не знал, так что вскоре поделился властью с профессором экономики Антониу Салазару. Получив должность министра финансов с широкими полномочиями, тот быстро преодолел кризис, добившись экономического роста и социальной стабильности. Так что, став президентом, генерал Кармона не только оставил Салазару портфель министра финансов, но и назначил его главой правительства. Фактически, премьер-министр получил от президента диктаторские полномочия! 

О Салазаре, который правил Португалией в течение 36 лет (1932-1968), часто говорят как о фашистском диктаторе, но вряд ли такая характеристика справедлива. Скорее, этот профессор экономики был правым консерватором-клерикалом – эдаким «португальским Пинзеником», только, в отличие от нашего Виктора Михайловича, более харизматичным и решительным.  В 1921-м Салазар был избран в парламент, но увидев, каким паскудстом занимаются депутаты (примерно тем же, чем у нас в Верховной Раде), через три дня (!) сложил полномочия и отправился назад в университет. И преподавал там пока не получил полномочия достаточные для того, чтобы преобразовать страну.  

Установленный им режим прессовал не только левых, но и  правых, не желавших вписываться в однопартийную модель «нового государства». В годы Второй мировой Салазар поначалу придерживался строго нейтралитета. Однако в 1943-м он сдал союзникам Азорские острова под военно-морскую и военно-воздушную базы. Те взамен гарантировали Португалии неприкосновенность ее колоний. 

Дмитро Шурхало, для «ОРД»

(окончание следует)

Оцените материал:
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

6 ответов

  1. У нас нет военно-политической элиты с четким национальным стержнем понимания событий.Одни приспособ
    ленцы.Только народ может решить этот кризис власти и И Сусаниных ведущих страну в экономическое,поли
    тическое,военное болото.Майдан с гильотиной и вопросом отчитайся и ответь.Все правят.Венецианская
    комиссия в вопросах права,ОБСЕ в вопросах войны и мира,МВФ -экономики….А где наши мозги? Разве
    нынешние элиты из грязи в князи на что то способны? Только майдан и выборы могут выдвинуть действенных лидеров.

  2. Пока гарант не начнет жрать коррупционеров (в прямом смысле слова) на завтрак, обед, полдник и ужин, то в стране порядка не будет.

    Это говорю вам я- Бокасса!.

  3. Его имя и сегодня большинство граждан Центральноафриканской Республики произносят с ужасом и содроганием. И не случайно. Жан Бедель Бокасса, принявший власть в 1966 году, был не только садистом, убийцей и тираном, но и самым известным высокопоставленным людоедом.

    Будущий правитель был одним из 12 детей сельского старосты небольшой французской колонии Убанги-Шари. В 19 лет он решил попытать счастья на военном поприще, для чего поступил на службу во французскую армию. Жан Бедель был молод и амбициозен, впрочем, сослуживцы приняли его с радостью. Люди проникались к нему доверием.

    Однако все изменилось уже после вьетнамской кампании. Во время одного из рейдов Бокасса потерялся в густых джунглях. Взвод в течение недели искал бравого сержанта. Прочесывая лес, солдаты заметили дым от костра. Добравшись до места, люди замерли от ужаса: на огне жарилось человеческое мясо, а сам Жан Бедель сидел с огромным ножом около убитого партизана и разделывал человеческое тело. Позже он признался, что вначале съел сердце и печень врага, чтобы «получить чужую храбрость».

    Узнавшее об инциденте руководство, тут же выслало Бокасса обратно в ЦАР. Но отставному сержанту опять повезло. Руководил страной в то время его племянник – Дэвид Дако. Он с радостью помог «бедному родственнику», присвоив Жану Беделю чин полковника и назначив его на должность начальника генерального штаба.
    Однако экономика ЦАР разваливалась, несмотря на многочисленные кредиты, получаемые от европейских стран. Они с превеликим удовольствием оказывали помощь стране, столь богатой залежами алмазов и урана. Но все деньги оседали в карманах правительства и президента. Бокасса был недоволен и открыто выражал свой протест. Дако предпринял попытку казнить восставшего против него родственника, но на помощь полковнику прибыли его друзья-военные. В результате переворота в 1966 году Жан Бедель Бокасса стал президентом Центральноафриканской Республики.

    Именно забота о собственной безопасности заставило будущего императора столь жестоко расправляться со своими врагами. Бокасса никогда не расставался со своей знаменитой тростью из эбенового дерева и слоновой кости. Говорят, он всаживал ее наконечник в глаз своему противнику. Надежды на спасение не было.

    Первым же указом Бокасса распустил парламент. И, хотя одной из основных угроз себе он считал проявление у населения коммунистических настроений, это не помешало Жану Беделю не только а «заигрывать» с СССР, но и побывать в 1970 году с дружеским визитом в Москве. К слову, как утверждал его повар, самым ярким воспоминанием Бокасса оказался генсек КПСС Леонид Ильич Брежнев. Жан Бедель с особым воодушевлением и причмокиванием вспоминал, каким упитанным был генсек: «Я с удовольствием съел бы его», — нередко пошучивал Бокасса. Зная вкусовые пристрастия лидера ЦАР, трудно верить, что это была обычная шутка.
    Принял на вооружение Жан Бедель и традицию Брежнева целовать своих коллег. Он поговаривал, что во время поцелуя ощущает вкус кожи, чем приводил своих подчиненных в ужас.
    Уже в 1976 году Бокасса провозгласи себя императором «Центральной Африки, волей центральноафриканского народа, объединенного в национальную политическую партию МЕСАН». Он даже провел коронацию, которую можно было сравнить только что с коронацией Наполеона I. Как утверждают достоверные источники, на это было потрачено не менее 20 миллионов долларов, что значительно превышало годовой бюджет ЦАР. Короновал Бокасса и одну из своих многочисленных жен, с которой был венчан согласно католическим канонам — императрицу Екатерину Дангиаде.
    Ну, а если быть точными, Бокасса имел 17 жен и 77 детей. Всех их он даже не помнил в лицо. Воспитание сводилось к точным рекомендациям не нарушать воли императорских принцев, ни в чем им не отказывать и в обязательном порядке отдать всех мальчиков на военную службу, а в 12 лет доставить к ним первую наложницу. Один из принцев позже признался: «Один раз я попросил у офицера охраны пистолет. Он не посмел ослушаться, ведь я мог пожаловаться отцу. Я нацелил оружие ему в лоб. Лейтенант жалобно улыбался. Когда я бросил пистолет, тот сказал: “Слава тебе, Дева Мария”. Один из моих братьев застрелил своего слугу. Наказание было жестоким: его на неделю лишили сладкого».
    Единственным ограничением даже для них было проникновение на имперскую кухню. Личный повар экс-императора, Филипп Ленгис рассказывал, что детям было категорически запрещено есть «сахарную свинину» отца. Бокасса боялся, что вкусив плоти врага, принцы станут его противниками.

    Впрочем, о «сахарной свинине» были наслышаны все граждане ЦАР. Ходят слухи, что пресытившись человечиной, Жан Бедель стал коллекционировать свои ощущения от поедания представителей различных профессий. Достоверно известно, что на имперском столе окончили свои дни единственные в стране ученый-математик и врач-стоматолог. Такая же участь постигла и победительницу первого в ЦАР конкурса красоты. Нередко и подчиненные грозного Бокассы становились очередным блюдом. Одного из министров, который был уличен в воровстве, император-людоед съел за обедом. А другого собственноручно нафаршировал рисом, зажарил и подал на трапезу его семье.
    Впрочем, один из сыновей знаменитого лидера-каннибал пошел по отцовским стопам. Антуан Жан-Бидель Бокасса, ставший студентом Сорбоны после того, как Бокасса-старшего арестовали, в 1980-х годах ужаснул всю Европу. При обыске в его квартире обнаружили холодильник, до отказа забитый «…женскими грудями, вырезкой с живота и бедер, хрящами ушей и носов молодых женщин… В горах мяса, найденных в морозилке, голов не нашли, но зато под кроватью и в постели наследного принца были обнаружены шесть до блеска отполированных черепов».

    Одной из первых жертв стала его подружка Дорис. Жан-Бидель на допросе рассказал: «Я наслаждался, поедая ее парное мясо, особенно печень и сердце, так как, по нашим африканским поверьям, это означает, что ты становишься мужественнее и храбрее… Столовой ложкой я съел в сыром виде ее мозг — чтобы быть умным и хитрым, как женщина. Всех новых девушек, которых я приводил к себе домой, я угощал бифштексами, приготовленными из мяса не только Дорис, но и остальных моих прежних подружек».
    Звездная карьера императора-каннибала закончилась в 1979 году, когда он решил поддержать полковника Каддафи в его борьбе за владение республикой Чад. Французам такое пришлось не по душе. Бокасса отбыл с визитом в Ливию, а дворец был захвачен и власть императора упразднена. Самого Жана Беделя арестовали и посадили на 10 лет.
    Бывший император умер в 1996 году от сердечного приступа, в одиночестве и нищете. И хотя многие сегодня пытаются уверить общественность, что Бокасса никогда не был каннибалом, в фактах сомневаться не приходится.

  4. Столовой ложкой я съел в сыром виде ее мозг — чтобы быть умным и хитрым,:

    А если несколько сот Бокассов? И все президенты!

    Будет порядок или нет?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Ирина Долозина -- чемпион по "скруткам". При всех начальниках
НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Последние российские новости впечатляют. Бывший журналист «Новой газеты» Сергей Канев пишет, что под Питером была обнаружена частная тюрьма с крематорием.…
Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

  Почему крупные дистрибьюторы лекарств и торговцы «самопальными» медпрепаратами попали в одно уголовное дело. Весной этого года, 25 марта, федеральный суд…
НОВОСТИ