Человек не терпит насилия!

Алмазная охота или что ищет «Де Бирс» в Украине?

51585

Тенденция к монополизации характерна для многих мировых, сырьевых и товарных рынков. Однако вряд ли найдется рынок, монополизированный больше, чем рынок алмазов. 70% мирового рынка  алмазов контролирует транснациональная корпорация “Де Бирс” принадлежащая клану Оппенгеймеров. Основные алмазодобывающие мощности “Де Бирс” сосредоточены в Южной Африке. Но интересы этой транснациональной махины ощутимы и в Украине. Правда, ее больше интересуют не украинские ювелиры, а советское наследие  в плане синтеза искусственных алмазов (технологии и мощности).

Всемогущество “Де Бирс” таково, что, по мнению многих аналитиков, именно она  контролирует внутреннюю и внешнюю политику такого нехилого государства как ЮАР. Кстати, пресловутый  режим апартеида (фактическое угнетение и бесправного положения черного и “цветного” населения) держался, несмотря на все международные санкции, именно благодаря Оппенгеймерам. Как только он перестал быть им выгоден, апартеид моментально упразднили, а президентом страны сделали выпущенного из тюрьмы борца с этим безобразием Нельсона Манделу, при котором экономические позиции “Де Бирс” в ЮАР дополнительно окрепли.

Монополизм “Де Бирс” на рынке алмазов фактически закреплен инициированным с его подачи Кимберлийским процессом, суть которого – введение сверхжестких условий торговли этим товаром, просто исключающих появление у “Де Бирс” конкурентов. Объяснить такую “ревность”  монополиста алмазного рынка можно очень просто: спецификой самих алмазов как минерала и как товара.

Как известно, любому школьнику из учебника химии, алмаз является ни чем иным, как кристаллической формой углерода – одного из самых распространенных в мире элементов, который известен в виде графита и угля. Однако долгие столетия синтез искусственных алмазов был неизвестен, а природные – чрезвычайно редки, что и обуславливало заоблачные цены на эти “камушки”. И даже после того, как были разработаны технологии искусственного синтеза алмазов, цены на них продолжали держаться на высоком уровне, как по “инерции” так и вследствие резко возросшего спроса на алмазы в промышленности.

Поэтому еще в начале ХХ века во всем мире начали активно искать передовые технологии искусственного синтеза алмазов, позволяющие  наладить их выпуск в промышленных масштабах. Но сделать это долгое время не удавалось. По мнению аналитиков, многие разработки просто “на корню” скупались крупными игроками алмазного рынка (той же «Де Бирс») и тормозились.

Лишь по окончании Второй мировой войны, когда за синтез искусственных алмазов всерьез взялись в СССР, на Западе поняли, что “тормозить прогресс” бессмысленно. И та же корпорация “Де Бирс” на основании скупленных ранее патентов на открытия начала собственные исследования. Дело продвигалось достаточно успешно, особенно в Советском Союзе, и примерно в 60-е годы синтез искусственных алмазов наконец, был поставлен на промышленную основу. 

В советские времена 70% всесоюзного производства искусственных алмазов было сосредоточено в Украине, и поэтому после распада СССР наша страна стала фактическим монополистом в производстве некоторых видов алмазов на постсоветском пространстве.

Помимо производства искусственных алмазов в Украине была развита алмазно-бриллиантовая  промышленность, предприятия которой специализировались на огранке природных алмазов. В Украине таких предприятий два: Киевский завод “Изумруд” и Винницкий завод “Кристалл”. И хотя оба предприятия в свое время вошли в структуру государственной акционерной компании “Украинские полиметаллы”, их переход под контроль “Де Бирс” является лишь вопросом времени  по одной простой причине: сбыть свою продукцию, кроме, как в Украине или СНГ, предприятия не могут, эта сфера четко монополизирована «Де Бирс» через Кимберлийский процесс.

По неофициальной информации, оба завода практически перешли на работу со структурными подразделениями этой монополии по давальческим схемам. А в качестве поставщиков давальческого сырья опять-таки в основном фигурируют структуры аффилированные с “Де Бирс” (хотя заводы имели до недавнего времени определенные виды и российских природных алмазов, а также африканских, купленных через израильские фирмы).

Для справки. ГАК “Украинские полиметаллы” была создана на основании постановления Кабинета Министров №373 от 18 марта 1998 года и внесена в Государственный реестр предприятий 16 июня того же года. Главная цель создания компании — осуществление государственной программы “Золото Украины”. Учредителями компании выступили Министерство промышленной политики, Государственный комитет Украины по геологии и использованию недр и Фонд государственного имущества Украины. В апреле Кабинет Министров поручил ФГИ  обеспечить в течение месяца передачу «…полиметаллов» Министерству промышленной политики. Т.е. переход к Минпрому должен состояться буквально на днях.

Кабинет Министров также отменил положения прежнего распоряжения об изъятии из уставного фонда компании пакетов Киевского государственного предприятия “Изумруд” (100%), Львовского государственного ювелирного завода (100%), Государственного предприятия “Винницкий завод “Кристалл” (100%). 

Несмотря на то, что предприятия государственные, свои проблемы они вынуждены решать сами, и делают это не всегда удачно. Как явствует из справки по заводу «Изумруд», «внаслідок невдалого менеджменту відбулась свідома передача у 2002-2005р.р. позицій КДП «Ізумруд»   на   внутрішньому   ринку   криміналізованим   приватним фірмам ТОВ «ТД «Алмаз-Діамант» та ТОВ «Ультра плюс», виробництво яких було розгорнуте на території КДП «Ізумруд» на нелегальній основі, у т.ч. без оформлення договору оренди, без розробки проектної документації, державної експертизи, без реєстрації в органах держнагляду…».

Или «у листопаді 2006 року — січні 2007 року проведено перемовини з ТОВ «Сільвер» (Москва), яке є партнером АК «АЛРОСА», про поставки алмазної сировини  за  замовленням  КДП  «Ізумруд»,   на  що:  отримано лист-підтвердження від 17.11.2006 року за № 40-а і підписано відповідний контракт та «Меморандум…» від 22.01.2007 року про створення спільного підприємства…».

Еще такая цитата, характеризующая недавних поставщиков сырья: «КДП «Ізумруд» діамантів, починаючи з 2007 року, отримано листи — підтвердження та заключено ряд контрактів на поставки діамантів вартістю до 400-700 млн.дол.США на рік.

Перелік цих компаній слідуючий:

— BENDIACO ltd (Ізраїль)    50-100 млн.дол.США

— Adamante s.r.o (Словенія)         50-100 млн.дол.США

— Eliav Jeki Diamonds (Ізраїль)    до 14 млн.дол.США

— Advanced Diamond Inc (США)   до 170 млн.дол.США

— Matan Diamond ltd (Ізраїль)       до 100 млн.дол.США

— Yusupov Diamond ltd (Ізраїль)  50-100 млн.дол.США

— Shalom Lev Diamond Ltd (Ізраїль)      50-100 млн.дол.США…».

Но перейдем к теме искусственных алмазов. Технология алмазного синтеза, применяемого на украинских предприятиях, в частности Полтавском и Бориславском алмазных заводах, является более дешевой и эффективной, чем технологии, применяемые на Западе.

Можно констатировать, что фактическую конкуренцию монстру “Де Бирс” могут составить лишь украинские алмазные предприятия (!). Но, к счастью  для Оппенгеймеров, сложное экономическое положение страны и отсутствие инвестиций для расширения производства сделали украинских «алмазников» неопасными конкурентами.

То, что ни одно из украинских правительств за годы независимости не «вкурило» ценности советского алмазного наследия, а у самих предприятий не было средств на рекламу (в мире о них не знали из-за выской степени засекреченности советских алмазных заводов) оказало неоценимую услугу «Де Бирс». Мало, кто знает, что «алмазная акула»  через родственные и подставные структуры прибрала «остатки роскоши» к рукам.

В настоящее время, центром созвездия предприятий, связанных с “Де Бирс”, является зарегистрированная в Ирландии компания Element Six, которая занимается производством искусственных алмазов, алмазного инструмента, абразивных порошков, и одновременно контролирует все существующие в Западном мире технологии получения искусственных алмазов. С недавних пор компания, не таясь, присутствует в Украине – на «Полтавском алмазном заводе».

Читателю на заметку: компания «Абразивкомплект» (www.abraziv.ru) уже больше 10 лет занимается продажей абразивных инструментов. Твердосплавные борфрезы по металлу производства фирмы KLINGSPOR изготавливаются в нескольких различных формах и предназначены для решения задач в обработке поверхности, труднодоступных мест и профилей.

«Полтавский алмазный завод» был основан в 1966 году и на сегодняшний день является одним из ведущих предприятий в мире по производству промышленных алмазов. В частности инструментов из синтетических алмазов и сверхтвердых материалов.

Надо заметить, что до недавнего времени украинские производители алмазов могли использовать собственные технологии, вследствие, чего предлагали на мировой рынок более дешевые и качественные алмазы и алмазный порошок, и, теоретически, в случае, если бы нашелся стратегический инвестор для расширения производства, составили бы конкуренцию Element Six. Суммарные мощности “Полтавского алмазного завода” рассчитаны на производство 140 млн. карат алмазов в год. Однако главная ценность предприятия не в мощностях, а в уникальной и самой эффективной на сегодняшний день технологии. Алмазы, которые получают на своих заводах корпорации “Де Бирс” и “Дженерал Электрик”, значительно дороже украинских из-за другой технологии синтеза.

Приватизация завода проходила не очень прозрачно: до 2006 года акции предприятия скупили несколько оффшорных компаний –  явно под чей то заказ (заказчик в итоге стал известен позже)— это «Боранко Лимитед» – 63%  ( Кипр) и «Отрию Трейдинг Лимитед» – 16% (Кипр).

В начале 2006 года ирландская компания Element Six выкупила у этих кипрских оффшоров акции алмазного завода, и начала поставлять полтавскую продукцию для последующей переработки в городе Шенон (Ирландия). С тех пор специалисты констатировали, что о какой-либо конкуренции на мировом рынке промышленных алмазов можно забыть раз и навсегда: с приобретением Полтавского алмазного завода Element Six, стоящая за ней “Де Бирс”  полностью овладела мировым рынком промышленных алмазов.

После того, как “Полтавский алмазный завод” вошел в зону влияния корпорацию “Де Бирс”, судьба других предприятий алмазной отрасли Украины была фактически решена. Они со временем так или иначе окажутся под контролем “Де Бирс”. И не обязательно через Element Six. Возможно, будут задействованы другие аффилированные компании, связь которых с монополистом не очевидна.

Зато совершенно очевидны цели и задачи Оппенгеймеров на мировом рынке (для достижения которых им и нужны украинские предприятия) – удержать предельно высокие цены на алмазы, как на природные, так и на искусственные,  максимально длительное время. Согласитесь, что развитие технологий искусственного синтеза по всем правилам рыночной экономики должно было привести к резкому удешевлению искусственных  и естественных камней. Однако этого не произошло. Причина – в монополизации мирового рынка.

“Де Бирс” вовремя почувствовал угрозу своему бизнесу от неконтролируемого развития технологии синтеза искусственных алмазов и поэтому через подставные структуры начал скупать во всем мире предприятия и фирмы, работающие в данной отрасли, что позволило ему быстро монополизировать мировой рынок промышленных алмазов. Украина в этом деле оказалась не трудным орешком, поскольку власти проморгали ценность активов, а предприятия так бедны и слабы, что не могут даже думать о том, как противостоять транснациональной корпорации.

Понимая это, «Де Бирс» ведет себя как сытый лев и не торопится «съедать» очередную жертву. Возможно, его следующим объектом станет Бориславский завод – более слабый, чем Полтавский, к тому же  остановившийся еще в 2002 году.  До последнего времени завод принадлежал двум компаньонам – Григорию Минченко и Борису Олейникову. Буквально недавно объявилось некое киевское предприятие «Союз-М», готовое вложить в возрождение завода около $10 млн. Планируется, что готовая продукция будет поставляться исключительно на экспорт в страны Европы и США. Этот инвестпроект реализуется совместно с еще одним инвестором, имеющим сумские корни. Вроде бы эттм инвестором является Сумское НПО им.Фрунзе. Но поскольку от «Де Бирс» можно ожидать самых неожиданных форм, не исключено, что после приведения Бориславского завода в чувство, его выкупят оффшорки монополиста.

В Украине, технология синтеза искусственных алмазов, кроме Полтавского и  Бориславского  предприятий, также используется на Львовском  заводе   алмазного  инструмента. Львовян держит таинственный и малоизученный украинский холдинг «Мегапром» (генеральный директор Игорь Трапезников, собственники автору неизвестны).

Впрочем, кто бы ни был собственником украинского алмазного производства, его действия четко ограничены рамками так называемого  Кимберлийского процесса (о котором мы уже говорили), регулирующего импорт и экспорт алмазов. Процесс присоединения Украины к процессу идет по плану. Скоро мы там будем со всеми потрохами.

С практической точки зрения, это выразится в том,  что в нашей стране исключается возможность появления альтернативных центров производства искусственных алмазов помимо уже существующих предприятий, которые, как мы отмечали выше, обречены на попадание под контроль “Де Бирс”.

Кстати, насколько актуален вопрос контроля над алмазным рынком Украины демонстрирует тот факт, что в апреле 2007 года во время политического кризиса, “недораспущенная” Верховная Рада приняла Закон о внесении изменения в Закон Украины “О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроля за операциями с ними», в котором четко обозначила ужесточение государственного контроля за операциями с алмазами.

Говоря о монополизме “Де Бирс”, стоит отметить, что бояться его не надо: корпорация вряд ли будет стремиться закрыть украинские промышленные мощности, скупив их.  Ввиду растущего спроса на алмазы, заводы нужны Оппенгеймерам «живыми».

Владимир Владимиров

Оцените материал:
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Ирина Долозина -- чемпион по "скруткам". При всех начальниках
НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Последние российские новости впечатляют. Бывший журналист «Новой газеты» Сергей Канев пишет, что под Питером была обнаружена частная тюрьма с крематорием.…
Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

  Почему крупные дистрибьюторы лекарств и торговцы «самопальными» медпрепаратами попали в одно уголовное дело. Весной этого года, 25 марта, федеральный суд…
НОВОСТИ